Конспект "Богатыри земли русской"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Корочкина Валерия Сергеевна

конспект занятия о богатарях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_zemli_russkoy.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

 «Богатыри земли Русской»

      Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическая культура.

       Цель: формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях-защитниках земли русской; подвести к пониманию того, что во все времена народ славил своих защитников и гордился ими; развивать желание высказываться по поводу увиденного; оживить представление о былинах, о былинных героях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желания им подражать.

      Материалы и оборудование: картина В. М. Васнецова «Богатыри;  аудиозапись Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; ансамбль «Цветы» песня «Богатырская наша сила».

      Предварительная работа: чтение былин в обработке В. Нечаева; рассматривание картин о богатырях; прослушивание музыкальных произведений, заучивание пословиц, стихотворений.

Ход НООД

Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые. Сядьте ребята на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и все внимательно слушали.

Воспитатель: Ребята, как называется государственный праздник, который отмечает вся страна, когда мы поздравляем мужчин?

Дети: День Защитника Отечества; День воинской славы России.

Воспитатель: Действительно, это День Защитника Отечества. Как вы думаете, что означает выражение – Защитник отечества.

Дети:  когда мужчины защищают от врагов нашу Родину.

Воспитатель: Правильно,  а сегодня  я предлагаю поговорить о героях – богатырях древней Руси в которой жили 1000 лет тому назад, а вот слава о их подвигах, как о Защитниках земли родной из глубокой древности дошла до наших дней.

Воспитатель:  А беседу начну с поговорки, вы послушайте и попробуйте определить в ней главное слово. «Славна богатырями земля русская». 

Дети:  Богатырь

Воспитатель:  Кто такие богатыри?

Дети: Это храбрые воины, защитники русской земли.

Воспитатель: Откуда вы о них узнали?

Дети: Из сказок, мультфильмов, песен, былин, сказаний.

Воспитатель: Какими словами можно заменить слово «богатырь»? 

Дети:  Силач, воин, боец, защитник, храбрец, герой, орел, заступник.

Воспитатель: Подберите к слову «смелый» слова, близкие по значению?

Дети: Храбрый, отважный, бесстрашный, решительный, доблестный, героический, сильный.

Воспитатель: Ребята, вы желаете почувствовать в себе богатырскую силу? 

Дети: Да!

Воспитатель:  Представьте, что вы богатыри!

Физ. Минутка

                            Дружно встали раз, два, три -

                            Мы теперь богатыри

                            Мы ладонь к глазам приставим,

                            Ноги крепкие расставим

                            Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

                            И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

                            И на право, и еще через левое плечо.

                            Буквой «Л» расставим ноги,

                            Точно в танце руки в боки,

                             Наклонились влево, вправо – получается на славу! (Дети садятся)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину (звучит музыка)

Воспитатель: Как называется картина? Кто автор?

Дети:  Картина Васнецова «Три богатыря»

Воспитатель:  Правильно, В. М. Васнецов. Ребята, кто мне скажет, что такое былина?

Дети: Былина-это русская народная песня о подвигах богатырей.

Воспитатель:  Совершенно верно, народное название «Старина», происходило все в прошлом. Художник их себе представил так. Он работал над картиной 25 лет, это большой промежуток времени. И теперь для нас они именно такие, как на этой картине. (Музыка окончена).

Воспитатель: Кто назовет имена богатырей?

Дети: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

Воспитатель: Куда смотрит каждый из богатырей?

Дети: Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов. 

Воспитатель: Посмотрите внимательно, как вы думаете, богатыри одного возраста или нет?

Дети: Нет, богатыри разного возраста.

Воспитатель: Где тут самый старший богатырь!  

Дети: Самый старший, мудрый и опытный богатырь-это Илья Муромец.

Воспитатель: А где самый молодой богатырь?

Дети:    Самый молодой богатырь-это Алеша Попович. Он мне очень нравится, потому что умеет играть на гуслях.

Воспитатель: Какими качествами богатыря обладал Алеша Попович?

Дети: Хитростью, смекалкой.

Воспитатель: Про него можно сказать, что он душа-парень. Художник хотел нам показать то, что если он молод и не сможет взять силою врага, то хитростью победит и смекалкой, вы согласны.

Воспитатель: Что охраняют богатыри!

Дети: Они охраняют землю русскую, ее границы.

Воспитатель: Чем вооружены богатыри?

Дети: Ребенок рассказывает самостоятельно.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, какие отношения между богатырями?

Дети: Отношения между богатырями дружеские.

Воспитатель: Как вы догадались об этом?

Дети: Потому что они рядом стоят и не дерутся, вместе охраняют землю.

Звучит музыка.

Воспитатель: Тут все богатыри, все святорусские,

                        Садились они на добрых коней

                        И поехали они раздольицем, чистым полем.

                        А со той горы, да со высокой

                        Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

                        А то едут ведь богатыри чистым полем,

                        А то едут ведь да на добрых конях.

                        И пустился он с горы высокой,

                        И подъехал он к богатырям святорусским,

                         Рядом с ними встал …          Окончена музыка.

Воспитатель: Ребята, на картине богатыри все разного возраста и пожилой, и очень молодой, вы это заметили? Что их объединяет всех.

Дети: Любовь к Родине, родной земле, своему народу.

Воспитатель: Я с вами согласна. Настоящий защитник он в любом возрасте отважен и смел. В стародавние времена, прежде чем воину-богатырю идти в бой, он всегда подходил к дубу. Как вы думаете почему?

Дети: Чтобы попросить силы, защиты.

Воспитатель: Дуб всегда почитался за могучесть и жизнестойкость. Физминутка

        Сначала дуб у нас бывает маленьким деревцем, покажем каким.

        У нас дубок (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх)

        Вот таков!

        Корень да его-

        Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

        Листья да его-

        Вот так широки (разводим руки в стороны)

        Ветки да его-

        Вот так высоки! (руки вверх)

        Ах ты, дуб – дубок, ты могуч (медленно покачиваем вверху сцепленные руки)

        На ветру ты, дубок скрипуч

        Дай мне силы, отваги, добра

        Чтобы землю родную

         Защищать от врага! Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, почувствовали силу, отвагу, мужество. Послушайте стихотворение о богатырях.

Ай да сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

А преданье старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

                                   Слава русской стороне!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое оружие было у богатырей самым главным?

Дети: Меч.

Воспитатель: Меч-дорогое оружие. Он передавался от отца к сыну, его очень берегли и старались украсить разными символами. Узор наносился не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, защиты от злых сил.

Воспитатель:  Давайте повторим знаки, которые изображались на оружии.

Что означает знак «солнца»?

Дети:  Знак солнца отражает удары врага, спасает от ударов врагов.

Воспитатель:  Что означает знак «проросших семян»?

Дети:  Он желает богатства и благополучие.

Воспитатель: Сейчас  вы попробуйте создать собственную композицию.

Упражнение на осанку.

              На поляне у ручья

               Три стоят богатыря (большой палей прижимает мизинец, указательный, средний, безымянный поднятый вверх)

              Следим за осанкой

              Если криво сяду я, то испортится моя спина

              Если плохо сяду я, заболит моя спина.

Самостоятельная деятельность детей под музыку.

Организация выставки детских работ на доске

Рассказы детей о своем орнаменте на мече.

Дети: «Я на мече сделал много знаков «солнца», чтобы легче было в бою»

Дети: «Я сделал елочку, чтобы богатырь жил долго, так как елочка означает символ долгой жизни»

Дети: «Я на меч наклеил поле и семечки, чтобы меч был живой и быстрый»

Воспитатель:  А теперь вернемся в наше время. Как вы считаете, есть защитники у нашей страны сейчас?

Дети: Есть.

Воспитатель:  Кто они, назовите?

Дети: Танкисты, моряки, подводники, пехотинцы, пограничники, десантники, летчики, связисты, ракетчики.

Воспитатель:  Матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, защитников Родины. Все может родная земля: накормить хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить сама себя она не может. Защитить Отечество-долг наш с вами, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Родины.

Воспитатель: Что вам ребята, понравилось в нашей совместной работе

Дети: ……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...