«Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»
методическая разработка на тему

Талолина Юлия Дмитриевна

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»

Работу выполнила воспитатель:

Талолина Юлия Дмитриевна


«Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»

Задача:

  • Воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей.
  • Помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений, личностным развитием ребенка.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умение планировать свою работу

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться. В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображения мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности.

Педагог может решить в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей: учить их видеть красоту окружающий природы, красоту творения, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

Труд позволяет ребенку почувствовать уверенность в своих возможностях.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Предусматривается три формы организации трудовой деятельности детей: поручения (индивидуальные или совместные) они могут быть краткосрочными, длительными и отсроченными по времени; дежурства (индивидуальные или совместные); коллективный труд.                         Навыки самообслуживания формируются у малышей в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий. Важное место в его трудовой деятельности занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавлять стремление малышей к самостоятельности – важный фактор в формировании трудолюбия. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одно стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.               Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

  • Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, животными, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
  • Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).
  • Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).
  • Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
  • Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.

По длительности труд на прогулки:

Мл. группа – 5-7 мин.

Ср. группа – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда

Ст. подг. группа – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.

На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.).

На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.

Труд в природе способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.

Труд дошкольников в природе создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными. Формами организации труда детей являются:

  • При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды пруда нужно чередовать с учетом его характера.

  • Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.
  • При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:
  • - летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);
  • -материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;
  • -категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;
  • -предметов вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей.
  • -правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда в детском саду.

ВведениеЗначение трудаТруд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольн...

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно-бытового труда

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда Значение труда Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, ск...

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста на прогулке

Рекомендации проведения прогулки с акцентом на труд в природе...

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда...

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда.

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда....

«Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко говорил, что только при хороше...