Картотека игр на обогащение словарного запаса по теме «Мебель»
картотека

Бахарева Алёна Юрьевна

         МЕБЕЛЬ

 

Существительные: стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф, сервант,  буфет, табурет, ножка, спинка, сиденье, ручка, дверца, мебель, столяр, фабрика, письменный стол, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, стенка, диван – кровать, тахта, гардероб, тумбочка,  обивка,  дизайнер,

                  гарнитур,  инструменты,  сверло, рубанок,   плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar_mebel.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Картотека игр на обогащение словарного запаса по теме «Мебель»

картотека игр на обогащение словарного запаса по теме "Мебель"

Составитель: Бахарева А.Ю

Воспитатель  I  кв. категории

г. Аша, 2021 год

         МЕБЕЛЬ

Существительные: стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф, сервант,  буфет, табурет, ножка, спинка, сиденье, ручка, дверца, мебель, столяр, фабрика, письменный стол, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, стенка, диван – кровать, тахта, гардероб, тумбочка,  обивка,  дизайнер,

                  гарнитур,  инструменты,  сверло, рубанок,   плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.

Глаголы: делать, продавать, покупать,  ставить,  вносить,  выносить. передвигать, сидеть, расставлять,    

                       перевозить, писать, есть,  спать,  лежать, читать, убирать, вытирать (пыль), ухаживать (за  

                       мебелью), переставлять, обставлять, задвигать (стулья). раздвигать (стол), ремонтировать,    

                       строгать,  красить, собирать,

Прилагательные: красивый, блестящий,  кожаный, пластмассовый, круглый, квадратный, прямоугольный, длинный - короткий, удобный, кухонный, спальный, письменный, детский, игрушечная, школьная (мебель), полированная, плетенная, лакированная,  высокий — низкий, широкий — узкий, круглый, прямоугольный, квадратный, большой — маленький, чистый — грязный, мягкий — твёрдый, деревянный, пластмассовый, железный, удобный, лакированный, блестящий, гладкий — шероховатый.

                  Обивка  велюровая, кожаная, гобеленовая, шерстяная, меховая.

Наречия: умело, удобно, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твёрдо, быстро, медленно.

Дифференциация: шкафы по назначению для платья, белья, книг, посуды,  шкафы по форме.

Знать основные предметы мебели, их название, назначение. Знать материал, из которого    

сделана мебель. Уметь показывать и называть части стула, стола, дивана, кресла, кровати:    

сиденье, ножки, спинка.

                                                                    ИГРАЕМ !    

1.Игра  «Скажи ласково».    Цель: Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

               стул - стульчик                                                кровать - кроватка

               шкаф - шкафчик                                                  диван – диванчик       и  т.д.

2. Игра «О  чем  можно  сказать ?»Цель:  Упражнение  в  согласовании  существительных   с  прилагательными  ( мужской, женский, средний род).

              Новый – стол,  диван,  стул,  шкаф,  табурет,    Мягкое - …

              Деревянная - …                                                     И  т.д.

3.Игра   «Измени  по  образцу».  Цель:  Образование имен существительных в именительном        и родительном падеже множественного числа:              

               стул - стулья - много стульев                               шкаф - шкафы- много шкафов

            полка - полки - много полок                                 кресло - кресла- много кресел

            стол - столы- много столов                                     и   т.д.

 4.Игра  «Скажи:   Какая  мебель ?».  Цель:  Образование относительных прилагательных.

           мебель из дерева – деревянная мебель                  стол для кухни – кухонный стол

           стол для обеда - обеденный стол                            стол для газет и журналов - журнальный стол

           стол для занятий , письма - письменный стол       стол для детей - детский стол

           шкаф для книг - книжный шкаф                             шкаф для белья - бельевой шкаф

           полка для книг - книжная полка                             и   т.д.

 5.Игра  « Один,  два,  пять».   Цель:  Согласование  количественных  числительных  с   существительными.

            один стул, два стула, пять стульев                        один шкаф, два шкафа, пять шкафов

            одна полка, две полки, пять полок                        одно кресло, два кресла, пять кресел       и  т.д.

6.Игра  « Скажи правильно».  Цель: Согласование прилагательных с существительными   и числительными  в косвенных падежах:

       один овальный  пластмассовый  стол                    дного овального пластмассового   стола                                

       на одном овальном  пластмассовом  столе           одним овальным  пластмассовым  столом      

            и т. д.

 7. Игра «Дополни  предложение.  Произнеси  его целиком».  Цель: Упражнение  в  подборе  глаголов  по  смыслу.

            Мама и папа ........ мебель.                                        Рабочие ......... мебель из магазина .

            Они .......... ее в квартиру.                                         Родители ....... мебель на свои места.

            Теперь я помогаю маме ........за мебелью               .Я ........... мебель тряпкой.

8. Игра  «Скажи  наоборот».  Цель:   Упражнение  в  подборе  слов–  антонимов.

            высокий - низкий                                          большой- маленький

            длинный - короткий                                           толстый- тонкий

            широкий - узкий                                                 гладкий- шероховатый

            красивый - некрасивый                                мягкий- жесткий

            чистый – грязный                                                    новый - старый

           Старая мебель – новая мебель;                   широкая кровать – узкая кровать;

тяжелая мебель – легкая мебель;              тонкие ножки у стола – толстые ножки у стола;

            открыть шкаф – закрыть шкаф;          внести мебель в квартиру – вынести мебель из квартиры

            большая мебель – маленькая мебель;       поставить посуду на полку – взять посуду с полки;

            взрослая мебель– детская мебель             мягкий  диван – жесткий диван;      

            высокий  шкаф – низкий  шкаф;               сломать кресло – отремонтировать кресло;

            старинная мебель – современная мебель;       и   т.д.

9. Игра  « Эхо».   Цель:  Составление сложносочиненных  со  значением  противопоставления.

            Стол  высокий, а  стул  низкий.

            Стол  в  комнате  большой,  а  на  кухне  маленький.

            У высокого стола ножки длинные, а у низкого стола ...(короткие) .

            Взрослый стул высокий, а детский ......(низкий ).

            Стул жесткий , а кресло ......( мягкое ) .

 10.Игра  « Подбери  признак».  Цель: Упражнение  в  подборе  имен  прилагательных к существительному

                Стол (какой?) – большой, обеденный, журнальный, кухонный,  письменный, детский,  

                компьютерный, раскладной, пластмассовый, деревянный, соломенный, железный,  

                большой, стеклянный, маленький, новый, красивый, расписной, удобный, чистый,  

                поцарапанный, грязный, старый.             И  т.д.

              Стул -(какой? )-........., .........., ...                             Кресло - ( какое ? )-........., ........., ..........    

              Шкаф - (какой ? )-........,  

  11.Игра  «  Сравни ».    Цель : Образование сравнительной степени прилагательных:

               длинный – длиннее                                                 Тот шкаф  высокий, а этот еще ....

               низкий - ниже ;  высокий - выше                           Эта  полка  красивая , а  та  еще ….    

               красивый – красивее                                                Это  кресло большое,  а  то  еще….

               быстрый – быстрее                                                   И  т. д.

12. Игра  «Сравни мебель».  Цель: Развитие умения выделять отличительные признаки предметов, наблюдательность.

                              Платяной шкаф самый высокий.     Комод ниже платяного шкафа.

                Кресло шире стула. И т.д.  

                                  13. Игра  «Слушай , отвечай».

      Цель: Употребление родительного падежа с использованием предлогов:              

             ДО, ОТ, ИЗ - ЗА, ИЗ- ПОД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, БЕЗ :

                В комнате нет .... кресла, стула, дивана, стола......

                Ребенок дошел ( до чего ?)- до стула, дивана, стола....

                Ребенок отошел ( от чего ?)- от стола, стула, дивана....

                Ребенок стоит ( возле чего ? ) - возле стола, дивана...

                Ребенок стоит ( около чего ? ) - около стола, стула, дивана...

                Откуда выглядывает мальчик ? - из - под стола, из- за шкафа.

                 Без чего стул ? - без ножки, спинки, сиденья...

      Цель:  Употребление дательного падежа с использованием предлога К:   

                  К чему подходит дедушка ? - к стулу, креслу, дивану...

                  И   т.д.

      Цель: Употребление творительного падежа с использованием предлога :НАД, ПОД, МЕЖДУ, ЗА :

                  Где висит картина ?- над диваном...

                  Где висит лампа ? - над столом ...

                  Где спряталась кошка ? - под диваном , столом....;      за диваном, стулом, креслом,                                                                        

                                                           между диваном и креслом...                            

                Чем  любуемся  ?

       Цель: Употребление предложного падежа с использованием предлога В,  НА:

                     На чем можно полежать ?

                    На чем можно посидеть ?

                     Где можно купить мебель ?

 14.Игра «Что  лишнее? ».  Цель: Развитие  мышления.  (Объясни,  почему).

                    Буфет,  стол, кровать, стулья, сервант               (лишнее — кровать, она стоит в спальне, а    

                     всё      остальное — в столовой);                                                                                                                  

                    полка, буфет, тумбочка, кастрюля (лишнее — кастрюля, это не мебель, а посуда).

                    шкаф, стол, пальто, диван                                  кровать, кастрюля, кресло, стул

                    туфли, кровать, шкаф, диван                             шапка, кресло, стол, шкаф

                    кресло, стул, шкаф, диван                                  шкаф, буфет, табурет, сервант

                    полка, диван, кушетка, софа                              И т.д.

15.Игра «Мой,  моя,  мое».  Цель:   Использование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ

                   мой- диван,  стул,  стол,  …                               буфет – мой  буфет.

                   моя- …                                                                  диван – мой  диван

                   мои-…                                                                  этажерка – моя  этажерка

                   мое- …                                                                  кресло – мое  кресло      

                                                           И    т.д.

 16. Игра «Измени  слово с  помощью  приставок  (части  слова)».  Цель:   Образование  приставочных  глаголов совершенного  вида.

                   ПО - ;  ЗА - ;  ПЕРЕ - ;                                      РАЗ - ;  ВЫ - ;   ПОД - ;

                    ставить - ….                                                        рисовать  - …….

                    вешать - ….                                                         вешать  - ……

                    двигать  - ….                .                                      ставить - ….

                    стелить – …..                                                       брать  -…

                   И     т.д.

 17. Игра «Помоги  Незнайке».  Цель: Упражнение  в  составлении   предложений  по  опорным  словам.

                   Стоит, у, стол, стул.                                            Собрать,  стул,  сборщик.

                   Мебель, много, комната, в.                                 Передвигать,  диван,  папа.

                   Кровать, Максим,  застилать.                            Красивый, рисовать,  Костя,  сервант.     

                                       

                           РАЗГОВАРИВАЕМ  С  РЕБЕНКОМ.

-  «Расставим мебель».

   (Называть предметы мебели, а  ребенок    распределяет их по комнатам (по назначению):    

   кровать— в спальной комнате, буфет— на кухне, вешалка - …,  и  т.д.)

-  «Какая мебель?»

   (Называть комнату, а ребёнок перечисляет мебель, которая могла бы там быть.)

-  «Для чего это нужно?»

   (Называть предмет мебели, ребёнок — его назначение: кресло — «В кресло можно сесть и    

   расслабиться, отдохнуть; спинка и сиденье в нём мягкие, для рук есть подлокотники — очень  

   удобно сидеть!» Шкаф (гардероб) — «В шкафу хранится постельное бельё: простыни,                  

   пододеяльники, наволочки, нижнее бельё. Всё это лежит на полочках. Верхнюю одежду (платья,  

   кофты, рубашки, брюки, костюмы), чтобы она не мялась, вешают на вешалки в шкафу».)

-  «Назови части предмета».

   (Стул — у стула мягкое или твёрдое сиденье, спинка и четыре ножки; шкаф —у шкафа три стенки:  

   задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки) , ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки.)

-  «Найди общее».

      (Ребёнок сравнивает два предмета мебели: стол и стул — у них по четыре ножки; кресло и стул;

     стул и табурет; кровать и диван и др.)

-  «Найди разницу».

     (Можно называть те же предметы, что и в предыдущей игре.)

-  «Отремонтируем».

    (Сломался  стул.   Что следует сделать и какие инструменты нужны для ремонта.)

-  «Какой предмет?»

   (Называть материал, из которого сделан предмет, а ребёнок — какой он (прилагательное).  

    Например: полка сделана из дерева — полка деревянная; ножки у стола из железа — ножки  

   железные; кресло у куклы из пластмассы — кресло пластмассовое.

  Следить надо не только за правильным образованием слов, но и за использованием      

  грамматических форм рода, числа.)

-  «Определи целое по части».

   (Ребёнку называть отдельные части мебели: сиденье, ножка стула, спинка кровати.  А  он должен  

   определить предмет и назвать его остальные части.)

-  «Опиши предмет».

   (Ребенок  по устному описанию определяет предмет.  А  потом  сам  описывает  предмет  мебели.)

-  «А что у вас?»

    (Ребенок   рассказывает о мебели, которая есть у них дома.)

        - «Кто  делает мебель ?  Где делают мебель?»

        - «Как называется верхняя часть стенки?» ( антресоль )

              План рассказа о любом предмете мебели

1.  Название.

2.  Назначение.

3.  Из чего сделана?

4.  Откуда берётся материал?

5.  Кто делает мебель?

6.  Какие применяются инструменты?

7.  Части мебели.

8. Уход за мебелью.

                                                           

                                                              МЕБЕЛЬ

        Существует несколько видов мебели: спальная, столовая, гостиная, кухонная. Они предназначены для разных целей: обязательный предмет для спальной — кровать или диван, для столовой — обеденный стол и стулья, а для кухни — буфет, мойка, холодильник.

Мебель делают в основном из дерева. Деревья пилят в лесу (пилой), там же обрубают ветки (топором), привозят на деревообрабатывающий завод, где с них снимают кору. Полученные брёвна распиливают вдоль на доски, а уже на мебельной фабрике из досок делается мебель. Занимаются этим столяры, плотники, а особо красивую мебель создают краснодеревщики. Для этого нужны стол-верстак и инструменты: пила, топор, рубанок, молоток, плоскогубцы, долото, отвёртка и др. Сверху мебель покрывают лаком; тогда она выглядит красиво и с неё легче вытирать пыль.

Для изготовления мебели нередко используют железо и пластмассу; иногда из такого материала делают только отдельные части, например ножки стола, стульев, сиденья или спинки.

Мебель есть в каждом доме, в каждой квартире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".

Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со...

Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.

Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой  родного края....

Картотека игр на обогащение словарного запаса детей

Картотека игр на обогащение, развитие, активизацию словарного запаса у дететй для воспитателей...

Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» с элементами экспериментирования, направленного на развитие речи, обогащение словарного запаса по теме «Волшебница вода».

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто.Задачи.Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя.Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плава...

КАРТОТЕКА игр на обогащение словарного запаса

КАРТОТЕКАигр на обогащение словарного запаса...

Картотека "Игры на обогащение словарного запаса"

Лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, происходи...

Картотека игр для обогащения словарного запаса

Слово — основная единица языка, и развитие речевого общения невозможно без расширения словарного запаса у ребенка....