Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию "Цветные ладошки" Средняя группа
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию рассчитана на детей 4-5 лет. Содержит в себе перспективное планирование, в соответсвии с тематическим планом ДОУ. Срок реализации 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rabochaya_programma_.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Бутурлиновский детский сад №10 общеразвивающего вида
Бутурлиновского муниципального района
Воронежской области
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию
«Цветные ладошки»
Средняя группа
(возраст детей с 4 до 5 лет)
Руководитель: Прокофьева Т.В.
воспитатель I кк
2018 г.
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).
Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Актуальность
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
- Умение одухотворять живую и неживую природу
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
- Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
- Стремление заботиться о других
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
- Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
- Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:
- Учится быть оригинальным
- Учится использовать средства выразительности
- Учится давать оценку своей и чужой деятельности
- Учится проявлять инициативу, самостоятельность
- Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
Особенности программы
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.
Для создания выразительного художественного образа использовали рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т.д.
Цель: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
- познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск пробкой, т.д.)
- обучать основам создания художественных образов.
- формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
- совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
- развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
- воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Подходы и методы их реализации:
систематические занятия;
игры, игровые приемы;
организация и оформление выставок детских работ;
оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий кружка:
Одно занятие в неделю (чередуются: понедельник/вторник) по 20 минут
Методы работы:
- индивидуально-дифференцированный;
- групповой;
- практический;
- наглядный;
- интеграция образовательных областей.
Формы работы с детьми:
- игра сюжетная и театрализованная;
- разговор;
- рассматривание готовых работ;
- рисование под руководством воспитателя;
- самостоятельная деятельность.
Форма подведения итогов:
- выставка детских работ;
- фотоальбом детских рисунков.
- презентация – отчёт по работе кружка
Ожидаемый результат работы кружка:
- Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
- Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
- Организация выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Участие в выставках и конкурсах в течение года.
Учитывать в работе на занятиях:
Индивидуальные возможности детей:
- умение использовать изобразительные материалы;
- умение работать только правой рукой;
- быстрое выполнение задания;
- страх плохого результата рисования;
- уровень развития детей;
- создание необходимых условий для экспериментирования с изобразительными материалами и техниками рисования.
Психологические особенности:
- заинтересованность;
- неуверенность при выполнении задания;
- скованность;
- нетерпение;
- внимательность;
- брезгливость и т.п.
Сложности некоторых техник нестандартного рисования:
- поэтапное объяснение и показ техники педагогом;
- в зависимости от сложности техники рисования проводить процесс работы индивидуально, по подгруппам или со всем коллективом детей;
- следить за мерами безопасности детей при работе с необычными изобразительными материалами;
- не ограничивать желания детей дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.
Литература:
1. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». Под ред. Р. Г. Казаковой. – Москва, 2005
2. «Изобразительная деятельность в детском саду». И.А. Лыкова. – Москва, 2017
3. «Аппликация в детском саду». А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль, 2004
Перспективный план кружковой работы
Сентябрь
Ознакомление с литературой, написание программы, составление и планирования занятий, приобретение материала
неделя | тема | техника | задачи | материалы |
1 | Диагностика | Свободное экспериментирование с материалами | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
2 | Диагностика | Свободное экспериментирование с материалами | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
3 | «Эти вредные микробы» | Кляксография | Познакомить со способом изображения – кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения заданного образа. | ½ альбомного листа, кисть, гуашь неярких тонов, трубочка для коктейля |
4 | «Астры» | Примакивание вилкой | Познакомить детей с техникой рисования примакивание вилкой. Учить с помощью данной техники рисовать цветы – астры. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к новым техника рисования. | Альбомный лист, с нарисованными кружками желтого цвета – серединка цветка, мисочка с гуашью, вилка |
Октябрь
неделя | тема | техника | задачи | материалы |
1 | «Виноград» | Печать пробкой | Познакомить с новым способом рисования ягод. Учить детей передавать форму грозди винограда, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло-зеленый или фиолетовый). Развивать чувство композиции. | Мисочки с гуашью, пробки, альбомный лист |
2 | «Мешок картошки» | Оттиск печатками из картофеля | Познакомить детей со способом рисования – печатание картофелем. Упражнять в печатании. Развивать чувство ритма, умение располагать изображение по всему листу бумаги неправильной формы (мешок). Воспитывать аккуратность, интерес к новой технике. | Силуэтное изображение мешка, картофельные печатки, гуашь в мисочках |
3 | «Осенний лес» | Отпечаток листьями, оттиск скомканной бумагой | Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – оттиском скомканной бумаги. Развивать чувство композиции, цвета. | Листы бумаги, гуашь, кисти, листья деревьев, бумага для оттиска. |
4 | «Котенок» | Пуантилизм | Учить детей рисовать ватными палочками, закрашивая силуэтное изображение. Развивать чувство ритма, координацию движений в системе глаз – рука. Воспитывать интерес к новой технике. | Листы бумаги с изображением кота, гуашь, ватные палочки. |
Ноябрь
неделя | тема | техника | задачи | материалы |
1 | «Вот ёжик — ни головы, ни ножек» | Оттиск смятой бумагой, рисование пальчиками | Продолжать знакомить детей со способом рисования смятой бумагой. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком | Альбомный лист, газета, гуашь серая, коричневая. |
2 | «Красивая ваза» | Печать пробкой | Учить украшать силуэт вазы, нанося на ее поверхность декоративный узор с помощью техники печатания пробкой. Развивать технические навыки, чувство ритма. Воспитывать эстетический вкус. | Бумажные силуэты вазы, мисочки с гуашью, пробки. |
3 | «Мой друг – светофор» | Рисование цветной солью | Продолжать знакомить детей с техникой рисования солью. Учить рисовать с помощью цветной соли «глаза» у светофора. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к технике. | Картонные шаблоны светофора, цветная соль, клей ПВА. |
4 | «Букет для мамы» | Тычок полусухой жесткой кистью | Вызвать у детей желание нарисовать букет для мамы. Учить изображать цветы в технике тычка полусухой жесткой кистью. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность | Листы бумаги, жесткая кисть, гуашь. |
Декабрь
неделя | тема | техника | задачи | материалы |
1 | «Зайка беленький сидит» | Пуантилизм | Продолжать учить закрашивать изображение, применяя технику пуантилизма. Развивать чувство ритма, координацию движений кисти. Воспитывать бережное отношение к природе. | Силуэтное изображение зайца, гуашь белого цвета, ватные палочки. |
2 | «Прилетели птички – снегири, синички» | Рисование ладошкой | Закреплять навык рисования ладонью. Учить детей при помощи отпечатка ладони создавать образ птицы, дорисовывая недостающие части и детали кисть. Развивать образное мышление. Воспитывать аккуратность. | Гуашь в мисочках, альбомный лист, кисти, салфетки. |
3 | «Пушистая елочка» | Тычок жёсткой полусухой кистью | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Силуэтное изображение елки, гуашь, жесткая кисть. |
4 | «Наша нарядная елка» | Рисование пальчиками | Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Развивать чувство ритма. | Рисунки елочек с предыдущего занятия. |
Январь
неделя | тема | техника | задачи | материалы |
1 | «На что похоже?» | Монотипия на стекле | Познакомить детей с новой техникой получения изображения – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству. | Стекло для нанесения краски, краска, бумага |
2 | «Мыльная сказка» | Рисование мыльными пузырями | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование мыльными пузырями. Способствовать развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, глазомера, внимания. | Стаканчики с мыльной цветной водой, трубочки для коктейля, листы бумаги. |
3 | «Кто живет в зимнем лесу?» | Трафарет, «тычок» жесткой кистью | Продолжать учить детей изображать животных, используя нетрадиционные техники рисования. Закреплять навык рисования тычком жесткой кистью. Развивать координацию. | Трафареты животных, жесткая кисть, гуашь. |
Февраль
неделя | тема | техника | задачи | материалы |
1 | «Снеговик» | Рисование манкой | Познакомить детей с новой техникой рисования. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Силуэтный рисунок снеговика, клей, манка, кисти, краски. |
2 | «Укрась варежки» | Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками | Совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью. Учить украшать варежки, используя ватные палочки. Развивать чувство ритма, цвета. | Листы бумаги, гуашь, жесткие кисти, ватные палочки. |
3 | «Самолёт» | Рисование пальчиками | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | ½ альбомного листа, гуашь в мисочках, салфетки. |
4 | «Северное сияние» | Монотипия | Продолжать знакомить детей с техникой монотипия. Помочь в создании выразительного образа. Развивать чувство цвета. | Литы бумаги, акварель, кисти. |
Март
неделя | тема | техника | задачи | материалы |
1 | «Мимоза для мамы» | Пуантилизм | Вызвать у детей желание нарисовать цветы для мамы. Совершенствовать умения в технике пуантилизма. Развивать чувство цвета, ритма, композиции. | Листы бумаги, гуашь, ватные палочки. |
2 | «Подснежники» | Рисование цветной солью | Продолжать знакомить детей с техникой рисования цветной солью. Учить создавать образ первоцвета, применяя данную технику. Воспитывать бережное отношение к природе. | Контурное изображение подснежника а плотной бумаге, цветная соль. |
3 | «Жили у бабуси два веселых гуся» | Рисование ладошкой | Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, учить дорисовывать детали для получения завершенного образа. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Нарисованное заранее озеро, гуашь, краски или фломастеры |
4 | «Игры с кляксами» | Кляксография | Познакомить детей с техникой кляксографии. Учить ставить на лист бумаги кляксу, затем согнув лист пополам, получать отпечаток. Развивать воображение. | Лист бумаги, кисти, краски. |
Апрель
неделя | тема | техника | задачи | материалы |
1 | «Дерево» | Отпечаток ладони, примакивание кистью | Учить детей создавать образ дерева при помощи отпечатка ладони. Рисовать молодые листочки с помощью техники примакивания кисти. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать эстетический вкус. | Альбомный лист, гуашь, акварель. |
2 | «Этот загадочный космос» | Монотипия | Продолжать учить детей работать в технике монотипия; создавать при помощи данной техники космический пейзаж. Развивать фантазию, воображение. Развивать умение дорисовывать полученное изображение деталями (звезды, кометы, ракета). | Стекло, лист бумаги, акварельные краски. |
3 | «Тюльпаны» | Печатание вилкой | Продолжать учить детей рисовать при помощи отпечатка вилкой. Доводить полученный рисунок до определенного образа. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе. | Мисочки с гуашью, вилка, бумага, салфетки. |
4 | «Веселая гусеница» | Рисование мыльными пузырями | Учить детей создавать образ гусеницы, применяя технику рисования мыльными пузырями. Доводить полученное изображение до определенного образа, дорисовывая детали. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию, бережное отношение ко всему живому. | Стаканчики с мыльной цветной водой, трубочки для коктейля, листы бумаги. |
Май
неделя | тема | техника | задачи | материалы |
1 | «Весенний пейзаж» | Оттиск скомканной бумагой. | Продолжать учить рисовать в технике оттиск скомканной бумагой. Развивать чувство цвета, композиции. | Листы бумаги, гуашь, бумага для оттисков. |
2 | «Праздничный салют» | Кляксография с трубочкой | Продолжать учить детей рисовать с помощью клякс. Создавать при помощи кляксографии изображение салюта. Развивать чувство ритма. | Акварель, кисть, трубочка для коктейля. |
3 | «Божья коровка» | Оттиск печатками из картофеля | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать точки, усики, лапки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус | Картофельные печатки, гуашь в мисочках. |
4 | «День защиты детей» (плакат) | Рисование ладошками | Закрепить технику рисования ладошками. Учить дополнять композицию деталями, используя разные изобразительные средства. | Ватман, гуашь, кисти, салфетки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования средняя группа.
Паспорт программы,пояснительная записка....
Рабочая программа кружка по нетрадиционному рисованию «Цветные ладошки» II младшая группа
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей первого младшего возраста способствует формированию интеллектуальных ...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для средней группы «Волшебные пальчики»
Цель программы:- развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программакружка по нетрадиционной технике рисования для первой младшей группы «Цветные ладошки» на 2018 - 2019 учебный год...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования в старшей группе "Волшебные краски"...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе
Рабочая программа кружк по нетрадиционно технике рисовани «Волшебные краски в старшей группе...
Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» в старшей группе «Капитошка»
Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски"...