Прграмма вокального кружка "Домисолька"
рабочая программа (подготовительная группа)

Ринкевичене Лариса Викторовна

Программа вокального кружка "Домисолька" для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белочка»

Иркутская область Казачинско-Ленский район п.Улькан

Рассмотрено:

на педагогическом совете

Протокол № 5 от 15.10.2021 г.

 

                        Утверждаю:

                        Заведующая МДОУ

        д/с «Белочка»

                        __________Бланк Т.В.

                Приказ № 5 от 15.10.2021 г.

Программа вокального кружка «Домисолька»

                                                           

Разработала:

Ринкевичене Л.В.

Музыкальный руководитель

МДОУ детский сад «Белочка»

Первая квалификационная категория

                                                                                     

                                                           

п. Улькан

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыка начинается с пения…

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Программа по вокальному пению предназначена для детей 6-7 лет. Занятия в вокальном кружке «Домисолька» проводятся с сентября по май месяц. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25-30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количество детей 10 человек. Программа рассчитана на 28 часов.

Цель -  формирование эстетической культуры дошкольника: развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

Задачи:

формирование интереса к вокальному искусству;

развитие умений петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон;

развитие музыкального слуха и голоса;

развитие умений различать звуки по высоте;

развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции;

развитие умений петь выразительно, передавая характер песни;

формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения);

совершенствование вокально-хоровых навыков.

Актуальность программы

 Пение является весьма действенным методом эстетического

воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного)

воспитанники осваивают основы вокального исполнительства, развивают

художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского

мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения

воспитанника, снятия зажатости, обучения чувствованию и

художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

 Именно для того, чтобы воспитанник, наделенный способностью и тягой

к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть

умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в

творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное

состояние, разработана программа вокального кружка «Домисолька», направленная на духовное развитие воспитанников.

Педагогическая целесообразность программы

 В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению

здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих

и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу -

оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие

голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение

представляет собой действенное средство снятия напряжения и

гармонизацию личности. С помощью группового пения можно

адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для воспитанников занятия в вокальном кружке «Домисолька» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, слуховые навыки. Со временем пение становится для воспитанника эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Охрана детского певческого голоса.

Охрана детского голоса была и есть главным вопросом. В дошкольном возрасте певческий аппарат ребенка анатомически и функционально только начинает складываться (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. Поэтому, организуя певческую деятельность детей дошкольного возраста, музыкальный руководитель должен уделять большое внимание задачам охраны детского голоса.

Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Занятия по вокалу следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Правильному выбору репертуара помогает изучение диапазона звучания детского голоса- это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос. Во время обучения дошкольников пению следует стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом.

Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо:

следить, чтобы дети пели без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых;

следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;

добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.)

беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более 4-5);

не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

В процессе пения участвуют различные группы мышц (лица, шеи, дыхательных органов), если эти мышцы длительно подвергать правильной голосовой тренировке, то движения могут стать автоматическими, т.е. устойчивыми навыками, формирующими правильное звукообразование. Еще одним средством охраны детского голоса и развития его диапазона является распевание.

Основополагающие принципы программы:

Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе

общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.

1.Принцип воспитывающего обучения.

Музыкальный руководитель в процессе обучения воспитанников

пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в

жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному,

обогащает духовный мир воспитанника. У воспитанников

развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2.Принцип доступности.

Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков,

приемы обучения и усвоение их воспитанниками соответствуют

возрасту и уровню музыкального развития воспитанников каждой

возрастной группы.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности.

В начале года во всех возрастных группах даются более легкие

задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного,

знакомого к новому, незнакомому.

4.Принцип наглядности.

В процессе обучения пению главную роль играет так называемая

звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных

звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное

чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной

прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Чтобы повторение песен не наскучило воспитанникам, надо

разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление

песенного репертуара должно быть не просто механическим

повторением, а сознательным его воспроизведением.

Приемы обучения пению

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального

руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня

исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных

упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными,

повышают активность воспитанников, развивают сообразительность, а

также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к воспитанникам активизируют мышление и речь. К их

ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в

зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной

группе.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от

возраста воспитанников, подготовленности. Неправильная оценка не

помогает воспитаннику осознать и исправить свои ошибки, недостатки.

Надо поощрять воспитанников, вселять в них уверенность, но делать это

деликатно.

Формы и методы реализации программы:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет.

Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать физическое состояние ребенка 6-7 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей этого возраста не сильный, хотя порой, и звонкий.

Голосовые связи требуют к себе бережного отношения, поэтому нельзя допускать, чтобы дети кричали, напрягали и не берегли голос. Охране детского голоса необходимо уделять достаточное внимание. Певческий аппарат ребёнка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Музыкальные занятия следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос ещё «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т. к. можно навредить здоровью ребёнка. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей.

Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

Структура занятия.

1. Распевание.

Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

Ожидаемый результат

Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга.

Планирование работы вокального кружка

Сентябрь

Диагностика музыкальных способностей

Произвести отбор детей, выявить наличие ладового чувства, чувство ритма, музыкального слуха, желания петь.

Беседа о технике безопасности

Познакомить детей с правилами поведения в музыкальном зале.

Беседа об охране голоса. Знакомство с упражнениями - распевками.

В песенно-игровой форме рассказать о том, как нужно заботиться о своем голосе. Познакомить с упражнениями, развивающими слух и голос.

Разбор упражнений «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой, «Дудочка» муз. В. Карасевой. Знакомство с песней Ю. Слонова «Промелькнуло лето».

Упражнять детей в точном воспроизведении голосом поступенного движения мелодии вверх и вниз. Добиваться плавного пения.

Октябрь

Познакомить детей с приемами красивого пения. Упражнять детей в точном определении высокого и низкого звуков, в чистом интонировании.

Беседа о звукообразовании и звуковедении. Разучивание упражнения «Эхо».

Познакомить детей с приемами красивого пения. Упражнять детей в точном определении высокого и низкого звуков, в чистом интонировании.

Закрепление упражнений «Лесенка», «Дудочка», «Эхо». Знакомство с песней «Вместе весело шагать».

Закрепление навыка правильного извлечения звука. Познакомить с новой песней.

Дыхательная гимнастика. Игра «Дирижер». Закрепление выученных песен и попевок.

Познакомить детей с правильным дыханием во время пения. В игровой форме провести дыхательную гимнастику. Повтор выученных песен.

Закрепление правильного звукообразования. Продолжать знакомить с дыхательной гимнастикой.

Закреплять правильное дыхание, правильное интонирование в выученных упражнениях - попевках. Закрепление выученных песен. Работа над выразительным исполнением.

Ноябрь

Вокально-певческая постановка корпуса.

Познакомить с вокально-певческой постановкой корпуса. Исполнение музыкальным руководителем песенки «Петь приятно и удобно». Закрепление упражнений и песен.

Знакомство с новой песней «Наш край».

Повторить упражнения для развития слуха и голоса. Познакомить с содержанием песни.

Продолжать учить новую песню. Знакомство с новой попевкой «Бубенчики» Е. Тиличеевой.

Повторение знакомых песен, закрепление новой песни. Учить детей различать звуки по высоте. Чисто интонировать.

Декабрь

Дикция, артикуляционное слово. Знакомство с новой песней «Как на тоненький ледок» (р. н.п.)

Познакомить с одним из приемов выразительного пения – дикцией. Рассказ об артистах театра. Привести примеры шуток-прибауток для выработки четкой дикции. Познакомить детей с новой песней.

Дикция, артикуляционное слово. Знакомство с новой песней «Как на тоненький ледок» (р. н.п.)

Познакомить с одним из приемов выразительного пения – дикцией. Рассказ об артистах театра. Привести примеры шуток-прибауток для выработки четкой дикции. Познакомить детей с новой песней.

Дикция, артикуляционное слово. Знакомство с попевкой «Чики-чики, чикалочки» Е. Тиличеевой. Закрепление дыхательной гимнастики.

Игра на дыхание «Дирижер». Учить петь выразительно, легким звуком, ясно произносить слова.

Разучивание новой песни «Что под елкой спрятано». Подготовка к Новому году.

Знакомство с новой песней. Закрепление приемов выразительного пения.

Январь

Выразительное пение. Разучивание попевки «Зайка» В. Карасевой. Разбор новой песни «Песенка о маме» Т. Попатенко.

Познакомить с выразительным исполнением, разговор о содержании песен и о приемах правильного исполнения. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание, вступая точно на первый звук. Разбор песни.

Выразительное пение. Разучивание попевки «Зайка» В. Карасевой. Разбор новой песни «Песенка о маме» Т. Попатенко.

Познакомить с выразительным исполнением, разговор о содержании песен и о приемах правильного исполнения. Учить слушать вступление и вовремя брать дыхание, вступая точно на первый звук. Разбор песни.

Беседа о композиторах песенниках А. Филлипенко, Г. Гладков, В. Шаинский.

Познакомить с творчеством советских композиторов. Исполнить знакомые детям песни из м/ф.

Подготовка к празднику «День защитника Отечества». Беседа о характере и содержании песен военных лет.

Закрепление упражнений - попевок для развития голоса. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни военных лет. Закрепление выразительного исполнения песен.

Разбор песни.

Февраль

Разучивание новой песни «Блины»

Познакомить с песней и ее содержанием. Учить петь естественным голосом без напряжения, следить за произношением в словах.

Разучивание упражнения «Бай, качи, качи».

Закреплять у детей умение петь напевно. Добиваться чистого интонирования, четкого, ясного произношения.

Разучивание упражнения «Бай, качи, качи».

Закреплять у детей умение петь напевно. Добиваться чистого интонирования, четкого, ясного произношения.

Подготовка к празднику «День защитников Отечества»

Выразительное исполнение песен, исполнение сольных песен.

Разучивание р. н.п. «Куда летишь, кукушечка».

Закреплять у детей умение петь выразительно, легким звуком. Учить брать дыхание между музыкальными фразами. Четко произносить слова.

Март

Разучивание новых попевок «Солнышко-ведрышко», «Барашеньки».

Закреплять у детей умение петь естественным голосом, добиваться легкого подвижного звучания, расширять диапазон детского голоса.

Разучивание новой песни «Песенка о песенке» муз. Попатенко.

Разбор мелодии новой песни, хлопками отметить сильные доли, простучать ритмический рисунок, показать рукой движение мелодии.

Творческие импровизации танцевальной песни.

Рассказать детям о жанровой основе каждой песни (танец, марш), побуждать детей находить интонации для песни-польки.

Разучивание новой песни «Настоящий друг»

Знакомство с содержанием песни. Работа над выразительным исполнением.

Апрель

Творческие импровизации.

Побуждать детей импровизировать песни-вальсы. Закреплять умение хлопками повторять ритмический рисунок песни. Упражнять в чистом интонировании.

Закрепление упражнений для развития слуха и голоса.

Знакомство с композитором и содержанием песни.

Разбор новой песни «Лесная песенка» В. Витлина.

Продолжать закреплять выразительное исполнение песен. Работать над дикцией и чистотой интонации.

Закрепление выученных песен.

Познакомить детей с 2-х голосным пением, с подголосками на примере народной песни.

Май

Разбор новой песни «Пусть всегда будет солнце».

Знакомство с песней. Работа над дикцией.

Разбор новой песни «Пусть всегда будет солнце».

Знакомство с песней. Работа над дикцией.

Закрепление певческих навыков.

Работа над звуковедением, дыханием, дикцией.

Разбор новой песни «В траве сидел кузнечик».

Закрепление вокально-хоровых навыков. Выразительное исполнение выученных песен.

Концерт кружка для родителей.

Отчет о проделанной работе.

Результативность

Октябрь: выступление на осеннем празднике.

Ноябрь: концерт для малышей.

Декабрь: выступление на новогоднем утреннике.

Январь: «Уж ты, Зимушка-Зима…» - зимние посиделки.

Февраль: «Прощай, Масленица!» - выступление на празднике.

Март: выступление на празднике, посвященном Дню 8 Марта.

Апрель: выступление на весеннем празднике.

Май: отчетный концерт «Радуга талантов»

Рекомендуемая литература.

1.  «Вокально-хоровая работа в детском саду»

2.  М «Вокальный букварь» Москва 1996г.

3.  И. В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону 2002 г.

4.  «Развитие голоса. Координация и тренаж».

5.  В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».

6.  В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».

7.  «Методика музыкального воспитания».

8.  Ю. Рауль «Певческий голос».

9.  «Биофизические основы вокальной речи».

10. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

11. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-певческих навыков на занятиях вокального кружка

В данном материале  представлены методы и приемы работы над вокально-певческими навыками на занятиях вокального кружка в нашем детском саду...

Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»

Задачи в развитии:- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;- Развитие мышления, внимания, памяти;- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голос...

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»

Вокально-артикуляционная гимнастика для развития вокальных навыков у дошкольников»...