Практикум для воспитателей «Растим будущих граждан новой великой России».
материал

Практикум для воспитателей «Растим будущих граждан новой великой России».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практикум

«Растим будущих граждан новой великой России».

                                                                                 

                                                                                   Подготовила

                                                                     воспитатель: Тарасова Л.А.

 

Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к своей стране и народу. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне.

Для того, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России.

На протяжении всей своей истории наша страна была вынуждена вести войны, защищая свою свободу и независимость от внешних врагов. Важной составляющей нравственно-патриотического воспитания детей является их знакомство с героическими страницами истории Родины. В группах должны быть собраны полезные материалы для организации занятий, посвящённых таким важным памятным датам-Дню защитников Отечества, Дню народного единства и Дню Победы. Чтобы новое поколение знало о ратных подвигах своих предков и гордилось ими! Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – День защитника Отечества – считается всенародным.

На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу. Главными героями былин являлись богатыри – мужчины, защищавшие женщин, стариков и детей. Множество сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском солдате, который умело и храбро воюет и при необходимости «из топора вкусную кашу варит».

Горит Вечный огонь у Кремлевской стены (и в других городах) в память о погибших воинах. Былинных, сказочных, живущих и несущих действительную службу героев армии знает вся страна. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути.

Предлагаемая литература для знакомства детей: А. Барто "На заставе", Л. Кассиль "Главное войско", С. Георгиевская "Галина мама", В. Изгаршев "Побратимы", С. Баруздин "Шел по улице солдат", стихи о советской армии, Е. Благинина "Клятва бойца", "Почему ты шинель бережешь? ", Б. Никольский "Солдатская школа", "Солдатские часы",  В. Коржиков "Что случилось на границе"

Создание предметной развивающей среды

Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.  В группах могут быть оборудованы специальные зоны:

 -для детей младшего дошкольного возраста: уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной город, ребенок и сверстники: тематические папки о детях, о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо-плохо»);

          -для детей среднего возраста: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры: предметы старины, русские игрушки, макеты крестьянской избы, комнаты; литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки);

          -для детей старшего возраста: уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, вышивка, работа по дереву), куклы в национальных костюмах, карта России, художественная литература о защитниках Отечества, портреты великих соотечественников.                                                              

Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников

Семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей начальное звено процесса воспитания. Необходимо научить детей уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому так важны активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, помочь им осознать себя неотъемлемой частицей малой Родины, гражданина России.                                                                                                                    

Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, библиотеки и т.д.) можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки. Давайте и мы сейчас их вспомним.

1. «Узнай и назови пословицу по картинке» (показ картинок)
1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»
2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»
3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»
4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Предлагаю вам совершить путешествие в прошлое.

2. «Путешествие в прошлое России»
Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.
         1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы?                                (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)
         2. Какой день Масленой недели назывался Широким?
(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)
         3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?
(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)
         4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
         5. Как называется основание печи в крестьянской избе?
(Опечье)
         6. Для чего служат печурки? (Для улучшения теплообмена, туда также помещается одежда, обувь, посуда, грибы и травы для сушки).

        3. «Русский народный костюм»

         1. Старинный женский головной убор замужней женщины?
(Кокошник)
         2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
(Косоворотка)
         3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?
(Вышивка)
         4. Крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?
(Зипун)
         5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?
(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

А сейчас, дорогие коллеги, я предлагаю вам решить кроссворд.

1. Великая русская река.  (Волга)                                                                                                         2. Главный город государства. (Столица)                                                                               3. Кирпичная или глинобитная  конструкция, используемая для отопления помещения, приготовления пищи. (Печка)                                                                                                               4. Политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитет. (Независимость)                                                                                                                                  5. Человек, управляющий нашей страной. (Президент)                                                                            6. Линия, определяющая пределы государственной территории. (Граница)                                                          7. Символ государственной власти в виде полотнища с особой расцветкой. (Флаг)

Ключевое слово: ОТЧИЗНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе воспитателя на тему:"Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане"

Это мое эссе на тему"Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане"...

Семинар- практикум для воспитателей "Растим здорового ребенка"

Цель: Формирование у детей привычки здорового образа жизни.Задачи:·         Познакомить воспитателей с разными видами гимнастики;·...

Презентация к НОД "Мы граждане великой России"

Презентация к НОД "Мы граждане великой России"....

Статья к Дню защитника Отечества в 2022 году «Растим будущих защитников России!!!»

В соответствии с комплексно-тематическим планированием на 2021/2022 уч.г. с 21-22.02.2022г в группах детей среднего и старшего дошкольного возраста МБДОУ «Раздольненский детский сад № 5 «С...

Семинар - практикум для родителей "Растим будущих грамотеев"

Цель: уточнение представлений родителей о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи:1. Расширить знания родителей о звуках, буквах, слогах, словах.2. Уточнить представления о гласных и...