Статья "Виды игр в образовательной системе ДОУ. Роль игр с правилами в жизни, воспитании и обучении дошкольников"
статья

Суродеева Мария Сергеевна

В детском саду много времени уделяется занятиям, дополнительному образованию, на игру у ребенка остается мало времени и дома. В то время, как игра важнейшая сфера самовыражения ребенка. Дети хотят играть, это самый любимый вид деятельности дошкольников.Но дети часто "не знают" как играть. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в ДОО дети находятся в окружении сверстников-детей, играющих так же, как он сам.Общение между детьми во дворе сведено к минимуму (особенно в городах).Игровой опыт не передается от более старших детей к младшим.В такой ситуации игровой опыт должен передавать ребенку воспитатель детского сада. Следовательно, игре надо учить Эта статья о том, в какие игры играют дети дошкольного возраста. С более подробным акцентированием внимания на играх с правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_portal.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Виды игр в образовательной системе ДОУ.

Роль игр с правилами в жизни, воспитании и обучении дошкольников.

 Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развитие его «самости». Это деятельность, которая несет в себе радость. Радостное самоощущение детей во время игры – важнейшее условие становления детской общности. Благодаря игре детская группа развивается, как коллектив. В игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности детей. В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. В игре у ребенка развивается символическая функция сознания, которая проявляется в использовании вместо реальных предметов – заменителей (шишка- вместо пирожка, листок – вместо тарелки и пр.). Использование предметов – заменителей постепенно приводит к появлению замещения во внутреннем плане – плане сознания. Это позволяет ребенку «действовать в уме», решать разные задачи, используя образы и речь. Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется км любым ситуациям, принимая на себя разные роли, например роль ученика.

 Игры детей различаются большим разнообразием. Они различны по содержанию, способам организации, значению для развития и воспитания ребенка, используемым в ней предметам. Это затрудняет классификацию детских игр, однако интенсивное обращение к игре в образовательном процессе детского сада делает их классификацию необходимой. В дошкольной педагогике распространено деление игр на две большие группы. Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых действий, чаще всего называются творческими играми, или играми со скрытыми правилами. Кроме того, существуют игры с готовыми правилами, или открытыми правилами. Обычно их называют играми с правилами. В качестве ведущего признака для выделения таких групп игр выступают игровые правила.

Творческие игры можно разделить на две подгруппы.

  • 1 подгруппа: творческие игры на основе готовых сюжетов. Сюда относятся подражательные игры, сюжетно-отобразительная игра ( по определению Л.С.Выгодского – «игра-воспоминание»), игра – драматизация, театрализованные игры.
  • 2 подгруппа: игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми. Сюжетные игры, режиссерские игры, игра-фантазирование, Игры-проекты включают в игровой процесс другие виды деятельности (рисование, конструирование, ручной труд) для реализации игровых задач.

Можно сказать, что у каждого возраста «свои игры». К концу дошкольного периода появляются игры с правилами: «Вот это считается, а это не считается» или «Ногой ударять по мячу можно, а рукой-нельзя». К этой игре ребенок успешно переходит, если полностью проявили свой потенциал сюжетно-ролевая и режиссерская игры.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. К ним относятся: подвижные, спортивные, интеллектуальные, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), шуточные ( забавы, развлечения), ритуально-обрядовые игры. Среди игр с правилами большую группу составляют народные игры, которые передаются детьми из поколения в поколение.

Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата – выигрыша. В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше. В образовательном процессе детского сада используются следующие виды игр с правилами:

  • игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка ( по типу лото);
  • игры с правилами, основанные на физической или умственной компетентности ребенка ( игры головоломки, лабиринты, подвижные игры соревновательного типа и тп);
  • игры с правилами, сочетающие элементы удачи и умственной или физической компетентности (Кегли, «Путаница» и пр).

Виды правил:

нормативные правила (моральная справедливость: «Играть надо честно») – формы жребия, очередность;

собственно игровые правила (регламент действий участников);

правила установления выигрыша («Тото, кто раньше всех… тот выигрывает» «Тот, кто больше всех… тот выигрывает»).

Уже в 2,5 – 3 года дети могут действовать в соответствии с простыми правилами, осуществлять действия по команде (добеги до флажка), при этом воспитатель действует вместе с детьми. На четвертом году жизни увеличивается число выполняемых в игре действий и правил (сбивать кегли и снова расставлять их), происходит разделение функций игроков (все убегают, один догоняет «Кот и мыши», «Воробышки и автомобиль»). На пятом году жизни у детей формируется представление о выигрыше. Наиболее подходящими для детей этого возраста становятся «игры на удачу». Воспитатель участвует в таких играх, как равноправный партнер. Постепенно у детей складываются состязательные отношения и установка на выигрыш. Постепенно воспитатель переходит на игры, где элементы удачи сочетаются с требованиями к умственным и физическим способностям (кольцеброс, серсо). На этом этапе дети используют готовые игровые правила.

На шестом году формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует, как можно изменять игровые правила (например, как быть, если потерялся кубик в игре-ходилке).

В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них.

В исследовании Е.Е.Кравцовой (1996) определено, что игра с правилами, учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и в соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляуии поведения – контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способность «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова, 1999)

В исследовании А.В.Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется  эмоционально- положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью.

В игре с правилами ребенок начинает обращать внимание на способы и средства достижения результата, учится сознательно подчиняться правилам, что важно для овладения учебной деятельностью. Чем выше у ребенка уровень развития игровой деятельности, тем выше произвольность поведения, воля. Это важно для успешного обучения в школе.

Литература:

А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солцева «Дошкольная педагогика» издательство «ПИТЕР» 2015.

О.В Солнцева «Ступеньки к игре» издательство «ТЦ СФЕРА» 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ВИДЫ ИГР И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ, ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка, способствует повы...

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а...

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте,она занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребёнка...