Формирование готовности педагогов к социальному воспитанию детей в процессе организации коммуникативной деятельности.
статья

Екатерина Владимировна Криваненкова

Формирование готовности педагогов к социальному воспитанию детей в процессе организации коммуникативной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование готовности педагогов к социальному воспитанию детей в процессе организации коммуникативной деятельности.

Сущность и понятие воспитания коммуникативной деятельности

М.С. Каганом было отмечено, что «…формирование человеческой жизни начинается с воспитания коммуникативной деятельности и овладения ее механизмами...»

В.В. Давыдов «...поскольку «ядром» психического развития является процесс формирования деятельности, то и посредством изменения деятельности формируется сознание человека».

Практическая готовность педагога в структуре его профессиональной компетентности выражается во внешних (предметных) умениях - умениях педагогически действовать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

Организационно – коммуникативные умения педагога изложены в Профессиональном стандарте педагога, приводится в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593).

Изучение профессиональной компетентности включает в себя изучение готовности педагога решать:

  • Задачи педагогической диагностики;
  • Задачи проектирования личностно-ориентированного педагогического процесса в группе;
  • Задачи организации взаимодействия с субъектами педагогического процесса;
  • Задачи организации предметно-развивающей среды в группе;
  • Задачи самообразования

Для обеспечения позитивного конструирования прямой и обратной связи с ребёнком воспитатель должен обладать следующими коммуникативными умениями:

  • - конструировать предстоящее общение с детьми;
  • – сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребёнком и подгруппой детей;
  • – вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к совместной деятельности;
  • – создавать каждому ребенку личную зону успеха;
  • – слушать ребёнка;
  • – управлять инициативой в общении;
  • – организовывать общение не «от себя», а «от детей»;
  • – отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию.

риски  организации коммуникативной деятельности педагоги зачастую не умеют:

  • мотивировать ребёнка на получение результата;
  • чётко донести инструкцию и обозначить границы дополнительных разъяснений;
  •  быстро реагировать на изменения в поведении ребёнка и соответственно менять поставленные задачи;
  •  адекватно управлять поведением и активностью детей при проведении групповой диагностики;
  •  быстро фиксировать ответы детей в протоколе.

В структуре коммуникативной деятельности - внешние и внутренние составляющие

Коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внешнее побуждение или внутреннее намерение.

Внешние характеристики:

  • - общение со взрослым,
  • - формирование коммуникативных навыков,
  • - формирование мотивационной включенности в речевое высказывание.
  • 2. Внутренние характеристики:
  • - развитие произвольной регуляции сенсомоторной (двигательной) активности;
  • - развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности,

- формирование речевой и языковой компетентности ребенка.

Основные направления формирования коммуникативной деятельности в течении года

Второе направление:

Восполнение пробелов в формировании коммуникативной деятельности: постепенное обучение общению в процессе активного взаимодействия ребенка с другими людьми

Первое направление:

Нормализация речевых процессов; формирование общего и речевого поведения

Условно коммуникативные умения можно разделить на две группы:

1. базовые, отражающие содержательную суть общения:

  • - приветствие;
  • - прощание;
  • - обращение;
  • - просьба о поддержке, помощи, об услуге;
  • - оказание поддержки, помощи, услуги;
  • - благодарность;
  • - отказ;
  • - прощение;

1. Методы накопления содержания для коммуникативной деятельности

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря:

рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря:

рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны

рассматривание игрушек,

рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,

дидактические игры и упражнения

Процессуальные коммуникативные умения, обеспечивающие общение как процесс:

- умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий;

- говорить перед другими;

- слушать других;

- сотрудничать;

- управлять (командовать);

- подчиняться.

Средства, способствующие формированию коммуникативной деятельности

- сюжетно-ролевая игра

- диалог (Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, Е.А. Белова),

- создание сюжетных ситуаций (З.Я. Футерман),

- дидактические игры,

- лексические упражнения

В процессе воспитания коммуникативной деятельности у воспитанников формируется:

умение вести диалог, беседу;

- развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают;

- независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

Основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду

Создание психолого - педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков.

Оптимизация работы педагогов.

Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое и коммуникативное воспитание ребенка в семье.

Создание предметной развивающей среды в группах, стимулирующей речевое, коммуникативное и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.

Психолого - педагогические условия овладения ребенком коммуникативной деятельностью

Разработка индивидуального маршрута развития для каждого ребенка, который основан на результатах диагностики по данному разделу;

Рефлексия деятельности педагога и деятельности ребенка;

Психологическая поддержка ребенка в трудных для него моментах обучения;

Организация воспитательно - образовательного процесса на принципе гуманизма и сотрудничества;

Подбор дидактических материалов, являющимся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения).

Условия развития коммуникативной деятельности

социальная ситуация развития ребенка;

- формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

- совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.[1]

Примеры нетрадиционных технологий

Работа с пробками помогает открывать рот ребенку и удерживать его в этом положении определенный промежуток времени. Это способствует укреплению мышц, развитию дикции и формирует мышечные кинестезии.

Использование песка. помогает опосредовано стимулировать речевые области в коре головного мозга;

нормализовать мышечный тонус, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи;

способствовать снятию фактора тревожности, неуверенности, боязни речи;

развивать и корректировать сенсомоторные процессы и способности;

координировать согласованную работу зрительных, двигательных и речевых функций.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах (металлофон, флейта).

Направления работы с родителями

ознакомительное - сбор информации (анкетирование для оценки общения в семье по теме: "Семья глазами ребенка". Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения присущ семье; собеседование);

общепрофилактическое - наглядная агитация (стенды, консультации, родительские газеты, буклеты, памятки, тестирование без обработки данных с целью проверки родителями собственных знаний по актуальному вопросу развития ребенка на текущий момент и т.д.);

коллективное и индивидуальное - тематические и расширенные родительские собрания с приглашением узких специалистов, на которых все участники педагогического процесса представляют результаты диагностики и пути всестороннего развития ребенка, прежде всего речевого; знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки и т.д.;

интегративное - совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии, День открытых дверей, совместные проекты, участие в оформлении персональных выставок, детских работ, акции по выполнению правил дорожного движения и т.д.);

интерактивное - мини - практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях; тренинги для родителей, в ходе которых педагог - психолог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в общении с ребенком; мастер - классы обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

рефлексивное (обратная связь) - выявление изменений, мониторинг;

перспективное - совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование здоровья детей в процессе организации учебной деятельности»

Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить детей активно отдыхать во время проведения занятий....

Формирование звуковой культуры речи детей в процессе организации учебной деятельности

Формирование звуковой культуры речи в процессе организации учебной деятельности...

Формирование у детей 6-7 лет коммуникативного опыта в процессе организации двигательной деятельности.

В статье рассматривается проблема развития коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста  через специально организованное коммуникативное обучение. Оно  проводится  в двиг...

«Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хороше...

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности"

Предлагаю вашему вниманию презентацию для консультации с педагогами на тему "Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности"...

«ФГОС дошкольного образования «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания»

laquo;ФГОС дошкольного образования: «Формирование коммуникативной и социальной компетенции дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности естественнонаучного содержания&ra...

«Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хороше...