Рекомендации для воспитателей по типам темперамента дошкольников
консультация

Вивчарь Вера Николаевна

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту.

Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность. Исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интравертированность, темп психических реакций.

Педагогу и родителю важно знать темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей

по типам темперамента дошкольников:

Если дошкольник холерик…

  • разговаривать с холериком следует тихо, спокойно, но без уговоров;
  • к активности нужно относиться с пониманием, но за два часа до сончаса следует ограничить все, что действует возбуждающе на его нервную систему. Только спокойные занятия и игры;
  • нужно развивать внимание и усидчивость: настольные игры, лепка, рисование и конструирование;
  • при командных играх нужно воспитывать умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры;
  • приучайте холерика к основным правилам общения: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
  • очень важно соблюдать строгий распорядок дня.

Если дошкольник сангвиник…

Сангвиники – это дети спокойного типа с уравновешенной, подвижной и сильной нервной системой. Своим поведением они напоминают холериков: так же активны, у них живая мимика, говорят громко и быстро. Но у маленького сангвиника обычно жизнерадостное, спокойное настроение, без резких перепадов.

Основная особенность сангвиников – их быстрая адаптация к новым условиям. Малыши очень быстро осваиваются в ясельной группе и детском саду. Привыкание к воспитателю и сверстниками проходит очень быстро: уже к вечеру первого дня ребенок играет с другими детьми и не плачет, вспоминая маму. Сангвиник легко засыпает и просыпается, быстро переходит от спокойных занятий к подвижным играм и наоборот. В контакт с детьми вступаю легко, причем с одинаковой простотой руководят другими и подчиняются. Соблюдение распорядка в группе не представляет сложности, охотно прислушивается ко взрослым и их указаниям.

Однако повышенная пластичность нервной системы иногда может играть плохую роль: ребенок меняет игрушки одну за другой, с той же легкостью расстается с приятелями, верных друзей практически не имеет, ничего не доводит до логического завершения. Ребенок послушен, однако слишком легко вступает в контакт с незнакомыми взрослыми и случайными прохожими. Разнообразие интересов приводит к тому, что ребенок меняет кружки, занятия, не достигая в них больших успехов.

Рекомендации для воспитателей:

  • необходимо проявлять требовательность и строгость к сангвинику;
  • важно не оставлять без внимания мелкие нарушения, указывая на необходимость уборки за собой игрушек;
  • следить за тем, чтобы начатое дело было доведено до конца и, важно, с хорошим качество выполнения;
  • небрежную работу следует предложить сделать заново, затем показав конечный итог добросовестной работы;
  • воспитывать внимательное отношение к товарищам для прочных и устойчивых отношений.

Если дошкольник флегматик…

Малоподвижная, но сильная и уравновешенная нервная система характеризует маленького флегматика. В раннем возрасте ребенок много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко и плачет, и смеется. После сна остаются длительное время вялыми. Речь у них неторопливая, между предложениями часты паузы.

Перед началом деятельности идет период подготовки и раскачки. Однако приступив к работе, маленький флегматик может заниматься ею длительное время без перерывов, не уставая от однообразных действий.

Привычки ребенка формируются долго, но, однажды сформировавшись, остаются надолго и становятся особо прочными. Все же непривычное и новое малыш воспринимает далеко не сразу. Вот почему поступление в ясли или детский сад сопровождается некоторыми проблемами: флегматик трудно адаптируется к новым обстоятельствам, режиму, с мамой расстается с трудом, с незнакомыми детьми играть не желает. Привыкнув к обстановке, ребенок охотно выполняет режим и правила поведения в группе, справляется с работой любой сложности, а выполняет поручении аккуратно и очень тщательно, пусть и не очень быстро.

Рекомендации для воспитателей:

  • следует чаще побуждать ребенка к активным действиям: подвижные игры, бег, игры-соревнования;
  • нужно привлекать ребенка к совместной коллективной работе;
  • чаще хвалите детей за быстро и качественно выполненную работу;
  • не следует применять угрозы и окрики, излишне торопить ребенка. Все это не приведет к ускорению, а, наоборот, затормозит нервную систему малыша;
  • нужно заранее предупреждать ребенка о смене деятельности.

Если дошкольник меланхолик…

Маленькие меланхолики – дети со слабой нервной системой – характеризуются высокой чуткостью и ранимостью. Такие дети показывают высокую реакцию даже на слабые раздражители. Вот почему у них быстро наступает переутомление нервных клеток.

Меланхолик играет один или с тем приятелем, которого хорошо знает, с шумными дошкольниками он не уживается. Обычно в группе его не слышно и не видно. Иногда он может тихо просидеть в уголке весь день, играя с куклой, откликаясь лишь на обращенные к нему просьбы. Обращаясь к взрослому, ребенок говорит тихо, постоянно запинается. Не любит демонстрировать свои умения и знания. Но несмотря на незаметное поведение, его чувства глубоки.

У ребенка сложно формируются навыки и привычки, но, сформировавшись, отличаются надежностью и прочностью. В коллектив дети входят с трудом, адаптация длительная и зачастую сложная. И в то же время дети очень чуткие, отзывчивые и сильно привязаны к своим друзьям и понимающим взрослым.

Рекомендации для воспитателей:

  • необходимо ограничивать число игрушек, новые знакомства, и в то же время следует приучать малыша спокойно относиться к новым людям и не бояться шумных игр;
  • категорически нельзя наказывать ребенка, повышать на него голос, подчеркивать перед другими его недостатки;
  • следует чаще хвалить малыша;
  • нужно развивать общительность, расширять круг друзей и приятелей;
  • следует привлекать меланхолика с совместному со взрослым труду.

Знание воспитателем черт темперамента помогает находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведь понятно, что маленького холерика и меланхолика нельзя воспитывать одними и теми же методами, применять к ним одинаковые меры поощрения и наказания. Учет типа нервной системы позволяет более качественно подойти к вопросу воспитания успешной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей к подготовке руки дошкольника к письму.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практичес...

Методические рекомендации для воспитателей по игровой деятельности дошкольников.

Материал содержит рекомендации, которые помогут в работе воспитателю с детьми дошкольного возраста....

Рекомендации для воспитателей "Проведение физминуток для дошкольников"

 Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Она необходима и важна, это “минутка” активного и здорового ...

Методические рекомендации для воспитателей и родителей «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Что такое мнемотехника. Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка). Рисо...

Методические рекомендации для воспитателей:организация работы с дошкольниками по профилактике дискалькулии в ДОУ

Интерес к проблемам раннего выявления,предупреждения и коррекции специфических нарушений овладения счётной деятельностью у детей обусловлен тем,что этот вид деятельности имеет большое значение в жизни...

Методические рекомендации для воспитателей "Значение физминуток для дошкольников"

Методические рекомендации для воспитателей "Значение физминуток для дошкольников" ...