Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа)
проект (средняя группа)

Кузина Елена Александровна

Проект

«Новогодние народные праздники и традиции»

(средняя группа)

 

Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа)

Проект «Новогодние народные праздники и традиции»

Группа №10 «Гномики»

Воспитатели:

Кузина Е. А.

Сазанова  С. Н.

Январь 2020

Проект «Новогодние народные праздники и традиции»

(«Рождество», Святки», «Крещение»).

Вид проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: три недели

Участники: дети средней группы общеразвивающего вида, воспитатели, родители.

Проблема:

отсутствие познаний о культурных традиций своего народа у детей и их родителей.

Актуальность:

Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.

 

К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники.

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через религию, предания и поверья.

Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Народные праздники по своей сути — духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.

Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколение.

 

 

 

Наша задача, суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям.

Цель:

Духовно – нравственное воспитание детей, приобщение к народной культуре празднования Рождества на Руси.

Задачи:

• - Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.

• - Знакомить с историей возникновения праздниковнародных традиций.

• - Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.

• - Воспитывать нравственные качества личности уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.)

• - Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.

• - Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.

• - Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.

Предполагаемый результат.

Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.

Закреплять знание детей о устном народном творчестве.

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.

Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.

 

Краткие сведения о Рождественских праздниках:

 

 

Рождественский сочельник (7 января)

Это день накануне Рождества Христова. В сочельник разговляются сочивом или кутьей, то есть взваром из рисовых, пшеничных или же ячменных зерен с медом, сушеными ягодами и фруктами, а также блинами, оладьями медовыми, пирогами постными, пряниками в форме звезды. В этот вечер первая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось исполнение разных рождественских обычаев.

С вечера Рождественского сочельника начинается  «колядование» с пением песен-колядок. Их обычно распевают дети. Взрослые же с первого дня Рождества до Крещения ходили по домам славить Христа – обычай, облюбованный всем православным миром, крепко державшийся и соблюдавшийся и в селах, и в больших городах.

Старый новый год

Две встречи Нового года появились по причине перехода с юлианского календаря на действующий григорианский, разница между которыми составляет ровно 13 дней. В то, что новогодний праздник продолжают отмечать по старому стилю, внесла свою лепту православная церковь — она отказалась переходить на новое летоисчисление и продолжила жить по юлианскому календарю.

Для современных людей Старый Новый год — дополнительная возможность отметить любимый праздник, собраться с друзьями и поверить в чудеса,поделиться радостью,особенно если они не встречали приход Нового года с 31 на 1 января.

 

Крещение (19 января)

Крещение Господне – один из немногих поистине всенародных церковных праздников, наряду с Рождеством и Воскресением Христовым! Это время, когда количество православных в храмах увеличивается в десятки раз. В «поход» за святой водой отправляются даже те люди, которых обычно в храм волоком не затащишь. И их не останавливают ни многометровые очереди, ни трескучий мороз.

 

 

Проектная деятельность

 

Познание

 

  • Беседа с детьми на тему: «Святочные дни».
  •  

 

Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. Давайте мы сегодня отпразднуем Рождество, как встречали его много лет до нас…

У христиан есть особенно радостные дни - дни православных праздников. Они посвящены Богу. Одним из самых главных праздников христиан стал праздник рождения Бога - Рождество Христово. Сегодня я расскажу, откуда дал истоки данный праздник.

Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила Своего Сына Иисуса Христа.

В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли - так называлась кормушка для скота.

В это время на небе появилось множество ангелов. А перед Рождеством Христа на небе появилась особенная яркая звезда. Эту звезду назвали - Вифлеемская звезда. Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. 12 дней с 7 по 19 января – это время зимних святок на Руси. Колядки, хождение со звездой, ряжение, зимние забавы, посиделки, всем этим сопровождался праздник святки.

Ребята, а вы знаете, что в рождественскую ночь был обычай ходить по домам и поздравлять всех с праздником. Назывался этот обычай «колядование». Маленькие девочки и мальчики ходили от дома к дому, плясали, устраивали целые представления. Пели и специальные маленькие песенки – колядки, в них они прославляли рождение Младенца-Христа и  желали хозяевам здоровья и богатства, поздравляли с Рождеством. В старину колядовщиков так и называли – Христославы, по обычаю хозяева одаривали малышей конфетами, пряниками, мелкими монетами. А на свежем воздухе наши предки любили устраивать ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ. Это и катания на санях с горы, метание снежков, петушиные бои на льду, перетягивание каната и др.

Когда же наступал вечер, все девушки отправлялись на ПОСИДЕЛКИ. Они вскладчину снимали избу, где долгими зимними вечерами, пряли, вышивали, вязали. И обязательно пели. Я предлагаю вам выучить рождественскую песенку:

«Яркая звездочка»

Яркая звёздочка на небе горит.
Мама у ёлочки детям говорит:
"В целом мире торжество:
Наступило Рождество!
Наступило Рождество!"

С праздником, с праздником взрослых и ребят!
Даже проказникам это говорят.
Потому что торжество,
Потому что Рождество,
Потому что Рождество!

 

  • Рассказ воспитателя «Рождество какой это праздник»«По одёжке встречают»«Рождество и Святки»«Наши предки – славяне»«Умей в гости звать и умей угощать».
  • Д. И «Подари семье радость»«Вспомни пословицу о семье».
  • Беседа что за праздник Старый-новый год.
  • Беседа о православном празднике «Крещение Господне» и его традициях.

Коммуникация.

Беседа «Что Вы знаете о народных праздниках», «Какие новогодние традиции в вашей семье».

Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.

Постановка театрализованных представлений «Двенадцать месяцев».

Рассматривание картин А. А. Соловьёва «Тройка».

 Социализация.

С/р игра «Маленькие помощники»«Семья - У нас праздник»«Родной дом».

Создание книжек-малышек», Д. И. «Кувшин доброты».

Безопасность.

Беседа «Правила поведения во время проведения праздника».

Физическая культура.

П.И. «Гуси -лебеди»«Палочкавыручалочка»«Заря»«Горелки»«Карусель»«Гори, гори ясно»«Жмурки»«Ручеёк».

Русские народные игры «Тень, тень, потетень»«Весёлый бубен».

Здоровье.

Беседа «Как не заболеть во время праздника «Осторожно - Конфеты,     шоколад и другие сладости».

 

Художественное творчество.

  • Изготовление праздничных поздравительных рождественских открыток;
  • Конструирование из бумаги: «Ангелочки», «Свеча»
  • Изготовление вертепа.
  • Ручной труд «Рождественская звезда», изготовление рождественских подарков.

 

 

Чтение рассказов:

О.Ефремова «Рождество Христово».

«Первая рождественская ночь», «Рождение Христа», «Рождественский ангел», «Звезда,  ведущая в Вифлеем»

     Заучивание стихотворений:

 К.Бальмонт «Снежинка», «Рождество»;

заучивание рождественских песен и колядок

Рассматривание «Детская библия».

    

Просмотр видеофильмов:

«Снегурята», «Снегурочка», «Сказка в Рождество».

 

Беседа по картинам русских художников:

Б.Кустодиев «Ярмарка»;

 А.Киевшенко «Колядки» (иллюстрация к повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Ознакомление с музыкальными произведениями:

П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»;

 М.Глинка «Камаринская»

 Создание условий для самостоятельной деятельности.

Книги и открытки по теме «Народные праздники и традиции»,

Центр продуктивных видов деятельности: подбор материалов для изготовления карнавальных масок и костюмов, бумага разных видов, карандаши, краски, пластилин, кусочки ткани,наряды для переодевания в ряженых.

Центр строительно - конструктивных игр: природный материал, пластилин, бросовый материал.

 

Взаимодействие с партнерами

Экскурсия в православный храм п. Малиновский.

Посещение Рождественского концерта в Д.К. «Орфей»

            

 

Взаимодействие с родителями.

Консультация «Приобщаем детей е народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках.

Как мы отмечаем Старый-новый год (фотоколлаж).

Ныряние в прорубь (фотоотчёт).

(папки – передвижки, объявления, информация на сайте группы).

 

Заключительная часть.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.

Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки.

Приобщили родителей к использованию традиций русскойнародной культуры в семейном воспитании детей.

 

Результаты проекта.

Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова.

Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.

 

Литература:

1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.

2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.

3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.

4.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.

5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

6.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

7.Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.

8.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.

9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.

10.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг

12. Левкодимов  Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rozhdestvenskiy_proekt.docx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа

В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек....

Сценарий народного праздника для старшей - подготовительной группы "Русская ярмарка"

Праздник был проведен с целью приобщения детей к истокам народного творчества,  с целью развития художественно-эстетического вкуса у детей через декоративно-прикладное искусство....

Праздничное мероприятие, посвященное русскому народному празднику «Яблочный спас». Средняя группа.

Сценарий праздника, был создан для расширения знаний детей, о традициях и русских народных праздниках....

Народный праздник «Сретение» в старшей группе

Занятие проводится с целью познакомить детей с русским народным праздником Сретение, объяснить, что это праздник встречи зимы и весны и привить любовь и уважение к традициям и культуре своей страны,во...

Традиционный народный праздник для детей средней группы "Масленица".

Конспект развлечения с родителями  в средней группе. Знакомство с традицией празднования Масленицы....

Сценарий народного праздника «Жаворонки» в средней группе с участием родителей.

 С  традициями и обычаями проведения народных праздников детей надо знакомить с дошкольного возраста , чтобы они сами были участниками   этих праздников: пели  песни. играли...

Календарное планирование «Народная культура и традиции.» ( средняя группа)

Календарное планирование «Народная   культура и традиции.» ( средняя группа)...