рабочая программа кружка по экпериментальной деятельности для детей средней группы
рабочая программа (средняя группа)

Татьяна Александровна Зуева

Данная программа рассчитана на детей средней группы и имеет познавательную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shablon_programmy_kruzhka.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

решением педагогического

совета МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №93»

Протокол №   от «____»______20   г.

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №93»

__________________ Е.А. Вобленко

Приказ № ____ от «____»_____20   г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Умелые руки»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

                                                                      «Познавательное развитие»

Руководитель:

Зуева Татьяна Александровна

Воспитатель

г. Воронеж

2020

Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………………..3стр
  2. Литература……………………………………………………………………………………………………...13стр
  3. Приложение 1. Календарно - тематическое планирование…………………………………………………15стр
  4. Приложение 2. Диагностика педагогического процесса……………………………………………………29стр

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Детское экспериментирование – это многомерное и сложное явление. Несмотря на многие позитивные стороны, детское экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:

-        недостаточной теоретической проработанностью вопроса;

-        нехваткой методической литературы.

Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н.Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности». С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработана программа естественнонаучной направленности «Занимательные опыты и эксперименты».

Программа основана на современных подходах к развитию и воспитанию дошкольника. Программа имеет личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии всех участников образовательного процесса.

Программа разработана в соответствии с :

-        Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;

-        Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС дошкольного образования);

-        «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций 2.4.1.3049-13»;

-        Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ МОиН РФ от 29 августа 2013г.№ 1008.

Направленность программы – естественнонаучная.

Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методам самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.

Актуальность программы. В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу. Он выступает, как потребность в освоении нового, овладении способами и средствами удовлетворения «жажды знаний». Именно поэтому проблема формирования познавательной деятельности особенно актуальна в настоящее время. И одним из эффективных приемов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование.

Экспериментальная деятельность предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно найти ответы на вопросы «Почему?», «Как?» и «Зачем?». Ребенок стремится познать мир, все узнать, исследовать, изучить, открыть для себя неизведанное. Самым эффективным методом познания явлений окружающего мира является экспериментирование. Детское экспериментирование заключает в себе значительный развивающий потенциал для дошкольника, оно дает детям представления о разных сторона; изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами, и, что самое главное, оно происходит на глаза,  у ребенка, при осуществлении им самим практических действий. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и развитие умственных процессов. В ходе опытно-экспериментальной деятельности происходит развитие памяти дошкольника, активизируются мыслительные процессы. Необходимость представления словесного отчета о результате опыта стимулирует развитие речи.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения.

При разработке программы учитывались следующие принципы:

  1. Принцип научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
    - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
  2. Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагога и детей.
  3. Принцип систематичности и последовательности:  обеспечивает единство обучающих, развивающих и воспитательных задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
  4. Принцип доступности: предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
  5. Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
  6. Принцип наглядности обучения: наглядное пособие всегда средство познания,  основа формирования чувственного образа представления из которых с помощью умозаключений делается обобщающий вывод.
  7. Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
  8. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Цель: к концу мая 2021 года сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты, делая при этом выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Сформировать у детей умения проводить простые опыты и эксперименты.
  2. Сформировать умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения.

Развивающие:

  1. Развивать умение пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать внутреннюю потребность к получению знаний.

Отличительная особенность программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир).

Программа естественнонаучной направленности «Умелые руки» составлена с учётом опыта передовых деятелей, таких как Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, Н.Г. Черниловой, А.И. Ивановой.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:

-        дети дошкольного возраста от 4 до 5 лет

 Характеристика возрастных возможностей детей  среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет) 

Показатели

Содержание

Ведущая деятельность

Ролевая игра и игры с правилами.

Коллективная игра со сверстниками.

Познавательная деятельность

Условия развития ребенка на данном этапе

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь (необходимо поддержать любознательность ребенка).

Объект познания

Окружающие предметы. Причины и следствия их возникновения. («Почемучки»).

Способ познания

Рассказы взрослого. Экспериментирование.

Мышление

Наглядно-образное мышление.

Восприятие

Потребность в сопоставлении предметов с эталонами геометрических форм.

Воображение

Развивается творческое (создание образов).

Произвольность познавательных процессов

Начинает развиваться произвольное запоминание, устойчивость внимания в игре.

Личные особенности

Форма общения

Взрослый обсуждает с ребенком вопросы, которые находятся за «пределами» конкретной ситуации: о увиденном, прочитанном, сделанном и по поводу того, что не было в непосредственном опыте ребенка. (Внеситуативно-деловое).

Отношения

со сверстниками

Интересен как партнер по сюжетной игре (предпочтения по половому признаку)

Отношения

со взрослыми

Источник информации  («Почемучки»)

Эмоции

Фон настроения становится более ровным, старается контролировать

Речь

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

Ведущая потребность

Потребность в познавательной активности

Новообразования

-Контролирующая функция речи.

-Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

-Появление элементов произвольности.

-Появление внеситуативно – личностной формы общения со взрослыми.

 Сроки реализации программы – с 01.10.2020 года по 31.05.2021 года (8 месяцев)

Формы и режим занятий – групповая.

Каждое занятия включает в себя как теоретическую, так и практическую часть.

Программное содержание тем усложняется в зависимости от возраста детей от более легкого к сложному. 

Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятий

-        дети дошкольного возраста от 4 до 5 лет – 20 минут;

Ожидаемые результаты освоения программы:

  1. Сформированы умения проводить простые опыты и эксперименты.
  2. Сформированы умения делать выводы и умозаключения.
  3. Умеет доказывать свою точку зрения.
  4. Умеет пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и экспериментов совместно в группе.

1.1.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ,

ПЛАНИРУЕМЫХ ПО КАЖДОЙ ТЕМЕ/ РАЗДЕЛУ

 Специфические подходы занятий – коллекционирование, мастерская.

Формы занятий – эксперименты, опыты, рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры.

1.2. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА,

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЙ, ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

 Приемы и методы:

  1. Наглядный

-        наглядно-зрительные приемы (показ, использование наглядных пособий);

-        тактильно-мышечные приемы  (непосредственная помощь воспитателя).

  1. Словесный

-        объяснение, пояснение, указание;

-        вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

-        проведение циклов познавательных бесед и инструктажа;

-        загадки.

  1. Практический

-        схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

-        метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий;

-        создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки);

-        совместная детско-взрослая познавательно – исследовательская  деятельность.

Техническое оснащение – интерактивная доска, проектор, музыкальный центр.

Дидактический материал:

Материалы, находящиеся в лаборатории, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Магниты», «Бумага», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. 

Лаборатория содержит: 

  1. Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.
  2. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спички. мох, семена и т.д. 
  3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожа, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.  д 
  4. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. 
  5. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. 
  6. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски). 
  7. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др. 
  8. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т. д.

Разработки картотеки опытов и эксперимента: «Опыты с водой», «Опыты с песком» и др.

Игрушки  и оборудование для экспериментирования

Игрушки и орудия для экспериментирования с водой, песком, снегом (комплекты различных формочек, грабли, совки, сита, сосуды для переливания, ведра, лопатки и пр.) Разноцветные пластиковые мячики, ракушки и пр.

Непромокаемые фартуки.

Вертушки, флюгеры для наблюдений за ветром, крупные лупы и пр.

Строительные материалы и конструкторы

Строительные наборы (деревянные, пластмассовые) разного размера.

 1.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ ВИДАМИ ПРОДУКЦИИ 

Обеспечение методическими видами продукции – разработка картотек опытов: «Опыты с водой», «Опыты с песком», «Опыты с воздухом» и др.; разработка схем экспериментов и опытов.

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ И ПОСТАНОВКЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПЫТОВ

 Инструкция для педагогов по правилам работы со стеклянной посудой и другими изделиями из стекла во время работы с детьми в мини-лаборатории.

 1.      Общие требования безопасности

1.1.К практической работе со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла допускаются дети, которых ознакомили с техникой безопасности и правилами поведения при проведении элементарных опытов.

1.2.Обучение детей правилам поведения при организации опытов проводиться как на занятиях, так и в трудовой деятельности.

1.3.Выполнение данной инструкции является для всех педагогов обязательной.

2.      Требования безопасности перед началом работы

2.1.Освободите рабочее место от ненужных для работы предметов и материалов

2.2.Четко определите порядок и правила безопасного проведения работы

2.3.Проверьте наличие и надежность посуды

3.      Требования безопасности во время работы

3.1.Нагревая жидкость необходимо, чтобы горлышко пробирки или колбы были направлены в сторону от себя и детей. Нельзя наклоняться и заглядывать в эту посуду.

3.2.Закрывая тонкостенный сосуд резиновой  пробкой, его держат за верхнюю часть горлышка, а пробку слегка вращают.

3.3.Во время мыться стеклянной посуды нужно помнить. Что стекло хрупкое, легко ломается и трескается от ударов.

3.4.Запрещается пользоваться стеклянной посудой или приборами, имеющими хотя бы трещины и тем более отбитые края

4.      Требования безопасности после окончания работы

4.1.Привести в порядок рабочее место.

4.2.Вымыть детям руки с мылом.

4.3.Фартуки или халаты повесить на спинку стула

5.      Требования безопасности при чрезвычайных ситуациях

5.1.При незначительных порезах, рану обработать йодом и наложить марлевую повязку, которая защитит от микробов и будет способствовать быстрой сворачиваемости крови.

5.2.При ранении стеклом кожу вокруг раны обработать йодом или раствором бриллиантовой зелени, перевязать и обратиться к старшей медсестре.

5.3.При серьезном порезе и сильном кровотечении необходимо наложить жгут выше раны, накрыть рану стерильной марлей и вызвать врача.

5.4.Обо всех таких случаях докладывать администрации и медперсоналу ДОУ.

 Инструкция по безопасной работе со стеклянной посудой

 Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Применение физической силы при работе со стеклянными деталями связано с опасностью их поломки. Особенно велико бывает искушение применить усилие при разъединении заклинивших пробок. Однако во всех случаях лучше недооценить прочность стеклянной детали, чем переоценить ее. Вероятность ранения рук пропорциональна усилию, приложенному к стеклянной детали.

  1. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины или отбитые края.
  2. Ребенок при работе в мини-лаборатории и при проведении эксперимента и опытов должен надеть фартук для защиты одежды.
  3. При переносе сосудов с жидкостью его необходимо держать обеими руками: одной – за горловину, другой – за дно.
  4. Нагревая жидкость в сосуде, воспитателю необходимо держать последнюю так, чтобы отверстие было направлено в сторону от себя и детей. Дети к этому процессу не допускаются.
  5. Посуда, хранящаяся в рабочем столе или шкафу, должна содержаться в порядке. Если посуда не имеет своего постоянного места, храниться неаккуратно, в тесноте, она неизбежно бьется, что повышает вероятность травм.
  6. Недопустимо убирать осколки разбитой посуды незащищенными руками! Осколки необходимо убирать с помощью щетки и совка.
  7. Стеклянные приборы и посуду больших размеров переносить только двумя руками.
  8. Колбу или другой тонкостенный сосуд, в который вставляется пробка, следует держать за горлышко по возможности ближе к устанавливаемой пробке, защищая при этом руку какой-либо тканью.
  9. Дети к уборке разбитой посуды – НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!
  1. ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛЫ 

Дидактический и лекционный материалы – энциклопедии : «Хочу всё знать», «Большая энциклопедия знаний»

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЙ:
  1. Баталина Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012.
  2. Дергунская В.А. Игры-эксперементы с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015.
  3. Дыбина О.В.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  4. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997.
  5. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М., 2007.
  6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и эксперимента в детском саду. М., 2007.
  7. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004
  8. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
  9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
  10. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
  11. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
  12. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
  13. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.
  14. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М., Мозаика-Синтез, 2002.
  1. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. 

Список научной литературы, расширяющей кругозор педагога 

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
  2. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  3. Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. 2007 г. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е 

Список литературы для детей и родителей по тематике занятий 

  1. Белько Е. Веселые научные опыты 6.+ – СПб.: Питер, 2015.
  2. Белько Е. Веселые научные опыты 7.+ – СПб.: Питер, 2015.
  3. Белько Е. Веселые научные опыты на свежем воздухе 6.+ – СПб.: Питер, 2015.
  1. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. // Вопросы психологии. 1985.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Учебно-тематический план на 2020/2021 учебный год для группы детей от 4 до 5 лет

Раздел, тема

Кол-во часов

Кол-во занятий

1-2

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории»

20 мин.

2

3

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Помощница вода»

20 мин

1

4

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Бесформенная вода»

20 мин.

1

5

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Откуда берется вода?»

20 мин

1

6

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Радужная вода»

20 мин.

1

7

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Волшебный материал»

20 мин

1

8

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Барханы»

20 мин.

1

9

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Волшебная рукавичка»

20 мин

1

10

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Железные башни»

20 мин.

1

11

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Мир бумаги»

20 мин

1

12

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Сильная бумага»

20 мин.

1

13

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Сокодвижение в стебле растений»

20 мин

1

14

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Как дышат растения»

20 мин.

1

15

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Уличные тени»

20 мин

1

16

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Световой луч»

20 мин

1

17

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Притягиваются- не притягиваются»

20 мин

1

18

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Магнитный виноград»

20 мин.

1

19

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Почему птицы плавают в воде?»

20 мин

1

20

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Мыльный кораблик на воде»

20 мин.

1

21

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Почему песок хорошо сыплется?»

20 мин

1

22

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Отпечатки»

20 мин.

1

23

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Сила воздуха»

20 мин

1

24.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Вулкан»

20 мин.

1

25

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Какие свойства?»

20 мин

1

26.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Ледяная рыбалка»

20 мин.

1

27.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Свойства воздуха»

20 мин

1

28.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Мыльные шары на морозе»

20 мин.

1

  29.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Воздух внутри нас»

20 мин

1

30.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Мыльные пузыри в банке»

20 мин.

1

31.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Ветер»

20 мин

1

32.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Сильный или слабый ветер?»

20 мин.

1

33.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Солнечная лаборатория»

20 мин

1

34.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Волшебный лимон»

20 мин.

1

35.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Свойства воздуха. Прозрачность»

20 мин

1

36.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Сухим из воды»

20 мин.

1

37.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Подводная лодка»

20 мин

1

38.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Шарик в бутылке»

20 мин.

1

39.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Растворение сахара»

20 мин

1

40.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Невидимые чернила тетушки Совы»

20 мин.

1

41.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Как напиться?»

20 мин

1

42.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Круговорот воды в пакете»

20 мин.

1

43.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Почему не тонут корабли?»

20 мин

1

44.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Подушка из пены»

20 мин.

1

45.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Звук»

20 мин

1

46.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Как делать звук громче?»

20 мин.

1

47.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Почему всё падает на землю?»

20 мин

1

48.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Можно ли двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее?»

20 мин.

1

49.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Две пробки»

20 мин

1

50.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Почему в космос летают на ракете»

20 мин.

1

51.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «На орбите»

20 мин

1

52.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Как образуются метеоритные кратеры»

20 мин.

1

53.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Темный космос»

20 мин

1

54.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Ракета из шариков»

20 мин.

1

55.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Где теплее?»

20 мин

1

56.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Парашют для мышки»

20 мин.

1

57.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Волшебная кисточка»

20 мин

1

58.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Солнечные часы Барбоскина»

20 мин.

1

59.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Волшебный круг»

20 мин

1

60.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Эффект радуги»

20 мин.

1

61.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Когда это бывает?»

20 мин

1

62.

Раздел: «Познавательное развитие» тема: «Солнечные зайчики»

20 мин.

1

Информационная справка об особенностях реализации

учебно-тематического плана в 2020/2021 учебном году

для группы детей от 4 до 5 лет

Общий срок реализации исходной программы

с 01.10.2020г. по 31.05.2021г.

Возраст воспитанников

от 4 до 5 лет

Количество занятий в неделю

2

Общее количество занятий в месяц

8

 Расписание занятий для группы от 4 до 5 лет

Дни недели

Возраст детей

от 4 до 5 лет

Среда, Пятница,

15.30-15.50

Продолжительность занятий

20 мин.

Общее количество занятий в неделю

2

Общее количество занятий в год

62

         СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тематическое планирование для группы 4 до 5 лет

Месяц

№ темы

 

Тема занятия

 

Программное содержание

Октябрь

1-2.

«Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории»

Знакомство детей с профессией «ученый». Проведение экскурсий по лаборатории. Создание научного клуба «Умелые руки». Знакомство с материально-технической базой лаборатории. Определение правил поведения в научной лаборатории при проведении простейших опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

3.

4.

«Помощница вода»

«Бесформенная вода»

Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Формирование у детей умения проводить с помощью педагога простой опыт с водой, используя банки с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой и стаканчики; делать вывод, что вода, заполняя емкость, выталкивает находящиеся внутри нее предметы.

Формирование у детей умения проводить с помощью педагога простой опыт с водой «Бесформенная вода»; делать вывод, что вода принимает форму сосуда;  пользоваться с небольшой помощью педагога приборами - помощниками при проведения опыта с водой «Бесформенная вода». Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

5.

6.

«Откуда берется вода?»

«Радужная вода»

Познакомиться с процессом конденсации.

Формирование у детей умения проводить с помощью педагога простой опыт с использованием ёмкости с горячей водой, охлажденной металлической крышкой. делать вывод, что процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Формирование у детей умения проводить с помощью педагога простой опыт с водой, акварельными красками и  сахаром; делать вывод как сахар и краска влияет на свойство воды; с помощью педагога зарисовывать результаты наблюдения о воде. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

7.

             

               8.

«Волшебный материал»

«Барханы»

Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Формирование у детей умения проводить простой опыт с помощью педагога, используя ёмкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики. Делать вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выяснить, что сухой песок форму не сохраняет.

Формирование у детей умения проводить простой опыт с песком «Барханы»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах песка. Выяснение опытническим путем, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Ноябрь

9.

10.

«Волшебная рукавичка»

        «Железные башни»

Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы. Формирование у детей умения с помощью педагога проводить постой опыт, используя магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичку с вшитым внутрь магнитом. Делать вывод: не все предметы взаимодействуют с магнитом.

Побуждение детей обследовать предмет и с помощью педагога устанавливать причинно-следственные связи между магнитом и железом. Формирование у детей умения проводить простой опыт с магнитом «Железные башни»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

11.

12.

«Мир бумаги»

«Сильная бумага»

Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять зависимость свойств материала от способа его использования. Используя квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкости с водой, ножницы, провести простой опыт с бумагой под руководством педагога. Сделать вывод: свойства материала обусловливают способ его использования.

Формирование у детей умения проводить простой опыт  с бумагой «Сильная бумага»; с помощью педагога делать вывод на основе проведенного опыта с бумагой. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

13.

14.

15.

16.

«Сокодвижение в стебле растений»

«Как дышат растения»

«Уличные тени»

«Световой луч»

Формирование у детей умения проводить простой опыт с растением (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки) используя баночки из-под йогурта, воду, чернила или пищевой краситель. Делать вывод: окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам.

Формирование у детей умения проводить простой опыт с растением «Как дышат растения»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Побуждение детей обследовать предмет и с помощью педагога и устанавливать причинно-следственные связи. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Провести простой опыт с участием педагога, рассматривая образование тени на улице: днем от солнца, вечером-от фонарей и утром-от различных предметов; в помещении -от предметов разной степени прозрачности. Делать вывод о способе образования тени.

Понять, что свет-поток световых лучей; познакомить с тем, как можно увидеть луч света; понять, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот. Провести с помощью педагога простой опыт, используя проектор, ёмкость с водой, лист черной бумаги с отверстием диаметром 3-5 мм, зеркало. Сделать вывод о том, что свет-поток световых лучей, невидимых в воздухе. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Декабрь

17.

        

18.

«Притягиваются-не притягиваются»

«Магнитный виноград»

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к нему. Проведение с помощью педагога простого опыта с использованием пластмассовой емкости с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия), магнита. Делать вывод на основе проведенного опыта: не все виды металлов притягиваются магнитом.

Проведение с помощью педагога эксперимента «Магнитный виноград». Выяснение, почему под действием магнита приходит в движение виноград. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдения свойства магнита – магнетизм; делать вывод на основе проведенного опыта «Магнитный виноград». Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

19.

20.

«Почему птицы плавают в воде?»

«Мыльный кораблик на воде»

Используя перья разных птиц, тонкий лист бумаги, жир, провести простой опыт с помощью педагога и сделать вывод: птицы плавают потому, что их перья смазываются жиром.

Знакомство детей со свойством воды - поверхностное натяжение. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений; делать вывод на основе проведенного опыта «Мыльный кораблик на воде». Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

21

22.

«Почему песок хорошо сыплется?"

«Отпечатки»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Провести простой опыт с помощью педагога, используя ёмкости с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупу, ширму и сито, песочные часы. Сделать вывод о свойствах песка и глины.

Проведение с помощью педагога эксперимента «Отпечатки». Исследование поверхности природного материала методом отпечатков. Формировать умение с помощью педагога делать вывод на основе проведенного опыта с песком. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

23.

«Сила воздуха»

Формирование у детей умения проводить с помощью педагога простой опыт «Сила воздуха»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

24.

«Вулкан»

Формирование познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений за вулканом. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Январь

25.

26.

«Какие свойства?»

«Ледяная рыбалка»

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Провести простой опыт с помощью педагога, используя ёмкости со снегом, водой и льдом. Сделать вывод о сходстве и различии.

Формирование у детей умения проводить с помощью педагога простой опыт «Ледяная рыбалка»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Развитие любознательности, интереса к исследовательской деятельности. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

27.

28.

«Свойства воздуха»

«Мыльные  шары на морозе»

Познакомить детей со свойствами воздуха: не имеет запаха, способен распространяться во всех направлениях, способен расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении. Провести простой эксперимент с участием педагога, используя ароматизированные салфетки, корки апельсинов, лимонов, пластиковую бутылку, шарик, емкость с горячей водой и емкость со льдом. Сделать вывод о свойствах воздуха.

Формирование у детей умения проводить эксперимент «Мыльные шары на морозе». Побуждение детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи между морозом и воздухом внутри мыльного пузыря. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

29.

30.

«Воздух внутри нас»

«Мыльные  пузыри в банке»

Провести простой опыт с участием педагога по обнаружению воздуха внутри тела человека, используя трубочки, стаканчики с водой. Сделать вывод: воздух есть внутри нас.

Формирование у детей умения проводить эксперимент «Мыльные  пузыри в банке»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений за мыльными пузырями в банке. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Февраль

31.

32.

«Ветер»

«Сильный или слабый ветер?»

Познакомить детей посредством простого опыта с участием педагога со способом образования ветра, используя батарей в помещении и полоски бумаги. Сделать вывод о том, что ветер образуется в результате соединения холодного и теплого воздуха.

Знакомство детей с силой ветра. Формирование у детей умения проводить опыт «Сильный или слабый ветер». Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

33.

34.

«Солнечная лаборатория»

«Волшебный лимон».

Познакомить детей с зависимостью степени нагрева предмета от его цвета. Провести простой опыт с участием педагога, используя листы бумаги разных цветов(среди которых должны быть листы белого и черного цвета), солнечных лучей. По результатам проведенного эксперимента сделать вывод о том, что предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его.

Знакомство с батарейкой. Формирование у детей умения проводить опыт «Волшебный лимон»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

35.

36.

«Свойства воздуха. Прозрачность»

«Сухим из воды»

 

Провести простой опыт с участием педагога по определению свойства воздуха-прозрачность, используя полиэтиленовый пакет. Сделать вывод о том, что воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Определение при помощи опыта «Сухим из воды»,  что воздух занимает место. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха и воды. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

37.

38.

«Подводная лодка»

        «Шарик в бутылке»

Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как выходит воздух из воды. Провести простой опыт с детьми под руководством педагога, с использованием изогнутых трубочек для коктейля, прозрачных пластиковых стаканов, ёмкостей с водой. Сделать вывод, что воздух легче воды-попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.

Знакомство с разностью давления воздуха Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о разности давления воздуха. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Март

39.

40.

«Растворение сахара»

«Невидимые чернила тетушки Совы»

Провести простой опыт под руководством педагога по растворению сахара, используя ёмкости с горячей и холодной водой. Сделать вывод и сравнить, в какой воде сахар быстрее растворяется.

Формирование у детей умения проводить опыт «Невидимые чернила тетушки Совы»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты опыта над лимонной кислотой. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

41.

42.

        «Как напиться?»

«Круговорот воды в пакете»

Провести простой опыт с участием педагога «Как напиться из стакана, не беря его в руки?» используя наполовину заполненный водой стакан, не растворяющиеся в воде и тонущие предметы. Сделать вывод, что в случае заполнения стакана тяжелыми предметами уровень воды в стакане будет подниматься до самых краев и тогда можно будет напиться.

Выявление при проведении опыта «Круговорот воды в пакете» свойств воздуха. Сравнение свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений свойства воды и круговорот воды в природе, путем эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

43.

44.

«Почему не тонут корабли?»

«Подушка из пены»

Посредством проведения простого эксперимента с участием педагога и используя ёмкость с водой, металлические предметы, жестяную банку, подвести детей к выводу о том, почему не тонут корабли.

Формирование у детей умения проводить опыт «Подушка из пены»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты опыта. Развитие у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

45.

46.

«Звук»

«Как сделать звук громче?».

Посредством проведения простого эксперимента под руководством педагога и используя лабораторию «Звук и тон», подвести детей к пониманию того, что звук- это вибрация, колебания воздуха; что человеку нужны два уха для определения направления звука, что звук способен передавать информацию, звуки живут в нашем теле, услышать которые можно посредством специальных приборов. (стетоскоп)

Формирование у детей умения проводить опыт «Как сделать звук громче?». Выяснение причин усиления звука. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Апрель

47.

            48.

«Почему всё падает на землю?»

«Можно ли двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее?»

Понять, что Земля обладает силой притяжения. Используя предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкости с водой, песком, металлические шарики, провести простой опыт с участием педагога, сделать соответствующие выводы: все зависит от материала предмета, его веса и высоты падения.

Закрепление знаний детей о свойствах железа: притягивается к магнитам. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты опыта. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

49.

            50.

«Две пробки»

«Почему в космос летают на ракете»

Выяснить, как действует сила притяжения. Используя ёмкости с водой ,2 пробки одинакового размера, провести простой эксперимент под руководством педагога по определению силы притяжения. Сделать вывод: предметы могут притягиваться друг к другу.

Формирование у детей умения проводить эксперимент «Почему в космос летают на ракете»; зарисовывать и отмечать результаты опыта над воздухом. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

51

52.

«На орбите»

«Как образуются метеоритные кратеры»

Установить, что удерживает спутники на орбите. Используя ведерко, шарик, веревку, привязанную к ручке ведра, провести простой эксперимент под руководством педагога и подвести детей к выводу о том, что, когда предметы крутятся (двигаются по кругу), они не падают. Это же происходит с планетами и их спутниками. Как только движение прекращается, предмет падает.

Моделирование с помощью педагога метеоритный кратер. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

53.

54.

«Темный космос»

«Ракета из шариков»

Узнать, почему в космосе темно. Используя фонарик, стол и линейку, провести простой эксперимент под руководством педагога и сделать вывод о том, почему в космосе темно: хотя в космосе постоянно от Солнца идут лучи света, там темно, так как там нет ничего, что могло бы отразить свет.

Моделирование с помощью педагога двухступенчатую ракету из воздушных шаров. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

Май

55.

56.

«Где теплее?»

«Парашют для мышки»

Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Используя два термометра, чайник с горячей водой, провести простой эксперимент под руководством педагога и выяснить с помощью действий, где теплее воздух: сверху или снизу (все, что поднимается вверх, значит теплый воздух легче холодного и сверху теплее)

Моделирование с помощью педагога парашюта. Выяснение, при помощи опыта, свойства воздуха (сопротивление). Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

57.

58.

«Волшебная кисточка»

«Солнечные часы Барбоскина»

Получить оттенки синего цвета, фиолетовый цвет из красной и синей краски. Используя палитры, красную, синюю, белую краски, по 4 контурных изображения воздушных шариков на каждого ребенка провести простой эксперимент по смешиванию красок с целью получения краски необходимого оттенка для закрашивания шариков. Сделать вывод о том, что в результате смешивания отдельных цветов можно получит другой цвет.

 Формирование опытническим путем умения определять время в природе; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

59.

60.

«Волшебный круг»

«Эффект радуги»

Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне. Используя цветовые волчки, изготовленные совместно с детьми, провести простой опыт под руководством педагога по образованию нужных цветов и цветовых дорожек.

Знакомство с образованием радуги. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

61.

62

«Когда это бывает?»

«Солнечные зайчики»

Понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру. Используя иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток, провести работу под руководством педагога по изготовлению модели (круговой диаграммы) частей суток: подобрать цвет и закрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи, изображения режимных моментов) по каждой части суток.

Знакомство с образованием на стенах комнаты солнечных зайчиков. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

Календарно-тематическое планирование для группы детей от 4 до 5 лет 

№п/п

Наименование раздела программы

Тема занятия

Кол-во часов

Кол-во занятий

1-2.

«Познавательное развитие»

«Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории»

20 мин.

2

3.

«Познавательное развитие»

«Помощница вода»

20 мин

1

4.

«Познавательное развитие»

«Бесформенная вода»

20 мин.

1

5.

«Познавательное развитие»

«Откуда берется вода?»

20 мин

1

6.

«Познавательное развитие»

«Радужная вода»

20 мин.

1

7.

«Познавательное развитие»

«Волшебный материал»

20 мин

1

8.

«Познавательное развитие»

«Барханы»

20 мин.

1

9.

«Познавательное развитие»

«Волшебная рукавичка»

20 мин

1

10.

«Познавательное развитие»

«Железные башни»

20 мин.

1

11.

«Познавательное развитие»

«Мир бумаги»

20 мин

1

12.

«Познавательное развитие»

«Сильная бумага»

20 мин.

1

13.

«Познавательное развитие»

«Сокодвижение в стебле растений»

20 мин

1

14.

«Познавательное развитие»

«Как дышат растения»

20 мин.

1

15.

«Познавательное развитие»

«Уличные тени»

20 мин

1

16.

«Познавательное развитие»

«Световой луч»

20 мин

1

17.

«Познавательное развитие»

«Притягиваются- не притягиваются»

20 мин

1

18.

«Познавательное развитие»

«Магнитный виноград»

20 мин.

1

19.

«Познавательное развитие»

«Почему птицы плавают в воде?»

20 мин

1

20.

«Познавательное развитие»

«Мыльный кораблик на воде»

20 мин.

1

21.

«Познавательное развитие»

«Почему песок сыплется»

20 мин

1

22.

«Познавательное развитие»

«Отпечатки»

20 мин.

1

23.

«Познавательное развитие»

«Сила воздуха»

20 мин

1

24.

«Познавательное развитие»

«Вулкан»

20 мин.

1

25.

«Познавательное развитие»

«Какие свойства?»

20 мин

1

26.

«Познавательное развитие»

«Ледяная рыбалка»

20 мин.

1

27.

«Познавательное развитие»

«Свойства воздуха»

20 мин

1

28.

«Познавательное развитие»

«Мыльные шары на морозе»

20 мин.

1

29.

«Познавательное развитие»

        «Воздух внутри нас»

20   мин

1

30.

«Познавательное развитие»

«Мыльные пузыри в банке»

20 мин.

1

31.

«Познавательное развитие»

«Ветер»

20 мин

1

32.

«Познавательное развитие»

«Сильный или слабый ветер?»

20 мин.

1

33.

«Познавательное развитие»

«Солнечная лаборатория»

20 мин

1

34.

«Познавательное развитие»

«Волшебный лимон»

20 мин.

1

35.

«Познавательное развитие»

«Свойства воздуха. Прозрачность»

20 мин

1

36.

«Познавательное развитие»

«Сухим из воды»

20 мин.

1

37.

«Познавательное развитие»

«Подводная лодка»

20 мин

1

38.

«Познавательное развитие»

«Шарик в бутылке»

20 мин.

1

39.

«Познавательное развитие»

«Растворение сахара»

20 мин

1

40.

«Познавательное развитие»

«Невидимые чернила тетушки Совы»

20 мин.

1

41.

«Познавательное развитие»

«Как напиться?»

20 мин

1

42.

«Познавательное развитие»

«Круговорот воды в пакете»

20 мин.

1

43.

«Познавательное развитие»

«Почему не тонут корабли?»

20 мин

1

44.

«Познавательное развитие»

«Подушка из пены»

20 мин.

1

45.

«Познавательное развитие»

        «Звук»

20 мин

1

46.

«Познавательное развитие»

«Как делать звук громче?»

20 мин.

1

47.

«Познавательное развитие»

«Почему всё падает на землю?»

20 мин

1

48.

«Познавательное развитие»

«Можно ли двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее?»

20 мин.

1

49.

«Познавательное развитие»

«Две пробки»

20 мин

1

50.

«Познавательное развитие»

«Почему в космос летают на ракете»

20 мин.

1

51.

«Познавательное развитие»

«На орбите»

20 мин

1

52.

«Познавательное развитие»

«Как образуются метеоритные кратеры»

20 мин.

1

53.

«Познавательное развитие»

«Тёмный космос»

20 мин

1

54.

«Познавательное развитие»

«Ракета из шариков»

20 мин.

1

55.

«Познавательное развитие»

«Где теплее?»

20 мин

1

56.

«Познавательное развитие»

«Парашют для мышки»

20 мин.

1

57.

«Познавательное развитие»

«Волшебная кисточка»

20 мин

1

58.

«Познавательное развитие»

«Солнечные часы Барбоскина»

20 мин.

1

59.

«Познавательное развитие»

«Волшебный круг»

20 мин

1

60.

«Познавательное развитие»

«Эффект радуги»

20 мин.

1

61.

«Познавательное развитие»

        «Когда это бывает?»

20 мин

1

62.

«Познавательное развитие»

«Солнечные зайчики»

20 мин.

1

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Форма и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации – день открытых дверей, открытые занятия, выступление на утренниках, учебно-исследовательские конференции; один раз в квартал (ноябрь, февраль, май).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию "Цветные ладошки" Средняя группа

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию рассчитана на детей 4-5 лет. Содержит в себе перспективное планирование, в соответсвии с тематическим планом ДОУ. Срок реализации 1 год....

«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»

Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»

Дошкольное  детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и  первые проявления в тво...

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» Средняя группа(возраст детей  4-5 лет)...