Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.
картотека по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Боровкова Ирина Сергеевна

Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой  родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otpravit_zavtra.docx.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Узнай цветок

Цель. Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха.

Оборудование. Два-три живых цветка:гвоздика,ирис,колокольчик.

Описание игры. Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета.

Если ребёнок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох.

Цветы можно заменить листьями с определённым запахом (смородины, тополя, черемухи).

Стайка

Цель. Развитие ритмичной и выразительной речи. Активизация словаря по теме «Птицы». Воспитание спортивной сноровки.

Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносит считалочку:

Пой-ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – чайка,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

Дети после этих слов разбегаются, а водящий («злой орлан») старается кого-нибудь поймать.

«Составь описание жука-носорога»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши жука-носорога,. («Он кричневого цвета, блестящий,отличается,тем, что у него есть маленький рог, поэтому его так называют.)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«На полянке»

   Цель. Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над). Определение наличия звука в слове (выделение общего согласного из ряда слов). Развитие зрительного восприятия.

   Описание игры.

   Педагог просит разместить насекомых (жука, паучка и бабочки) на картинке и сказать, где они находятся. Дети составляют предложения:

   - Жук на колокольчике.

   - бабочка над колокольчиком.

   - Паучок под листочком. И т. п.

   Для развития зрительного внимания можно проводить игры типа: «Кого не стало?», «Кто появился?», «Что изменилось?».

«Найди растение по названию» 

Первый вариант.

Цель: найти растение по слову-названию.

Игровые действия. Поиски названного растения.

Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры. Воспитатель называет растение, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем  просит некоторых детей вы полнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.

«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб»

Дидактическая задача. Найти дерево по на званию.

Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).

Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и  просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

   «Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает,  полушник щетинистый – небольшое водное растение, в виде пучка листьев (2-3 рассказа детей).

«Береги природу»

На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.