Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет
консультация (младшая группа)

Плахова Елена Петровна

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды

для детей от 1 года до 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsentr_sensornogo_razvitiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад "Алёнка"

г.Кирсанов Тамбовская область

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды

для детей от 1 года до 3 лет

                                             

                                                    Подготовила:   воспитатель

                                                           Плахова Елена Петровна

                                                   

       

       

  Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

     

      В нашем детском саду "Алёнка" во второй младшей группе  предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной

деятельности детей. Среди них особое место занимает сенсорный центр, при создании которого были соблюдены  все требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные  в программе.

Главная цель сенсорного центра: формирование у ребёнка полноты восприятия окружающего мира через тактильные, слуховые и обонятельные ощущения.

Создание сенсорного центра в ДОУ направлено на решение следующих задач: 

• Стимулировать сенсорные функции (зрение, осязание, слух, и т. д.) ;

• Развивать мелкую моторику, стимулируя двигательную активность;

 • Снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, способствовать релаксации и комфортному самочувствию детей в группе;

 • Создавать положительный, эмоциональный фон, повышающий работоспособность ребенка;

• Активизировать когнитивные процессы (мышления, внимания, восприятия, памяти) ;

• Повышать мотивацию к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

В этом уголке собран материал, который помогает расширять представление детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов и способствует развитию мелкой моторики рук. Этот  материал представлен в виде традиционных и самодельных игрушек.

          1. Для развития мелкой моторики:

  • пирамидки;
  • мозайка;
  • пазлы;
  • развивающая игра "Веселые шнурки";
  • полотно с застежками;
  • развивающая игра "Золушка"(дети перебирают горох и фасоль в разные тарелки);
  • магнитная доска.                                        

Движения пальцев рук и кистей рук имеют особое развивающее значение , так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. А речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

  2. Для восприятия формы и величины:

  • Кубики
  • матрешки;
  • развивающая игра "Открой замочек";
  • развивающая игра "Геометрический пазл";

Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств ребенка. Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными

и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий. Благодаря достижениям в предметной деятельности младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие.

          3. Для восприятия цвета:

  • д/игры:  "Найди свой домик",
  • "Назови цвет",
  •  "Найди пару",
  • "Поставь заплатку";

В основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу.
     Ознакомление с цветом традиционно начинается еще в раннем возрасте.  Работа по ознакомлению детей с цветом строится в несколько этапов. Первые игры и упражнения предполагают выбор по образцу знакомых предметов, резко различающихся по цвету — доминантному признаку. Понятие цвета дается на примере двух-трех контрастных цветов. Следующий этап работы — задания, основанные на зрительном сближении, т. е. примеривании предметов по цвету (найти похожий цвет по образцу). Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада (резкого или близкого) между двумя цветами. Действуя с цветом, дети запоминают сначала сами цвета, потом названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный, и лишь в последующем названия дополнительных цветов и оттенков.
Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии; вырабатывается понятие о том, что цвет — одно из свойств предмета. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый, земля черная, помидор красный и т. д.).

          4. Для развития слухового восприятия:

  • банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, песком;
  • шуршание  бумаги, полиэтилена и т.п.;
  • шишки, шумящие морские раковины;
  • свистки и дудочки из глины и дерева;
  • аудиозаписи природных шумов и подборка игр к ним, например: “Кто кричит, что звучит?”;

       Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Основное качество слуховых образов – предметная отнесенность. Игры на восприятие звука дают представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

          5. Для развития тактильных ощущений:

  • мешочки с зерном;
  • "Чудесный мешочек";
  • атрибуты для игры "Угадай на ощупь".

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует  зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

      Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.  Благодаря достижениям в предметной деятельности младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир и в процессе этого освоения формируется восприятие. Таким образом, развитие восприятия детей непосредственно связано с сенсорным воспитанием.

                                                     Список использованной литературы.

1. Ветен АА., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.

2. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. – М: Мозаика – Синтез, 2015.

 3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша - М.: Мозаика – Синтез, 2003.

5. Метиева  Л. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы  детей», М."Просвещение",2009.

6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего       возраста», М.,1983.

7 . Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
Опыты и эксперименты для дошкольников»ю-М.:ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации

Дидактический материал, предметы и игры для формирования сенсорных эталонов у детей и развития чувственных восприятий...

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации...

Оснащение центра сенсорного развития для детей от года до трёх лет.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. ...

Оснащение центра сенсорного развития для детей раннего возраста от1 года до 3 лет

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д....

«Оснащение центра сенсорного развития для детей от 1 года до 3 лет»

Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение...

Презентация "Оснащение центра сенсорного развития для детей от 1 года до 3 лет"

Презентация "Оснащение центра  сенсорного развития для детей от 1 года до 3 лет"...