Безопасность детей на дорогах - общественно-государственная и социальная порблема
статья

Бережинская Татьяна Владимировна

В тезисах рассматривается проблема формирования кудьтуры безопасного поведения детей на дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Бережинская

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ – ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

В тезисах рассматривается проблемы формирования культуры безопасного поведения детей на дорогах, с учетом возрастных особенностей детей.

Ключевые слова:         культура безопасного поведения, безопасность, дорожно-транспортный травматизм, участники дорожного движения.

В Российской Федерации детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется высокой смертностью и тяжелыми последствиями.

Статистические данные говорят о том, что, ребенок, будучи участником дорожно-транспортного происшествия, восстанавливается после полученных травм в медицинском учреждении минимум два месяца с последующей  длительной реабилитацией от восьми до десяти лет. И как следствие, полученные травмы оставляют на всю жизнь физические увечья  и тяжелые психологические потрясения, которые могут проявиться  не сразу.

Львиная доля ответственности за участие в дорожно-транспортных происшествиях несовершеннолетних детей лежит в первую очередь на взрослых, которые не научили  ребенка правильно переходить проезжую часть и безопасной посадке в общественный транспорт, не отработали на практике маршрут движения от дома до детского сада,  а так же на тех, кто находится за рулем автомобиля.

Детский сад и школа могут помочь, дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей. В целях сохранения жизни и здоровья родители обязаны соблюдать правила дорожного движения и дать детям знания о правилах безопасного поведения на дороге. Не соблюдение правил дорожного движения приводит к серьезным трудностям и опасности сразу же по выходу из дома.

К сожалению, некоторые родители не задумываются о том, что фундаментом понимания детьми элементарных основ безопасности дорожного движения является  положительный личный пример взрослого, недопущение взрослыми беспечности, игнорирования общепринятыми правилами безопасности.

Но справедливости ради, нельзя утверждать, что воспитание культуры безопасного поведения зависит целиком от взрослого, его четких наставлений и трансляции негативного опыта, но и от физических и психологических возрастных особенностей у детей.

Так, например: ребенок в возрасте 3-х лет отличает движущийся предмет от стоящего, но

-не может определить скорость движения;

- не понимает сути тормозного пути и массы автомобиля;

- имея эффект туннельного зрения, видит предметы только перед собой;

- не может определить реальные размеры отдаленного предмета;

- не всегда может определить источник звука;

- в силу возраста затруднена ориентировка в пространстве, отличие «право» и «лево», умение правильно обойти препятствие;

- так как внимание сосредоточено на одном действии, с трудом способен анализировать обстановку в целом.

Возможности ребенка 6 лет значительно отличаются. В этом возрасте дети уже способны ориентироваться в источнике звука, может распределить внимание, но не в полной мере. Так, выкатившийся мяч на дорогу займет все его внимание, ребенок, не задумываясь, побежит за мячом. Определить какое транспортное средство движется быстрее, дети данного возраста могут, но не быстро и не всегда адекватно. У детей еще недостаточно развито периферийное зрение, поэтому для того, чтобы увидеть машину, надо поворачивать голову.

И лишь к 7 - 8 годам дети адекватно ведут себя на дороге. В этом возрасте у детей уже развита на достаточном уровне способность объезда/обхода предмета, быстрого реагирования и смены траектории движения в результате определения источника шума, либо вовсе, оценив ситуацию на дороге, при возможной опасности вернуться на тротуар (безопасное место), боковое зрение становиться совершеннее. Но не высокий рост ребенка не позволяет ему видеть все происходящее на дороге.

Подводя  итоги  рассмотрения  проблемы культуры безопасного поведения на дорогах, сформулируем основные выводы:  

–  обязательным  условием  становления культуры  безопасного  поведения  на  дорогах является формирование ценностных качеств, знаний,  умений  и  навыков  по  преодолению опасных  ситуаций  в  дорожно‐транспортной среде;  

–  ценностный компонент является предопределяющим компонентом в формировании культуры  безопасного  поведения  на  дорогах и  влияет  на  уровень  сформированности  когнитивного и деятельностного компонентов;

–  условием повышения уровня сформированности  культуры  безопасного  поведения на дорогах является интеграция дошкольного, дополнительного образования и особое внимание в семье к данной проблеме.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. http://news.ngs.ru/more/53381031/ (дата обращения: 30.01.2021)
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009. -144с.
  3. Асмолов А.Г. Оптика просвещения. Социокультурные перспективы. – М.: Просвещение, 2012. – 447 с.
  4. Буева И. Социальное партнерство: детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.
  5. Волошина Л., Кокунько Л. Современная воспитательная система детского сада // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. – С. 27-34.
  6. Гавриченко Г. С кем дружит ДОУ? // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2014. - N 4. - С. 3-8.
  7. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. Основы безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников (отдел конспекты).
  8. Госавтоинспекция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 10.01.2018).
  9. Гризик Т.И. Безопасность на дорогах. Пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2014. - 549 c.
  10. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Под ред. Д.А. Новикова. - М.: Изд-во физико-мат. лит., 2010. – 85 с.
  11. Загвяздинский В.И., Селиванова О.А. Социальная педагогика. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2012. – 405 с.
  12. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. - М.: Просвещение, 2013. - 282 c.
  13. Организация освоения опыта безопасного поведения: планирование и цикл занятий с детьми 2-7лет / авт.-сост. Т.Н.Сташкова и др.- Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2018. -79с. 4.Петрова К.В.. Формирование безопасного поведения детей 5-7 лет на улицах и дорогах. Парциальная программа. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017. -64с
  14. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--b1aew.xnp1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_obespecheniju_bezo/Publikacii_i_vistuplenija/item/16812532 (дата обращения: 03.03.2021).
  15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”. – СПС Гарант.
  16. Реморенко И.М.. Разное управление для разного образования. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2015. - 368 с.
  17. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изм. и доп. от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ. – СПС Гарант.
  18. Фельдштейн Д.Ф. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. – М.: МПСИ, 2009. – 672 с.
  19. Цирульников А.М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. - 2016. - № 3. – С. 260-274.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности детей по дороге в школу»

Рекомендации для родителейдетей старшего дошкольного возраста«Правила безопасности детей по дороге в школу»...

Памятка: Безопасность детей на дороге или осторожно дети

Безопасность на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от родителей или опекунов детей, и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать.  Памятка для родителей...

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3–5 лет». «Безопасность детей на дороге»

Родительское собрание «Возрастные особенности развития детей 3–5 лет». «Безопасность детей на дороге»1. Вступительное слово.2. Рассказ о возрастных особенностях разв...

Безопасность детей на дороге или осторожно дети

Памятка: Безопасность детей на дороге или осторожно дети Безопасность на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от родителей и этим ни в коем случае нельзя прене...

«Неделя безопасности» в ДОУ, посвященная вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах.

laquo;Неделя безопасности», посвященная вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах.Цель. Формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на дорогах....

ПДД. Консультация для родителей по безопасности детей на дорогах. «Будьте осторожны на дороге»

Цель:формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах.Задачи:• Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;• Развитие у детей способности к предв...