«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
методическая разработка (младшая группа)

Ирина Александровна Тырышкина

План по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР -  «Детский сад №239»)

План по самообразованию

на 2020 – 2021 учебный год

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

        

        Воспитатель: Тырышкина И. А.

                

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаемыми играми и упражнениями на развитие мелкой моторики можно заниматься и дома.

Актуальность        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель:

- развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование);

- повышение собственного уровня образования  по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

 Задачи:

- Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- Улучшить общую двигательную активность;

- Содействовать нормализации речевой функции;

- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность  детей;

- Работа с родителями.

Методы и приёмы работы:

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

- Пальчиковый театр

- Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы и т. д.)

- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечой и т. д.

- Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО

- Различные виды аппликаций

- Рисование по трафаретам

- Штриховка

- Дорисовка (по принципу симметрии)

- Лабиринты

- Дидактические игры

- Шнуровка

- Игры с мелкими предметами

- Пазлы, мозаика.

Предполагаемый результат: 

После освоения содержания программы дети готовы и способны:

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеют приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

-согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз» и т.д.;

- владеют приёмами работы с карандашом, кистью;

- развивается речь: ребенок использует речь, как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки и т.д.;

-развитие мелкой моторики и координации пальцев рук достигает уровня, соответствующего данному возрасту.

Этапы работы:

I.– организационный (сентябрь):

Изучение научной и учебно-методической литературы.

II. – основной (октябрь – апрель):

1. организация работы с детьми через реализацию перспективного плана  работы.

2. оформление детских выставок.

3. изготовление пальчикового театра.

III. – заключительный (май). -  Итоговое мероприятие:

Презентация для родителей по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 

Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию

    1. Анкетирование родителей.

2.Наглядная агитация (стенды, памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).

        3. Консультации, беседы, родительские собрания.

4. Выставки. 

5.Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.

Пополнение РППС:

- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста» - октябрь

- Папка – передвижка  «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста» - ноябрь

- Консультации для родителей «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». - декабрь

- Памятка «Наши пальчиковые игры» - январь

- Листки – памятки на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода» - февраль

- Консультация на тему «Играя, учимся говорить» - март

- Папка-передвижка: «Рисуем без кисточек» - апрель

Изготовление пальчикового театра по мотивам РНС – октябрь-май

Список литературы для изучения:

1.О.Жукова «Ум на кончиках пальцев»

2.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры.

3.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.

4.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.

5.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры.

6.Пименова Е. П. Пальчиковые игры.

7.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.

8.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь.

9.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками.

10.Кольцова М.М «Развитие моторики»

11.Елена Данилова «Пальчиковые игры»

12.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

13.А.С. Галанов. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет.

14.Ф.А. Сохин. Развитие речи детей дошкольного возраста».

15.Интернет-источники.

Перспективный план работы

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

1. Пальчиковая гимнастика «Шарик»

2. Пальчиковая гимнастика «Пальчик – пальчик» («Пальчик-мальчик»)

3. Пальчиковая гимнастика «По грибы»

4. Катание между ладонями карандашей, шишек.

5. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

6.  Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.

7. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

  1. 8. «Чудесный мешочек» -определение на ощупь шарика и кубика.
  2. 9. Д/И «Пирамидка»
  1. 10. «Шнуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

Индивидуальные беседы-  рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»

ОКТЯБРЬ

1. Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик дедушка»  

2. Пальчиковая гимнастика «В лесу темно»

3. Пальчиковая гимнастика «Кто живет у нас в квартире»

4. «Пирожки для Машеньки» - налеп из пластилина

5. «Овощи фрукты – полезные продукты» - лепка разноцветных шариков из пластилина;

6. «Вкусный пирог» - лепка  шара между ладонями, придания ему формы лепешки

 7. «Сложи картинку» из 2 частей

8. «Чудесный мешочек» - определение овощей и фруктов на ощупь

9. «Шнуровка» - продолжать учить вкладывать шнурок в дырочку

10. Упражнения с шишками « Прокати по ладошке»

11.«Лучики для солнца» упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)

12.Рисование «Нарисуем ежику колючки»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста»

Изготовление пальчикового театра по мотивам РНС – октябрь-май

НОЯБРЬ


1. Пальчиковая гимнастика «Рисуем портрет».

2. Пальчиковая гимнастика «На машине»

3. «Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

4.  Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

  1. 5. «Строим забор» из счетных палочек - закрепление знаний о цвете и размере.

6. «Застегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнию

7. «Шнуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку

8. «Помоги развесить одежду»  - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

9. Рисование пальчиками горошков на платье, рубашках (на шаблоне)

10.Разложи мозаику по цвету

11. Лепка из пластилина: «Баранки для мишки», «Сигналы светофора», «Самолет»

12. «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь

13. «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с крупой

14. Работа с кинетическим песком

Оформление папки – передвижки  «Роль пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста»

ДЕКАБРЬ



1. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».

2. Пальчиковая гимнастика «Снежный пирог»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Ладошка»

  1. 4. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами сказочных героев.

5. Строим дом из кубиков

6. «Грузим кубики в грузовик» кубики рассыпаны по ковру

7. «Снегопад в лесу» - на трафарете елки из цветной бумаги разложить комочки ваты

8. «Лепим снежки большие и маленькие» из салфеток скатывание шариков разного размера

9.  Лепка из пластилина: «Снеговик», «Новогодняя елка»

10. Пальчиковый театр «Репка»

11. «Накорми петушка» -  опускание мелких предметов (фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.

12. «Сухой бассейн» - найти фигурки животных на ощупь в коробке с крупой

13. Работа с кинетическим песком

Консультации для родителей «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

ЯНВАРЬ

1. Пальчиковая гимнастика «Подарки»

2. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Утюжок»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Добывание огня»

4. Упражнение «Ёжик» с шарами су-джок (шишками)

5. «Разрезанные картинки» сложи картинки из нескольких частей

6. «Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку - «в берлоге ».

7. Накорми курочку, петушка, цыпленка (втыкаем крупу в тарелочки из теста – курочке – горох, петушку – фасоль, маленькому цыпленку – самые маленькие зерна – гречку):

8. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

9 . «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

10. Лепка из пластилина «Вот ёжик – ни головы, ни ножек», «Снежная баба»

11.«Построим дом из кубиков»

12. «Кто в домике живет?» - найти фигурки животных на ощупь в «сухом» бассейне (медведь, заяц, лиса, волк).

13. Работа с кинетическим песком

Памятка «Наши пальчиковые игры»

ФЕВРАЛЬ



1. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

2.  Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Вертолет»

4. «Кто это» собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

5. «Разрезанные картинки» сложи картинки из нескольких частей

  1. 6. «Поможем кукле застегнуть пуговицы на рубашке».

7. Игра с прищепками «Сортируем по цвету»

  1. 8. «Шуровка» - продолжать учить вкладывать шнурок в дырочку.
  2. 9. Лепка из пластилина: «Цветные карандаши»

10. Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло»

11. Конструирование зданий из конструктора «ЛЕГО»

12. Соберем пирамидку правильно

13. Работа с кинетическим песком

Листки – памятки на тему «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

МАРТ

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

2.  Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Горка»

4.  Упражнения с шишками « Прокати по ладошке»

5.«Бусы для мамы» нанизывание крупных бусин на шнурок

6.«Поможем бабушке развязать узелки на веревке»

7.  «Солнце светит ярко» лучики из прищепок на желтом круге

8. «Матрешки разбежались» собрать матрешки одна в одну

  1. 9 . «Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пар ну одну веревочку.

10.Лепка из соленого теста «Подарок маме»

11.Лепка из пластилина «Неваляшка»

13. «Что купила мама? » - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом» бассейне

14. Работа с кинетическим песком

Консультация на тему «Играя, учимся говорить»

АПРЕЛЬ




1. Пальчиковая гимнастика «Покажи-ка кулачок»

2.  Пальчиковая гимнастика «Коготки»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Волчок»

4.«Кормим птичек червяками» -  переложить "червячков" в тарелочку к птичке используя прищепки

5.«Сложи по схеме» - выложить цветок из счетного материала

4. «Нарви молодой травки для кролика» - нарвать полоски зеленой бумаги

5.«Расцвели цветы» Дополнить картонный трафарет нужной деталью (выложить по контуру лепестки)

6.«Накорми петушка» -  опускание мелких предметов (фасолины, крупы и т.п.) в мелкие отверстия.

7.Лепка из пластилина: «Червячки для грачей», "Проложим дорожку из камешков" (выкладывание фасоли на пластилиновую дорожку)  

8.«Какая игрушка спряталась?» - определи на ощупь в «сухом» бассейне.

9.Игра «Помоги ежику» - собрать плоскостные грибы, вставить их в прорези.

10.«Помоги зверям добраться до домиков» - выложи дорожки "камешками"У медведя ноги большие – ему кладем самые большие камни (фасоль), лисичке - камушки поменьше (горох), ну а белке – самые маленькие (гречка)

11.«Раскопки» - отыскать картинки, спрятанные в крупе.

12. Работа с кинетическим песком.

Папка-передвижка: «Рисуем без кисточек»

МАЙ

1. Пальчиковая гимнастика «В лес идем мы погулять»

2.  Пальчиковая гимнастика «Шагаем по столу»

3. Пальчиковая гимнастика с карандашом «Добывание огня»

4. Упражнение с шишками

5. «Закрути бутылочки»  закручивание пробок на пластмассовых бутылках.

  1. 6. «Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
  1. 7. «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур по схеме.

8.  Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

9. «Строим дом» из конструктора «ЛЕГО»

10. «Раскопки» - отыскать картинки, спрятанные в крупе.

11. Лепка из пластилина: «Гусеница», «Красивый одуванчик»,  «Огромный кит»

  1. 12. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

13. Работа с кинетическим песком.

Индивидуальные беседы  –рекомендации «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»

Презентация для родителей по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Лист дополнений и изменений

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого, п...

Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....

Статья "Развитие мелкой моторики рук у детей ранего возраста через различные виды деятельности"

Использование игр для развития мелкой моторики в разных видах деятельности....

Индивидуальный план работы педагога на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план работы педагога ( самообразование) группы ОН для детей 1,6-2 лет  на 2022-2023 учебный год на тему: "«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста чер...

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

На начальном этапе жизни именно мелкая моторики отражает то, как развивается ребенок....