Игры с песком
картотека

Чистякова Олеся Николаевна
Картотека игр с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_igry_s_peskom.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека         игр

с песком

Песок позволяет у детей раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. При правильно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, коррекционное, обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем. В самом начале занятий детям объясняются правила игры. Запреты касаются только нанесения телесных повреждений, поломок игрушек и высыпания песка на пол. А что можно? Можно строить и творить!

 

Игра: «Мы едем в гости»

Цель:        развитие        пространственных        представлений,        ориентировка        на

«песочном столе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».

Оборудование: цветовой стол с песком, мелкие игрушки, схемы

Возраст:4-5 лет

Ход игры: Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ»,

«право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Педагог. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «вверху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику? Можно усложнять игру с помощью  схем.

Игра «Рыбалка»

Цель: развитие распределения внимания, зрительного восприятия цвета, формы, умения согласовывать свои действия с другими.

Возраст: 4-6 лет

Оборудование: условия проведения упражнения: стол без песка, включен голубой цвет. На столе выложены фигуры красного, синего, желтого, зеленого цвета (круглой, квадратной, треугольной форм) с магнитами (или скрепками). Удочки – одна на два ребенка.

Ход игры: Песочный человечек пришел к реке, просит нам помочь поймать необычных рыбок. Условия: 1.Одной удочкой вдвоем вылавливать 2. Сначала слушать, потом ловить. Психолог дает задание, например, сначала выловить все квадратные фигурки,.. красные, треугольные, желтые..

Упражнение «Рисование в паре»

Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи.

 

Ход игры: Паре детей предлагается изобразить с помощью песка определенное время года. Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно они будут рисовать на световом столе. По завершении рисования детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка.

Упражнение «Загадки»

Цель: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики; коммуникативных навыков.

Возраст: 5-7 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадано яблоко. О нем можно рассказать следующее:

•        это фрукт;

•        растет на дереве;

•        бывает зеленым, желтым, красным; бывает кислым и сладким;

•        можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог. Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе.

Упражнение «Волна»

Песок собирается в нижнем углу стола, кисть ставится на ребро и одним движением, на взмахе «пускается волна». Сначала правой рукой, затем левой.

Упражнение «Что это? Для чего это?»

Применение этой игры зависит от изучаемой детьми в группе темы. Педагог рисует песком на световом столе контурные изображения какого-либо животного, инструмент, предмет мебели, посуды, элемент одежды… Затем просят ребят назвать изображенный им предмет, описать его форму, назначение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.

Упражнение «Фотография»

Дети делятся на пары. Предлагается им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид и нарисовать его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.

Можно ввести традицию группы. Каждый кто пришел рисует свой смайлик на песочке.

 

Игра «Счетные палочки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, терпения, аккуратности, восприятия, развитие речи.

Оборудование: световой планшет с песком, счетные палочки.

Ход игры: ребенку предлагается познакомиться со свойствами световым планшетом. Взрослый показывает, что на нем можно рисовать. Далее взрослый предлагает ребенку смести весь песок в сторону и воспользоваться счетными палочки. Например, на чистой поверхности планшета выложить из палочек что- нибудь. После того, как ребенок выложил то, что хотел, взрослый предлагает посыпать сверху песок. Делать это необходимо аккуратно и равномерно.

Также аккуратно, впоследствии, ребенку необходимо убрать счетные палочки. На планшете останется след (отпечаток) от них. И рисунок приобретет другой вид. С помощью счетных палочек можно выкладывать слова, орнаменты, дорожку. Можно поиграть со цветом. Меняя цвет фона, можно поиграть с фантазией ребенка.

«Песочный карандаш»

Цель: развитие координации «глаз – рука», а также для концентрации внимания.

Оборудование: цветовой стол с песком, песочный карандаш (это прозрачная пластиковая трубка или колба)

Ход игры: прозрачный карандаш наполняется мелким песком при помощи воронки или пластмассовой ложечки. Ребенок держит песочный карандаш (той рукой, которой обычно пишет) над лотком и рисует им фигуры. Чем выше находится карандаш над лотком, тем более размытыми получаются изображения. Чем ниже ребенок опускает карандаш, тем четче будут линии. С помощью карандаша можно нарисовать чудесные картинки или по заданию фигуры, а можно писать.

Упражнение «Синхронное рисование»

Цель: развитие познавательной сферы, умственной работоспособности, мелкой моторики, раскрытие творческого потенциала.

Автор: Мариелла Зейц

Возраст:5-7 лет

Ход упражнения: Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно. Например: «Давай нарисуем, замотаем с тобой клубок, а затем размотаем. Нарисую двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.» Стоит как можно

 

чаще        использовать        рисование        двумя        руками,        пусть        даже        и        не        с использованием песочницы

Игра «Дорисуй картинку»

Цель: развитие воображения, зрительной памяти, образного представления предметов, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Содержание: Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).

Варианты: психолог предлагает ребенку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; психолог (или сам ребенок) рисует на световом столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.

Упражнение «Рукавички» (модификация методики ГА.Цукерман)

Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи.

Форма проведения: групповая, в парах.

Ход игры: Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом.

Игра «Сказочная страна»

Цель:        развитие        познавательных        процессов,        воображения,        мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Возраст: 4 – 6 лет

Оборудование: световой стол, песок,

Ход игры: педагог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна: какие существа ее населяют; какой у них характер; что они умеют делать; откуда пришли в эту страну; в каких взаимоотношениях находятся межу собой; всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), и если нет, то что можно сделать,

 

чтобы им стало лучше; что можно изменить; какие события будут происходить в этой стране; что жители будут делать дальше; есть ли название у получившегося рисунка;

что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить...

Примечание: если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.

Игра «Жучки»

Цель: развивать наблюдательность, умение действовать в группе.

Оборудование: световой стол с тонким слоем равномерно рассыпанного песка, магниты прикреплённые к длинным линейкам(крепятся под столом), металлические фигурки жучков (помещаются на столе).

Ход игры: Несколько детей с помощью магнитов на линейке управляют жучками на столе, следят за следами, которые они оставляют.

Я весёлый майский жук.

Я без дела не сижу: Над землёй кружу, кружу И жу- жу, жу- жу, жу- жу.

А.Гришин

Игра «Времена года»

Цель:        формирование        представлений        об        основных        признаках        каждого времени года, коррекция мыслительной деятельности, коррекция речи.

Возраст: 5-7лет

Оборудование: 4 сюжетные картинки с изображением зимы, весны, лета, осени; световой стол с песком, кисточки.

Ход игры: Взрослый рассматривает вместе с ребенком сюжетные картины:

«Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Вот примерный перечень вопросов:

•        Какое время года изображено на картине?

•        Назови основные признаки времени года, которые ты видишь на картине?

Взрослый просит ребенка назвать последовательность времен года и расположить согласно ей сюжетные картины «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Итак, получилась цепочка, состоящая из звеньев – Времен Года.

Взрослый предлагает ребенку изобразить на стекле яблоню:

•        Вместе рисуют большим пальцем ствол, давить на всю подушечку.

 

•        Поднимаясь к верхушке яблони, заострить линию. Рисовать не все подушкой, а половинкой, потом ноготком.

•        Мизинцем и указательным пальцем нарисовать тонкие и толстые ветки. Искривить линии, чтобы яблоня была похожа на настоящую.

•        Изобразить крону. Набрать песок, щедро насыпать вокруг веток, наверху.

•        Немного оставить для нижней части картины. Рассеять его под деревом. Это будет почва.

А теперь попутешествуем по ней.

Ребенку предлагается картинка «Зима» и нарисовать на световом столе ее признаки:

1.        Рисуем кисточкой на ветвях дерева иней

2.        На общем фоне изображаем снежинки

3.        Кисточками рисуем мазки, изображаем вьюгу

4.        Под деревом пальцами изображаем сугробы

5.        Подбираем подходящую подсветку (белый и голубоватый цвет) Взрослый задает ребенку вопрос:

•        Какое время года следует за зимой?

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает картинку

«Весна» и рисует ее признаки:

1.        Кисточкой рисуем тонкие лучи солнца

2.        Точечно на ветках раздвигаем кисточкой песок (почки)

3.        Пальцами возле дерева создаем лужи

4.        Включаем соответствующие цвета подсветки

5.        На фоне рисуем кисточкой первые подснежники

6.        Из почек на ветвях рисуем цветок, первые маленькие листочки Взрослый задает ребенку вопрос:

•        Какое время года следует за весной?

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает картинку

«Лето» и рисует ее признаки:

1.        Возле дерева нарисовать солнце с широкими лучами

2.        На месте цветков с помощью отпечатков пальцев изобразить яблоки на веточках. Их количество определить самим. Важно, чтобы кружочки не были размытыми, края должны быть четкими.

3.        На фоне нарисовать траву и цветы

4.        Подбираем подходящую подсветку Взрослый задает ребенку вопрос:

 

•        Какое время года следует за летом?

Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает картинку

«Лето» и рисует ее признаки:

1.        На фоне пальцами рисуем тучи

2.        Кисточками рисуем дождь

3.        Оставляем несколько яблок на дереве, остальные яблоки рисуем пальцами внизу дерева

4.        Под каждое действие подбираем соответствующую подсветку.

Выполнив        несколько        таких        заданий,        ребенок        будет        полно        понимать значение предлогов: «до», «после», «перед», «за».

Узоры на песке рисование на световом столе.

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, трафареты, шишки и др..

Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Упражнение «Моя любимая игрушка»

Цель: развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; развитие способности аргументировать свои высказывания.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий. Трынцы-бынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон,

 

Выходи скорее вон!

Водящий рисует песком на световом столе свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Остальные дети должны догадаться, о какой игрушке идет речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

Упражнение «Дорисуй картинку» Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Оборудование: световой стол с песком, геометрические фигуры.

Возраст: 5-6 лет

Ход игры:

Вариант 1 Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).

Вариант 2: Психолог предлагает ребенку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; психолог (или сам ребенок) рисует на световом столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.

Игра «Учим буквы, цифры, геометрические фигуры»

Цель: развитие внимания, памяти, наглядно-образного мышления, развитие тонкой моторике руки, обучение грамоте, развитие математических представлений о счёте и геометрических фигур.

Возраст: 5-7 лет.

Оборудование: световой стол, песок, палочки.

Ход игры: Хорошо просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулёк с отрезанным уголком и рисуем. Ребенок смотрит, а затем воспроизводит - цифры, буквы, геометрические фигуры…

Игра «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка о окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Возраст: от 3 лет

Оборудование: световой стол.

Ход        игры:        Взрослый        показывает        способы        построения        в        песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро,

 

остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе.

Повтори картинку, узор по памяти.

Цель:        развитие        зрительной        памяти,        внимания,        пространственной ориентировки.

Ход игры: Предложить ребенку повторить предложенный узор по памяти как можно точнее.

Игра «Угадайка»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, память; упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов.

Дидактический материал: песок, трафареты

Возраст: 3-5лет

Ход игры: Педагог включает световой стол и выбирает определенный цвет (например, зеленый) и задаёт ребенку загадку про овощи, фрукты (например, ни окон не дверей полна горница людей. Огурец). Ребёнок отгадывает загадку и с помощью трафарета изображает огурец на цветовом столе.

Упражнение «Расскажи историю»

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения; развитие мелкой моторики.

Возраст: 4-7 лет

Ход: Приготовить столик, включите какую-нибудь расслабляющую музыку. Если стол стоит возле окна, задвиньте шторы, чтобы дневной свет не сбивал оттенки на поверхности.

Попросить ребенка нарисовать сказку или небольшой рассказ. Можно в помощь добавить маленькие игрушки.

При первом занятии ребенку можно помочь начать.

Например, свой рассказ начните со следующих слов: «Однажды на столе собрались песочек, игрушки и другие вещи. Песочек постоянно ворчал, что другие предметы и вещи намного нужнее, чем он, ведь ими чаще играются». И в этот момент вы как бы подхватываете внимание ребенка, акцентируя на привилегиях песка.

Ребенок самостоятельно продолжает сочинять историю.

 

Звуковые дорожки

Цель: Развитие фонематического слуха, обучение рисованию        простых, ломаных, прерывистых линий, различных по интенсивности и напряжённости.

Содержание.

1.        «Жужжалки». Двигаемся (рисуем на песке ломаные линии) пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки

2.        «Шипелки». Двигаемся (рисуем на песке волнистые линии) пальчиками по дорожкам и шипим как змейки

3.        «Собери зоопарк». Нарисовать животных на заданный звук.

Упражнения на световом столе

Рисуем на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагаем ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч).

Или ребенок обводит с помощью песка свою руку и песком дорисовывает картинку; рисует на столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.

Картинку (нр.новогоднюю) можно украсить камушками, фасолью и т.д. включить мигающую подсветку, получиться волшебно.

Можно с помощью трафарета и песка нарисовать картинку.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно заполняя всю ёмко...

Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.

ldquo;Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить&rdq...

«МАГИЯ ПЕСКА» (игры с песком – это вид деятельности, который дарит детям радость)

Песок, по мнению психотерапевтов – вещество, способное вызвать у человека самые богатые ассоциации. Сухой песок способен «течь» как вода. Кроме того, песок – это некоторая &laq...

Игры с песком и на песке

Картотека игр с песком....

Методическая разработка по комплексу игр с песком. Игры с песком - полезное занятие

Методическая разработка по комплексу игр с песком.Игры с песком - полезное занятие...

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...