Консультация на тему: Проектирование индивидуальной программы профессионального развития педагога дошкольной образовательной организации
материал

Матышева Роза Мухаметсабаровна

Индивидуальная программа профессионального развития педагога (далее ИППР) - локальный и индивидуальный нормативный документ, который является средством организации непрерывного профессионального развития, способом формирования собственной образовательной траектории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Ишимский детский сад№1»

Консультация на тему:
Проектирование индивидуальной программы  профессионального развития педагога  дошкольной образовательной организации


Подготовила

воспитатель I квалификационной
категории: Матышева Р.М

Усть-Ишим 2021

1 слайд 

Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы сегодня собрались в музыкальном зале, для того чтобы просмотреть и проанализировать презентацию на тему Проектирование индивидуальной программы  профессионального развития педагога  дошкольной образовательной организации. Для начала давайте с вами разберёмся, что же такое «ИППР».

2слайд 

Это индивидуальная программа профессионального развития педагога (далее ИППР) - локальный и индивидуальный нормативный документ, который является средством организации непрерывного профессионального развития, способом формирования собственной образовательной траектории.

Целью является проектирование образовательного маршрута, с учётом индивидуального уровня компетентности, профессиональных потребностей педагога, возможности выбора форм и сроков его реализации. То есть с учётом наших затруднений (дефицитов). Которые мы выявляем при помощи «Квадрата функций.

3 слайд

Основой для написания ИППР является наш профстандарт принят  он был Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н.  
4 слайд

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Проще говоря, профстандарт — это перечень знаний, навыков и опыта, которые должны быть у сотрудника, чтобы работать на той или иной должности.

Все мы знакомы с профстандартом, но не все умеют им пользоваться. Давайте проведём разминку, так называемый мозговой штурм. Как пример так как, мы работаем в детском саду, возьмём куклу и ребёнка: в первом случае (знания): кукла в коробке, по какой то причине содержимое от ребёнка скрыто, но ребёнок если её возьмёт, умеет её одевать и играть с ней (педагоги стажисты), так как некоторые из них всю жизнь  работали по стандарту , но не знали что это и есть стандарт, ведь принят он был не так давно18 октября 2013 г; Во втором случае (умения) ребёнок знает что кукла, умеет одевать, но не умеет с ней играть (молодые педагоги); в третьем случае (навыки): ребёнок знает, что кукла умеет играть, но не умеет одевать её, так как нет навыков ( в этом случае предлагаю порассуждать, все ли так считают

). Тоже самое происходит с нами, когда сталкиваемся с пофстандартом. И только при наличии всех компонентов (знаний, умений и навыков) образуется профессионал своего дела, то есть, высоко квалифицированный педагог.

Профессионализм педагога – результат индивидуальной, целенаправленной, систематической и творческой работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.

5 Слайд

Цель методики «Квадрат функций» – определить индивидуальные профессиональные дефициты у воспитателей дошкольной организации при реализации профстандарта педагога. В основе методики – матрица в форме квадрата. Матрица содержит «функции» – компоненты трех содержательных блоков трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования» по профстандарту: трудовые действия (ТД), необходимые умения (УМ), необходимые знания (ЗН).

В каждом блоке от 6 до 13 компонентов, их характеристика подробно приводится в профстандарте. Для методики эти компоненты перепроектированы в деятельностные компоненты – что конкретно должен делать, знать и уметь педагог в процессе образовательной деятельности (приложение). Таким образом, «функции» в методике – это деятельность педагога по выполнению им трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования».

Оценить компетенции педагога, самооценить и выявить наши затруднения нам поможет методика «Квадрат функций». Посмотрите пожалуйста на слайд. Мы видим квадрат с перечисленными  педагогическими компетенциями: сначала нужно оценить свои компетенции относительно друг друга в столбце «a» по вертикали. Нужно поставить, не повторяясь баллы от 1 (низший балл) до 6 (высший балл) в квадратиках в левом нижнем углу. И так далее во всех столбцах (б, в, г, д, е).

6 слайд

 Затем по аналогии оцените компетенции в строке «А» по горизонтали. Баллы поставьте в квадратиках в верхнем правом углу. И так далее во всех строках (Б, В, Г, Д, Е). Суммируем баллы в квадратиках, и получаем общую сумму в ячейке. Затем переходим к «Бланку ответов». Так выглядит заполненная таблица. Где условные обозначения УМ-  необходимые умения,

ЗН- необходимые знания, ТД- трудовые действия. Далее суммируйте баллы по диагоналям: сначала в ячейках с УМ, затем ЗН и ТД.

7 слайд

После впишите результаты в таблицу «Обработки данных». Суммируйте баллы в таблице «Обработки данных» и впишите результат в столбец «Итого баллов». Контрольная сумма баллов – 252 (допускается погрешность не более трёх баллов). Если получилась итоговая сумма больше или меньше контрольной суммы, значит, вы необъективно оценили свои компетенции. Далее в строке «Место по назначению» в рейтинге (от 1 до 3) отметьте место, которое занимает каждый блок ТД, УМ, ЗН по сумме баллов. Три суммы, которые получились, педагог вписывает в соответствующие ячейки итоговой таблицы. Если он провёл диагностику правильно. То общая сумма в строке будет равна 252. Это контрольная сумма. При этом допускается погрешность – не более трёх баллов. Если у педагога получилась другая сумма, значит, он необъективно оценил свои компетенции. По сумме баллов во второй строке таблицы педагог определяет место функций  в рейтинге (от 1 до 3). Функция, которая набрала наибольшее количество баллов, получает первое место. Расшифровать содержательную часть всех функций необязательно, можно сделать это для первого и последнего или только последнего места. Место в рейтинге показывает, какие из компетенций педагог реализует наиболее успешно – зона «профицита», а какие наименее – зона «дефицита». Далее анализируем результаты диагностики и определяем, какие у педагога затруднения. На основе этого планируем свою методическую работу.

8 слайд

Открываем профстандарт и изучаем: необходимые умения, необходимые знания, трудовые действия (зону своих дефицитов). Затем приступаем непосредственно к заполнению структуры ИППР

9 слайд

«Титульный лист». В нём указывается ФИО воспитателя, дошкольное учреждение, период. ИППР рассматривается и утверждается на педагогическом совете

  1. слайд

«Личная карта педагога» педагога включает в себя образование, квалификационную категорию, стаж, повышение квалификации и наличие блога. С целью более детального изучения профессиональной деятельности воспитателя желательно указывать- участие в мероприятиях, обобщение и распространение педагогического опыта, а также участие в конкурсах профессионального мастерства.

  1. слайд

 «Самоанализ педагога», это трудный личностный процесс, здесь в «достижениях» мы заполняем наши «профициты». То есть,  то в чём мы преуспели, набрали наибольшее количество баллов. И соответственно наши «дефициты»

12 слайд

Цели моего профессионального развития: развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с ФГОС ДО. Мы заполняем исходя из наших «профицитов», то есть распространить наш опыт, и «дефицитов», то есть пытаться устранить наши затруднения.

13 слайд

Далее при заполнении самой таблицы ИППР, нам нужно разобраться  в компетенциях:

14 слайд

 Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью. Так какие бывают компетенции: 

15 слайд

Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему: научных знаний; способов деятельности (умения действовать по образцу); опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях; опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку. Это значит, задачами могут быть: Освоение и применение педагогических технологий; расширение предметной  компетенции в  определённой образовательной области.

16 слайд

Методическая компетентность охватывает область способов формирования знаний, умений у педагога. Умения применять ту или иную педагогическую технологию.

 17 слайд

Психолого-педагогическая компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психолога в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения.

18 слайд

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). 

19 СЛАЙД

Профессиональная проблема - это осознание воспитателем в данной педагогической ситуации возникновения трудностей, противоречий, препятствий в достижении поставленной цели и осуществлении своих профессиональных функций. Это значит проблему мы ищем в своей задаче, то есть, если у меня стоит задача в ИППР – научиться владеть ИКТ-компетентностями, то какая тогда проблема (подумайте пожалуйста)

Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Педагог сегодня должен обладать так называемой «двойной компетенцией», т. е. помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь современные знания и навыки работы с информационными технологиями, высокую информационную культуру.

20 слайд

Далее, трудовая функция (ТФ), тоже берётся из профстандарта. Трудовые функции разделены на обучающие, развивающие, и воспитательные, в стандарте им присваиваются коды.

21 слайд

Необходимые знания и умения, тоже прописаны в профстандарте, они расписываются согласно поставленным задачам.

22 слайд

Что предполагаю для этого сделать. Что нужно сделать чтобы решить поставленную задачу. Например снова берём предметную компетенцию: научиться владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми для планирования и реализации образовательной работы. Что я предполагаю сделать: во первых знать основы работы на компьютере, пройти соответствующие курсы, просмотреть семинары и тд.

23слайд

Ожидаемый результат  будет то, что я научусь владеть ИКТ, освою новые программы, буду знать основы работы в Интернет ресурсах

24 слайд

Сроки – сроки я думаю каждый педагог определит самостоятельно, в зависимости от того на сколько он планирует реализацию свой ИППР. Кроме специального багажа знаний, педагогу в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, педагог должен знать «струны» всех детей и умело воздействовать на них.

25 слайд 

Индивидуальный план профессионального развития педагога. Мы заполняем таблицу, прописываем мероприятия, устанавливаем сроки.

26 слайд

Анализ выполнения индивидуального плана профессиональной деятельности. Как вы видите, анализа работы у меня нет, так как реализация ИППР только начата.

27 слайд

Лист корректировки- остаётся тоже в начальном виде

28 слайд  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме «Проектирование предметно-развивающей  среды  по  музыкальному воспитанию»

«Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его ду...

Методические рекомендации по разработке программы развития дошкольной образовательной организации

Программа развития является обязательным документом любой образовательной организации.  Современные тенденции дошкольного образования также предлагают рассматривать ее как инструмент оценки качес...

Консультация на тему «Проектирование и организация развивающей предметно-пространственной среды группы - подход Н.А.Коротковой»

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознат...

«Проблема индивидуального подхода в дошкольной образовательной организации»

В последние десятилетия проблема индивидуализации педагогического процесса является наиболее актуальной. Каждый ребенок в своем роде единственный и уникальный. Данная уникальность проявляется в индиви...

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации

Рекомендации  по созданию специальных образовательных условий для ребенка с задержкой психического развития в образовательной организации...

Методическая разработка в рамках семинара -практикума «Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение» Тема: Проектирование совместной деятельности детей и взрослых при организац

Методическая разработка в рамках семинара -практикума«Моделирование образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО: новая образовательная практика ООП ДО «Вдохновение»...