Дидактические игры и упражнения как средство развития внимания у детей дошкольного возраста
методическая разработка

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В процессе игра у ребенка формируются умственные, психические и физические силы; развиваться такие качества как память, восприятие и внимании, организованность, ловкость и другие. Но наиболее эффективной формой обучения является дидактическая игра.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

На сегодняшний в педагогике активно развивается такое направление как игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом в образование детей дошкольного возраста. Вопросы теории и практике дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Г.П. Щедровицким, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Е.И. Родионовой, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе и др. В этих исследованиях подтверждается взаимосвязь обучения и игры, основные и методы руководства дидактическими играми.

О значение дидактической игру в обучении говорила Е.И. Тихеева: «Дидактическая игра – это компонент воспитательно- образовательной работы, через дидактическую игру предусматривается формирование мыслительных операций, совершенствования речи, сенсорные знания».

Цель: изучить влияние дидактической игры на развитие внимание у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

Дидактические игры и упражнения как средство развития внимания у детей дошкольного возраста

Митрофановой Натальи Васильевны

студентки 131 группы

специальность 44.02.01

«Дошкольное образование»

Санкт-Петербург

2019

Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер.
Особенностью внимания детей раннего возраста является то, что оно вызвано внешними привлекательными предметами, событиями или людьми остается сосредоточенными до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к восприятию объектам. В этом возрасте, как правило, внимание не является произвольным.

Признаки развития произвольного внимания начинают проявляться приблизительно после 10 месяцев. Можно допустить, что возникновение и формирование развитие произвольно внимания связано с процессом воспитания ребенка. Позднее внимание начинает привлекаться объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями и раздражителями. С развитием произвольного внимания дети могут направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени.

Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. В игре ребенок учиться контролировать свои движения и направляет свои действия в соответствие с правилами игры. Параллельно с произвольным внимание на основе эмоционального опыта развивается непроизвольное внимание. Знакомство с большим количеством предметов и явлений, постепенно формирование умения разбираться в простейших отношениях, постоянные беседы с родителями, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы и внимание.

С началом произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное овладение речью. Обычно в онтогенезе становление произвольного внимания в его простейших формах предшествует появление феномена эгоцентрической речи. На первых этапах перехода от внешнего определяемого к внутренне детерминированному вниманию, то есть перехода от непроизвольному к произвольному вниманию, важное значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка. Ребенок дошкольного возраста в состоянии произвольно управлять своим вниманием, если в поле его зрения оказываются сигналы, указывающие на необходимость удерживать в поле внимания. Развитию произвольного внимания способствует слух. Если ребенок 4-5 летнего возраста говорить в слух, то что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состояние удерживать своё внимание на объектах или деталях.

В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует по многим различным характеристиками. Младший дошкольник обычно рассматривает привлекающие для него картинки не более 6 – 8 сек., в старший дошкольник способен более больше удержать своё внимание на изображении, от 12 до 20 сек. Это касается времени занятия одной и то же деятельностью у детей разного возраста. В дошкольном детстве наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаться два вида внимания: непроизвольное – реакция и концентрация на раздражитель или на необычном и интересном предмете или явление. И произвольное – регулирование действия действий со стороны взрослого к самоконтролю и саморегуляции в соответствии с целью. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника.

Значение дидактических игр на развития внимания детей дошкольного возраста

Основным видом игровой деятельности является дидактическая игра. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их

Дидактическая игра является одним из важных методов обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

В первые система дидактических игры была создана Ф. Фребелем. Он считал игру важнейшим средством в воспитание и обучение детей. Его система представляла собой игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач.

В создании современной системы дидактических игр следует выделать роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд для знакомства с окружающим и развития речи, которые до сих пор используются в детских садах. Её игры связаны с наблюдениями за окружающими и всегда сопровождаться словом.

Е.И. Тихеева оценивая значение дидактической игры, писала: «Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей и повышают их самостоятельность».

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Так же она содействует развитию внимания, памяти, мышлению, воображения, речи, наблюдательностью, творческих сил и эстетических чувств.

Значение дидактических игр чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным воспитанием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира [михайленко].

В процессе дидактических игр многие сложные явления разделяться на простые и сложные или  наоборот, обобщаются. Следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.

Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детей.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию - совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра теряет свою воспитательную ценность .

 В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. 

Таким образом, дидактические игры оказывают большое влияние на развитие внимания. В дидактических играх на внимание ребёнок выполняет действия, которые формируют сосредоточенность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют концентрации. 

Характеристика и роль дидактических игр на развитие внимания у детей дошкольного возраста

Используя дидактические игры, нужно четно осознавать, что у каждого возраста свои особенности. К тому же нельзя забывать о физических и психологических особенностях воспитанников. К примеру, для детей с гиперактивностью нужно подбирать игры с четкими правилами, нежелательно сразу проводить коллективные занятия.

Детям от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях. Поэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление. Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания. В это время большое место начинают занимать игры с правилами. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе [7.с 156].

Младшим дошкольникам достаточно игр со знакомыми предметами, которые дети будут различать по цвету, форме, величине.

Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции. Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников. Такими заданиями могут быть, например выложить узор, правильно соединить предметы, найти недостающий.

В старших группах обязательно заинтересуют детей игры с природными материалами, различные развивающие задания с иллюстрациями, мозаикой. Эти игры для дошкольников на развитие внимания более сложны. Они требуют сосредоточения и концентрации внимания. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом выполняют их. 

Дети подготовительной к школе группе уже с интересом будут составлять целые рассказы по картинкам или предложенным предметам, смогут классифицировать эти предметы, пытаться мыслить творчески. В коллекции игр на внимание также много упражнений на развитие речи, которые помогают в формировании логики, мыслительной деятельности, концентрации и грамотному распределению внимания. 

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у детей достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия .

Главный интерес для детей дошкольного возраста представляет решение игровой задачи, выигрыш. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной; она направлена на достижение результата, а не на сам процесс . Кроме возможности добиться результата детей привлекает возможность подумать, проявить сообразительность, смекалку, ловкость и выдержку . Но и в группах руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.

Роль игровой деятельности имеет огромную значимость в обучении и воспитании как деятельность. Именно игра может выполнить исключительную функцию усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития ребенка. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила своё развитие в трудах учёных и в практической деятельности многих педагогов: К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.В. Менджерицкой, Ф.В. Фребеля, М. Монтессори.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Так же в дидактических играх перед учащимися ставятся задачи, решение которых требует внимание, сосредоточение, умение осознать правила, последовательность действий. Они способствуют развитию у детей ощущений и восприятий, формируют представлений, усвоение знаний.   Эти игры дают возможности обучать детей разнообразным способам решения умственных или практических задач. В этом и заключается роль дидактических игр.

Таким образом, дидактические игры - незаменимое средство в  обучении детей преодолению различных затруднений в умственной, физической и нравственной  деятельности. Эти игры скрывают  в себе большие возможности и воспитательного влияния на детей дошкольного возраста.

Заключение

Дидактическая игра представляет собой разностороннее, сложное педагогическое явление: она является методом и формой обучения детей дошкольного возраста, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания личности ребенка.

С помощью дидактической игры можно развивать внимания, воображения, память, мышление ребенка, это те качества, которые необходимы для дальнейшего обучения и жизни ребенка. В игре малыш приобретает новые знания, навыки и качества, так же развивает приобретенные способности.

Дидактические игры направленные на развития внимания, формируют и развивают у ребенка умения сосредоточиваться на определенных предметах и явлениях. Психологи, работающие над проблемой плохой концентрации детей, утверждают,  что без сосредоточения невозможно выполнять даже самую элементарную работу.

Основные свойства внимания начинают формироваться в дошкольном возрасте, такие как устойчивость, переключение, распределение. Устойчивость внимания характеризуется способность на протяжении длительного периода времени концентрироваться на одном и том же процессе или явлении.

В дошкольном возрасте происходит плавные переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характеризуется  тем, что возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, не требующее волевых усилий. Произвольное внимание представляет сосредоточение на нужном объекте или задании.

С помощью дидактических игр воспитатель решает задачи по развитию самостоятельности у детей, умение применять полученные знания на практике в различных в соответствии с поставленной задачей.

Дидактическая игра помогает ребенку подготовиться  к школьным занятиям. Она  развивает  речь ребенка, его представления о точных науках, развивает мелкую моторику, что даёт толчок к более лёгкому овладению письменной речи.  

Следовательно, можно сделать вывод, что хорошо развитое внимание — это гарантия успешного обучения ребенка в школе.  Современные образовательные стандарты требует от учащегося не только сформированные учебные навыки, но и умение в поиске нужной информации, быть мобильным и творческим. Дети с хорошо развитыми свойствами и качествами внимания достигнут более высоким результатам обучения.  

Список литературы

1. Карпова Е.В. Дидактические игры Ярославль, «Академия развития», 2007г. [Электронная книга]

2. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М., 2008. –186 с.

3.  Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии., 2005. с. 121 – 128

4..Куркина Е.А. Проблема внимания у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.А. Куркина // КиберЛенинка- нау. элек. биб. – 2017 –

5. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 2001– 154 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Актуальность     На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ру...

Тема: "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на 2019-2024 г.г. воспитателя Сагдиевой Рузии Рафиковны...

ПЛАН по самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

ПЛАНпо самообразованию Тема: «Пальчиковые игры и упражнения,как средство развития речи удетей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...