Методические рекомендации для воспитателей по игровой деятельности дошкольников.
консультация на тему

Cеменова Светлана Алексеевна

Материал содержит рекомендации, которые помогут в работе воспитателю с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей по игровой деятельности дошкольников.

Игра – это огромное светлое окно, через которое

В духовный мир ребенка вливается живительный

Поток представлений, понятий об окружающем мире.

                                                                                                      В.А. Сухомлинский.

Игра – универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Все, чем он занимается : складывает из кубиков башенку, собирает пирамидку, кормит куклу, - взрослые называют игрой.

Для ребенка игра – одно из важных средств познания окружающего мира, она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи.

Игра является важным условием социального развития детей : в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Игра благоприятствует физическому развитию детей, стимулирует их двигательную активность.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей : усвоение различных знаний и умений, осуществляется в привлекательной и мотивированной для ребенка деятельности :

  1. Развитие умений и навыков общения со сверстниками.
  2. Адаптация в окружающем мире.
  3. Обогащения жизненного опыта ребенка в окружающем мире.
  4. Социализация ребенка в духовно-нравственном мире и повседневной жизни.

Прежде чем ответить на этот вопрос, я хотела бы затронуть классификацию детских игр. Игры делятся на творческие (сюжетно-ролевые, строительные) и игры с правилами (дидактические, подвижные).

В 2012 году в период адаптации в 1 младшей группе, провела наблюдения за тем, как дети играют, выяснила, что только 30 % детей из 100 % легко вступают в общение со сверстниками и самостоятельно воспроизводят игровые действия. В чем же причина? Я решила обратиться к родителям и провела среди них опрос : в какие игры они играют с детьми и играют ли вообще? После обработки данных, я пришла к следующим выводам: большинство семей – это семьи с одним ребенком. В силу занятости взрослого населения ( ведь большинство мам, пап, бабушек и дедушек работает), дети очень рано попадают в условия общественного воспитания, строящегося по принципу одновозрастных групп. Поэтому они общаются, как правило, только со сверстниками, имеющими такой же игровой опыт.

Более занятыми, чем прежде, оказываются и старшие дети. Тенденция к раннему специализированному обучению детей, включению их в различные кружки и секции приводит к тому, что у них остается очень мало времени для свободных игр и занятий ( это одна из причин, по которой они меньше играют с младшими).

Опрос родителей показал, что многие из детей уже сейчас предпочитают часами просиживать перед монитором компьютера, погружаясь в иллюзионный мир компьютерных игр. Такие дети не способны самостоятельно придумать сюжет и распределить роли в игре со сверстниками. Они не умеют взаимодействовать с другими людьми, не учатся "примерять" к себе разные стратегии поведения. Другие дети под совместной игрой понимают коллективную "беготню" на детской площадке, имитирующую стремительную смену событий в современных боевиках.

Взрослые, если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами. Покупая ребенку настольную игру, не известную ему самому, он может прочитать инструкцию, где изложены правила игры, и поиграть в нее с ребенком.

В сюжетные игры взрослые не играют, поэтому такие игры остаются без внимания. А наибольшее развивающее значение в дошкольном детстве все же имеет сюжетная игра.

Сюжетно-ролевая игра – это самостоятельная деятельность детей, основанная на мнимой или воображаемой ситуации, где ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

ЦЕЛИ:

  1. Учить детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
  2. Реализовать специфические ролевые действия с игрушками.
  3. Развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером – сверстником.

Чтобы добиться целей, я создаю условия, способствующие формированию сюжетно-ролевой игры.

Создание предметно-игровой среды: это игрушки и их размещение, игровое оборудование, которое создается не без помощи родителей.

  1. Развивающее взаимодействие взрослого с ребенком.

Я стараюсь постоянно втягивать детей в ролевое взаимодействие (ролевой диалог), взяв на себя игровую роль. Например: взяв коробку с мед. принадлежностями ( их не более 3-4 предметов) и надев белую шапочку, я говорю: "Я – врач. Здесь у меня больница. Буду всех лечить. Мишка, ты заболел! Покажи горлышко…"

Важно неоднократно называть свою роль и обращение к игрушке или ребенку, как носителю роли (непременное условие игры с детьми),

Так же важно непринужденно и ненавязчиво подключаться к игре ребенка, используя дополнительную роль, что позволяет лучше осознать свою роль.

Например: " Ты кто, Витя? Шофер? У тебя автобус или такси? Можно я буду твоим пассажиром? Довезите меня, пожалуйста, уважаемый водитель, до

магазина. А какой марки ваша машина? Часто ли она ломается? Где находится ваш гараж? Мне кажется, что-то с вашей машиной. Может

проверить мотор? У вас бензин еще не кончился? Не пора ли заправить машину? Я уже приехала.

Применяю особые методические приемы ( предметы заместители), способствует сделать еще более отчетливым переключением детей на речевое взаимодействие в игре.

Для детей этого возраста необходимо обозначить игровое пространство характерными деталями ( корабль: брусочки, палочки, толстая веревка, штурвал – игрушечный руль, капитанский мостик – детский стул.), использовать лаконичную ролевую атрибутику.

Планируя свою работу по формированию ролевого поведения детей, я предполагаю играть с 1-2 детьми или 1-2 парами по 7-10 минут, или небольшой подгруппой по 10-15 минут.

Предлагаю вам поиграть. Вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие на корабле. Люди каких профессий работают на корабле? Ответы: капитан, его помощник, рулевой, врач, кок, матрос, билетер.

Тема: "Путешествие на корабле".

Цель:

Учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли.

Учить самостоятельно создавать необходимые постройки из модулей.

Формировать навыки позитивного общения детей, связывание речи, воображения, логического мышления.

Воспитание доброжелательных отношений в группе.

 Оборудование: фуражка, матроски, бумага, картон, шапочка для кока, шапочка для врача.

  1. Купить билеты в кассе.
  2. На корабле готовятся к плаванию: кок готовит еду, капитан отдает приказ:

- Билетер, проверьте наличие билетов.

-Врач, проверьте матросов и пассажиров, все ли здоровы.

-Старший помощник, готов ли корабль к отплытию. Доложите о готовности корабля.

-Внимание корабль отправляется в путь. Подать сигнал.

-Рулевой, право руля.

-Помощник капитана, какова глубина? Нет ли купающихся? Кок принесите обед пассажирам.

-Беда, ребенок за бортом. Водолаз, вы должны спасти ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду

Консультация предназначена  для начинающих старших воспитателей на тему:«Методические рекомендации по организации театрально-игровой деятельности в детском саду»...

Методические рекомендации для воспитателей к подготовке руки дошкольника к письму.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практичес...

Методические рекомендации по организации театрализованной игровой деятельности дошкольников

Методические рекомендации по организации театрализованной  игровой деятельности дошкольников...

Рекомендации для воспитателей "Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"

Рекомендации для воспитателей " Виды игровой деятельности для детей в летний оздоровительный период"...

Методические рекомендации для воспитателей и родителей «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Что такое мнемотехника. Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка). Рисо...

Методические рекомендации для воспитателей:организация работы с дошкольниками по профилактике дискалькулии в ДОУ

Интерес к проблемам раннего выявления,предупреждения и коррекции специфических нарушений овладения счётной деятельностью у детей обусловлен тем,что этот вид деятельности имеет большое значение в жизни...

Методические рекомендации по организации музыкально-игровой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как средство развития творческих способностей

Организация музыкально - игровой деятельности включает в себя игровые ситуации и творческие задания, элементы дыхательных упражнений, гимнастик, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспит...