Статья: "Логопед в ДОУ"
статья

Киселёва Надежда Васильевна

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителя-логопеда. Количество детей, имеющих речевые нарушения, с каждым годом растет, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

            Для реализации этой программы на базе нашего ДОУ функционируют речевая группа «АБВГДейка» и логопедический пункт.

Логопедическая группа – такая форма коррекционного обучения, которая способствует постепенному развитию всех компонентов речи.

Я не только «ставлю» звуки, но и работаю над развитием всех речевых функций, т.е. провожу работу по развитию у детей внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия, расширяю и обогащаю словарный запас детей, развиваю связную речь, а так же провожу занятия по обучению детей грамоте и развитию графомоторных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая служба в ДОУ.

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителя-логопеда. Количество детей, имеющих речевые нарушения, с каждым годом растет, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

        Для реализации этой программы на базе нашего ДОУ функционируют речевая группа «АБВГДейка» и логопедический пункт.

Логопедическая группа – такая форма коррекционного обучения, которая способствует постепенному развитию всех компонентов речи.

Я не только «ставлю» звуки, но и работаю над развитием всех речевых функций, т.е. провожу работу по развитию у детей внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия, расширяю и обогащаю словарный запас детей, развиваю связную речь, а так же провожу занятия по обучению детей грамоте и развитию графомоторных навыков.

Помимо групповых занятий я занимаюсь коррекцией речи детей в индивидуальном порядке, с каждым ребенком отдельно.

Педагоги группы осуществляют контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов; оказывают помощь в автоматизации звуков; способствуют совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры; проводят необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

 Так что, можно сказать, что внимания детям уделяется больше, чем в обычной группе. В остальном же наша логогруппа ни в чем не отличается от других  - тот же распорядок дня, те же прогулки, то же самое питание. Кроме коррекционной программы дети так же усваивают дошкольную образовательную программу, по которой занимаются  дети, посещающие все остальные группы ДОУ. Дети  нашей группы учатся слушать педагога и у них раньше формируются навыки учебной деятельности. По уровню подготовки выпускники речевой группы зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы детского сада.

Наполняемость логопедической группы составляет 10 детей, зачисленных сразу на два года обучения и состав детей не меняется в течение всего периода обучения.  

В отличие от специализированной группы, задача коррекции речи в логопункте, является дополнительной. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети речевой группы.

        В расписании детей нет времени , специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому  приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар - у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, имеют большую наполняемость детей в группе, поэтому они испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков.

Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 1-2 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.

Поэтому в  своей деятельности я  выделяю основное направление – работа с родителями. Моя задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

На сегодняшний день я использую множество нетрадиционных форм работы с родителями: КВН, устные педагогические журналы, буклеты, провожу беседы и  консультации, круглый стол, деловые игры, дни открытых дверей, создаю различные презентации для родителей. Проводя родительские собрания стараюсь привлечь к участию не только самих родителей, но и их детей.

В помощь родителям на базе логопедической группы работает родительский клуб «Грамотейка», который посещают родители детей, имеющих речевые нарушения. Организуя родительский клуб, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.
  • Устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  • Объединять усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
  • Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • Сохранение и укрепление здоровья детей.

Но не смотря на разнообразные формы работы с родителями проблема все же остается - не все родители заинтересованы в помощи логопеду, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывают помощь и поддержку своим детям.

Запланированные мероприятия с участием родителей - это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те, же родители.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ЛОГОПЕДА (В ГОРОДСКУЮ РЕДАКЦИЮ)

ОСВЕЩЕНТЕ ОПЫТА РАБОТЫ ЧЕРЕЗ СМИ...

Памятка для учащихся старших классов "Я хочу стать логопедом?"

Описание профессии  для желающих получить профессию учителя-логопеда: Каким должен быть логопед, куда можно пойти учиться, что ожидает при поступлении на работу....

Статья: «Логопед в детском саду»

Не всегда родителям легко понять, какие слова и звуки пытается выговаривать их ребенок, правильно ли он это делает, насколько верно формируется его речь....