АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
статья

Бурнашева Ольга Анатольевна

В работе говорится об умственном развитии и умственном воспитании, а также о его важности в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnye_voprosy_sovremennoy_pedagogiki.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Бурнашева О.А. воспитатель МБДОУ «Обуховский детский сад «Земляничка»

Аннотация. В работе говорится об умственном развитии и умственном воспитании, а также о его важности в развитии детей дошкольного возраста.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. [1,12]

Огромное значение для всей будущей жизни ребенка имеет умственное воспитание дошкольника. Именно в возрасте от трех до пяти лет происходит закладка логического мышления, здоровой любознательности и стремления думать, размышлять, познавать. Основное влияние на умственное воспитание детей оказывает социальное окружение - родители, воспитатели, первые друзья малышей.

Когда же начинается умственное воспитание? С первых дней жизни малыша, с первого прикосновения мамы, с первого нежного слова. Для ребенка очень важно общение с близкими, от них он получает первые знания о языке, о главных понятиях. Уже в два - три месяца ребенок манипулирует с игрушками, подключается моторика, оказывающая непосредственное влияние на умственное развитие. Вскоре малыш начинает познавать окружающий его мир посредством игры. Очень важно, как можно раньше стимулировать ребенка к творчеству - к лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Тогда дошкольник будет готов к обучению, к продуктивной деятельности, к самостоятельному познанию окружающего мира.

При умственном воспитании дошкольника важен индивидуальный подход, а также правильное распределение нагрузки. Ребенок не должен скучать во время занятий, нужно учитывать, как возраст, так и темперамент малыша.

Умственное воспитание дошкольников включает в себя следующие цели: понимание окружающих нас явлений и понятий, развитие памяти, логического мышления, речи, ощущений, воображения, развитие любознательности и способности к обучению.

Период дошкольного возраста - это то время, когда ребенок ежедневно, ежеминутно получает новые знания, представления. Но эти знания будут поверхностны при отсутствии систематизации. Умственные способности ребенка нуждаются в воспитании также, как и эмоциональные или физические, и также нуждаются в организованном подходе со стороны родителей и воспитателей. [2]

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф. Фребель, М.Монтессори. Но в исследованиях А.П.Усовой, А. В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как -то предусмотрено в системах Ф.Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. [3,137]

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Важно не упустить возможности для умственного развития в это время. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Также автор говорит и том, что не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся мозгом, созревание которого не закончилось, особенности которого еще не сложились, возможности которого еще ограниченны. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка.

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие!   [3,138-139]

На протяжении дошкольных лет ребенок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоятельно.

Исследования А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, П. Г.Саморуковой и др. выявили, что наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систематизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действительности (связь между ростом растений и условиями их существования и др.).

Усвоение систематизированных знаний развивает у ребенка умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в целостные знания о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе

Список литературы: [3,158]

1. В.А. Сухомлинский. О воспитании. – М., 1982. С- 12

2. http://stranadetstva.ru/umstvennoe-vospitanie-detej

3. С.А.Козлова, Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика. - М., Изд. центр «Академия», 2007. [136-158]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Материалы I Международной заочной научно-практической конференции 30 сентября

Принела учасие в коференции "А К Т У А Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы П Е Д А Г О Г И К И И П С И Х О Л О Г И И" . Предложила для печати игровую программу «В гостях у водяного». Выписка из книги....

Педагогические идеи прошлого, не утратившие актуальность в современной педагогике

Доклад, посвященный классикам современной педагогики и их идеям, которые не утратили свою актуальность в наше время...

Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», (4 ДЕКАБРЯ 2017 г.), публикация материала на тему: «Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятель

Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», (4 ДЕКАБРЯ 2017 г.), публикация материала на тему: «...

II Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», г. Чебоксары публикация материала на тему: «Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности

II Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы»,г. Чебоксарыпубликация материала на тему: «Использ...

Всероссийская педагогическая конференция "Актуальные проблемы современной педагогики"

Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педаго...

Научные, научно-методические и учебно-методические публикации."Актуальные вопросы современной психологии и педагогики"

Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: материалы межвузовой  научно-практической конференции/ Под ред.к.п.н Барышевой Е.В., доцента, к.п.н Морозовой В.С. – Сергиев Посад: Ф...