Методические рекомендации по организации театрализованной игровой деятельности дошкольников
методическая разработка на тему

Бетина Светлана Валерьевна

Методические рекомендации по организации театрализованной  игровой деятельности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации

театрализованной  игровой деятельности дошкольников

   

Содержание:

  1. Значение театрально- игровой деятельности в развитии дошкольников
  2. Использование театральных игр в соответствии с возрастными особенностями детей.
  3. Виды театра, используемые в творческой деятельности дошкольников.
  4. Интеграция творческо-игровой деятельности с другими образовательными областями.
  5. Технология включения детей в театрально- игровую деятельность.
  6. Содержание работы по театрально- игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
  7. Основные принципы организации театрализованной игры.

  Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда  постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей

        В качестве ведущего вида деятельности на дошкольном этапе возрастного развития педагогика и психология определяет творческую игру. При этом в системе творческих игр особое место отводится театрализованной игровой деятельности, которая, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств, учит ребенка понимать окружающих, ставить себя на место других в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия. Наряду с этим, в процессе такой игры происходит и развитие творческих способностей дошкольников, их желания фантазировать и реализовывать желаемое в действительности (Л.В. Артемова, Л.П. Стрелкова, Н.А. Реуцкая и др.)

    Данный вид творческой игровой деятельности рассматривается в качестве одного из условий накопления, обобщения и закрепления полученного социального и эмоционального опыта (Л.Б. Баряева, А. Зарин и др.).

      Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение нравственных норм, но и проникся к ним соответствующим отношением, для того чтобы они стали критериями эмоциональных оценок своих и чужих поступков, т.е. основой социально-нравственной ориентации, необходимо, чтобы моральные представления закреплялись в практическом опыте его деятельности. Таким видом деятельности может выступать и театрально-игровая, где ребенок через проживание роли и «судьбы» сказочного или реального персонажа может получить различный опыт общения, взаимодействия с окружающими, а также положительный, социально-одобряемый опыт поведения.

       Таким образом, театрально-игровая деятельность дает возможность развивать моральные и эмпатические способности ребенка, обогащает его эмоционально-чувственный опыт. Наряду с этим составляющей театрализованной деятельности, любого из ее видов (игры-драматизации, игр-этюдов, игр-импровизаций, режиссерских игр и др.) в дошкольном возрасте становится игровой образ и его содержание, которое требует от ребенка не только и не столько внешнего перевоплощения, а эмоционального переживания, чувственного вхождения в содержание исполняемой роли.

      Театрализованная деятельность ребенка – это технологичный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, с подготовки детского восприятия, сопровождается подробным анализом сюжета и поступков героев, обсуждением стратегий их поведения, продолжается в пробах себя в избранной роли и роли понравившегося персонажа воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, самостоятельном воплощении образа героя и замысла спектакля.

      Специфические средства на каждом из этапов педагогической технологии, имеющиеся в распоряжении театрализованной деятельности имеют увлекательное содержание, являются близкими и понятными детям, что позволяет активизировать и обогащать личный опыт детей и способствовать развитию их личности.

      Театрализованная деятельность основана не только на восприятии ярких зрительных образов, подкрепленных интересным содержанием, но и на самостоятельной детской деятельности, что позволяет ребенку проявить свою внутреннюю позиции, свое отношение к происходящему, мысли и чувства. Происходит самореализация, самовыражение и саморазвитие личности ребенка. Каждый этап разворачивающейся театрализованной деятельности сопровождается адекватными педагогическими приемами, помогающими детям целостно воспринимать спектакль или быть его полноценными участниками.

    Протекание театрализованной деятельности в условиях реализуемой педагогической технологии позволяет наблюдать и оценивать динамику развития дошкольников. А также анализировать эффективность использования содержания театрализованной деятельности и разных игровых форм его реализации. Постоянно обогащать и дополнять его, используя проблемные ситуации-импровизации, в активизации самостоятельных взаимоотношений детей друг с другом.    

     Театр как вид искусства дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию. Поэтому мы рекомендуем родителям как можно чаще посещать театральные представления. Но, к сожалению, решение этого вопроса зависит не только от педагога. Зато развитие ребенка в театрализованной деятельности зависит от них целиком и полностью.

     

     Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми мы начинаем с младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. С помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки при этом используют игрушки и фигурки плоскостного театра.

     В средней группе от самого простого театра на столе переходим к более сложному. Дети пятого года жизни в процессе театральной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

      Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. Действуя в роли, ребенок не только представляет, но и реально эмоционально переживает поступки персонажей, роль которых он исполняет.      

      Это развивает чувство детей и помогает передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности. А благодаря декорациям (некоторые из них дети изготавливают сами), костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

      В процессе  использования театрализованных игр в системе воспитания детей, могут встречаться следующие проблемы:  педагоги в своей деятельности ограничены временными рамками в организованном взаимодействии с детьми, нет возможности детально прорабатывать роли с каждым ребенком. Нет достаточной возможности в полной мере охватить весь детский коллектив. Обычно исполнение роли берут на себя более активные и бойкие дети, а робкие и застенчивые больше раскрываются в играх-имитациях, где нет речевого сопровождения и не нужно выступать на публике. При этом также недостаточно разнообразно могут быть представлены виды театра (пальчиковые куклы, перчаточные куклы или театр би-ба-бо, а также использование взрослых и детей в качестве актеров).    

      В музыкально-досуговой деятельности театрализованная деятельность также представлена недостаточно и в основном используется  как одна из частей праздника или досуга, где опять-таки не все дети имеют возможность раскрыться, самореализоваться и проявить свои творческие способности.

     Для активизации детей в творческой деятельности можно использовать следующие виды театра:

-театр картинок (на ковролине)

-театр игрушек (набор обычных игрушек – мягкие игрушки, фигурки игрушек-зверюшек из пластмассы, резиновые игрушки)

-настольный театр: плоскостной ( фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

-пальчиковый театр (бумажный, матерчатый, вязаный, глиняный)

-перчаточный театр (театр би-ба-бо)

-куклы на основе (основа такой куклы – гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла (гапит является «позвоночником» куклы).

-ростовые куклы(ребенок одевает на себя куклу, руки куклы одеваются на руки ребенка, ноги куклы, являются ногами ребенка, голова у таких кукол обычно больше, чем все туловище, управление такими куклами доставляет детям огромную радость).

      Также можно широко использовать средства и методы театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, игры-имитации, игры-этюды, режиссерские игры, игры-инсценировки, показ старшими детьми представлений для младших).

     Необходимо уделять внимание  созданию условий для интегрирования этого вида в деятельности с другими образовательными областями:

- игры природоведческого содержания (в младшем возрасте – «Подбери домик для животного», цель такой игры выяснить, где живут дикие и домашние животные и поселить понравившуюся игрушку либо в лесу, либо рядом с домом человека. В старшем возрасте с помощью моделей выяснить основные отличия насекомых от других животных, и произвести классификацию разложить картинки с изображениями животных на группы: рыбы, птицы, звери и насекомые).

- игры математического содержания (В младшем возрасте с ребятами подобрать посуду и мебель для героев сказки «Три медведя», с детьми среднего и старшего возраста, используя дидактическую игру «Прозрачный квадрат», выложить силуэт понравившегося персонажа спектакля. С детьми подготовительной группы – составление собственной сказки и рассказывание ее с помощью математических игр).

- словесные игры (речь с движением – начиная с раннего возраста, на материале русских народных потешек, составление рассказа по картине и додумывание сюжета сказки в среднем возрасте, изменение концовки сказки разгадывание различных кроссвордов с детьми старшего возраста).

- игры- эстафеты и хороводные игры.

     Технология включения всех детей в театрально-игровую деятельность – это главное отличие от театрализованной деятельности, проводимой музыкальными руководителями и педагогами на группе. Можно выделить наиболее действенные методы активизации детей:

- дети обыгрывают проблемные ситуации предложенные в ходе сказочного сюжета («Поможем найти дорогу домой Машеньке» с помощью заданного алгоритма, можно дать возможность пройти по этой «дорожке» каждому ребенку).

- обыгрывание различных вариантов окончания или продолжения сказок (дети придумывают, что еще могло произойти с персонажами сказки, рассуждение детей о том как он бы поступил на месте персонажа, как он вышел из этой ситуации).

- мини-инсценировки детьми старшего возраста для детей раннего и младшего возраста (разыгрывание сюжетов народных сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»).

- игры-имитации – детям дается возможность перевоплощения, раскрепощения, за счет того что он берет на себя роль, а не действует как он сам, такое опосредованное самовыражение позволяет снять зажатость, робость и неуверенность в себе.

       Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является "артист", к игре, в которой представлен комплекс позиций "артист", "режиссер", "сценарист", "оформитель", "костюмер", но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы.

     Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

      Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр.)

     В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театралъно-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе "коллажа" из нескольких литературных произведений. Например, "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина", "Новые приключения героев сказок Ш. Перро" и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с "живой рукой", тростевых кукол.

     Усложняются тексты для постановок Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных ("Лиса и журавль", "Заяц и еж"), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

     Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры "с продолжением". Они осваивают и новую для себя игру "В театр", предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

      У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как "умного, доброго советчика".

      Вторая группа предполагает углубление позиции "артист", развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

     Третья группа обеспечивает становление позиции "режиссер-сценарист", что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

     Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место "сцены" и "зрительного зала", отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.

     Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку понять, что "лучшая импровизация всегда подготовлена". Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.

      Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

        Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

        Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

     Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (содержание, смысловой и эмоциональный подтекст и образность). Отсюда и цель работы - обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации. Ее реализация требует проведения занятий по познавательному и речевому развитию детей, а также по изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием литературного произведения, В совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий проводятся ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

     Второй этап имеет целью развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды. Создание образа - задача сложная для дошкольников, поэтому необходима специальная работа. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия по познавательному и речевому развитию, по изобразительной и музыкальной деятельности, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т.д.

Предметно-развивающая среда должна обеспечивать самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.

      Третий этап связан с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций "зритель", "артист", "сценарист-режиссер", "оформитель-костюмер". Даннай цель может реализовываться как на занятиях по изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши; изготовление приглашений), так и в совместной деятельности воспитателя и детей. В старшей группе целесообразны углубленная работа по развитию речевого творчества и ознакомление детей с деятельностью занятых в постановке спектакля.    

     Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.

       Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВПсихологические и дидактические аспекты организации театрализованной деятельности дошкольников Дошкольный ...

Методические рекомендации по организации творческой деятельности дошкольников на тему: «Елочка своими руками»

Цель: вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы, различать, узнавать, называть деревья. Учить любоваться разнообразием растительного мира, относиться к растениям бережно. Учить польз...

Методическая разработка "Рекомендации по организации игровой деятельности дошкольников (2-3 года)"

В разработке отражены задачи по развитию игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, примерный набор игрового оборудования. Технологические карты по организации различных сюжетных игр, пр...

Методические рекомендации по организации работы с дошкольниками старшей возрастной группы по изучению ПДД

В работе рассмотрены методы формирования безопасного поведения на дорогах, содержание работы по формированию безопасного поведения на дорогах в процессе ООД и содержание работы с родителями дошко...

Методические рекомендации по организации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ

Методические разработки и рекомендации, представленные в данном пособии, знакомят педагогов дошкольных организаций с одной из наиболее действенных форм воспитания в детях экологического сознания и нра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно- деятельностного подхода. ...