"Формирование навыков самообслуживания и организация хозяйственно-бытового труда в ДОУ"
статья (средняя группа)

Для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogam.docx68.79 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания и организация хозяйственно - бытового труда в ДОУ (средняя группа).

Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком). Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения правил гигиены

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков. Совершенствуется умение правильно держать столовые прибор. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку). Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача — оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать). Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук).

Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам». Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости

В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим, но вместе с тем, одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме. Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы — инструкция в картинках по уходу за растениями и др.

https://konspektiruem.ru/wp-content/uploads/algoritm-umyvaniya-600x4562.jpg
Схема с алгоритмом может быть размещена в санитарной комнате

Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд

Картотека тем по формированию навыков самообслуживания и организации хозяйственно-бытового труда в средней группе — таблица

Тема по самообслуживанию

Воспитательные и обучающие задачи

«Приём пищи»

Совершенствование умения правильно держать вилку и ложки, брать чашку, стакан. Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи. Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола, благодарить за вкусную еду.

«Соблюдение правил гигиены»

Закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть. Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками. Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате. Закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела. Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек — убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плести косу. Воспитание привычки самостоятельно следить за своим внешним видом и исправлять недостатки.

«Одевание и раздевание»

Закрепление умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик. Совершенствование умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки. Закрепление умения работать с различными видами застёжек. Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу. Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (во время учебной эвакуации, пожарной тревоги).

«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места»

Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви. Обучение стирке: замачивание, стирка, полоскание, отжим, развешивание на бельевую верёвку (стирают, как правило, кукольную одежду). Совершенствование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать. Совершенствование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом. Развитие умения менять постельное бельё. Помогать нянечке в уборке помещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....

Конспект по организации хозяйственно - бытового труда в подготовительной группе. Воспитатель: Федотова Ольга.Павлова. МАДОУ ЦРР д/с- №14

Конспект по организации хозяйственно - бытового труда в подготовительной группе. Воспитатель :Федотва Ольга Павловн. МАДОУ ЦРР д/с-№14...

Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"

Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Организация хозяйственно-бытового труда «Книжная мастерская».

Обучались на занятиях простейшим умениям и навыкам: нарезание бумаги заданного размера, аккуратной работе с клеем и ножницами;В результате поручений овладевали навыками поддержания порядка в книжном у...

Конспект занятия в старшей группе по организации хозяйственно-бытового труда «Обучение практическим навыкам ремонта книг»

Цель: Закрепить знания трудового процесса в коллективе.Задачи:продолжать обучать детей практическим навыкам "ремонта" книг;воспитывать желание совместно трудить...

Проект по организации хозяйственно - бытового труда «Землю красит солнце, а человека труд»

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом свои...