Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Боровкова Ирина Сергеевна

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Календарно – тематическое планирование.

Подготовительная группа

Месяц

неделя

Тема занятия

Задачи

Содержание

Реализация темы в  

свободной деятельности  

                                                          Сентябрь

1 неделя Вечер

«Земля мой дом»

Дать детям понять, что природа – это общий дом;

учить детей различать природу и называть объекты живой природы;

составлять небольшие рассказы о природе ;

воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

1.Чтение стихотворения И.Бунина «Осень»;

2.Пояснения, что относится к живой природе;

3.Самостоятельный поиск живой природы;

4.Составление рассказов.

- Дидактическая игра
«Когда это бывает? »;
- Чтение художественной литературы;
- Труд в природе;
- Фольклор: загадки о природе родного края;
- Самостоятельная
деятельность детей
.

Сентябрь

      2 неделя Вечер

«Осенний лесопарк»

    Экскурсия

Углубить и конкретизировать представления об условиях жизни растений нашего поселка;

развивать у детей умение устанавливать  связи между состоянием растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений;
учить различать деревья и кустарники;

формировать умения устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными объектами.

  1. Экскурсия в  

    лесопарк.

2.Дидактическая игра « С какой ветки

детки?»

3.Дидактическая игра «Придумай загадку».

4.Чтение пословиц и

     поговорок, примет.

- Чтение художественной литературы;
- Труд в природе;
- Самостоятельная деятельность детей.

                        3  неделя Вечер

неделя

«Мы на клумбу пойдем и цветочек найдем»

Познакомить детей с названиями цветов, растущих в Рязанской области;

показать строение растения, растущих на клумбе детского сада(стебель, листья, цветки, корни);

дать детям понятие, что цветы не только красивые, но и живые, растут, радуются солнышку. Упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и существительным.

1.Рассматривание цветов, растущих в нашей области (козелец приземистый, гвоздика пышная, шпажник, ирис безлистный и др.).
2.Рассматривание

цветов на клумбе.

3. Сбор цветов для оформления гербария.

4. Создание проблемной ситуации «Сможет ли, выкопанный цветок расти в группе?»

5. Чтение художественной литературы

- Дидактическая игра «Экологический поезд»

- Дидактическая игра «Живая шляпа»

- Посадка цветка в цветочный горшок  с клумбы для наблюдения в группе.

                                Сентябрь                                                                        

4 неделя Вечер

«Насекомые»

Учить составлять описательные рассказы по картинкам.  Совершенствовать умения детей согласовывать существительные с прилагательными. Расширять словарь за счет глаголов и прилагательных. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

1. Рассматривание иллюстраций «Насекомые Рязанской области» (красотел, жук-носорог, махаон, апполон и др.)

2. Чтение рассказов, пословиц, загадок.

3. Вопросы к детям.
4. Рисование насекомых, обитающих в нашей области.

- Дидактическая игра «Лес чудес»;
- Игра с мячом «Летяга»;

- Самостоятельная деятельность детей.

                                                      Октябрь                                                                      

                                                                   1 неделя  Вечер

Наблюдение «Золотой листопад»

Учить детей приемам оформления гербарий: какие растения брать, как их расположить их на бумаге, оформлять гербарный лист.

Раскрыть понятие «листопад»;

показать многообразие красок золотой осени;

развивать у детей способность к наблюдению листопада;

подводить детей к самостоятельному выводу: «листочки падают, потому, что стало холодно;

вызвать эстетический отклик на красоту осеннего парка;

создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву.

1. Выбор  цветов для гербария.

2. Раскладка цветов на листе бумаги.

3. Оформление гербарного листа.

4. Рассматривание на участке деревьев.

5. Рассказ о листопаде.

6. Чтение художественной литературы

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

7. Зарисовка листопада

- Дидактическая игра «Такой листок – лети ко мне»
- Сбор листьев для оформления гербария.
- Труд на участке.
- Загадки о деревьях.
- Самостоятельная деятельность детей.

                                                          Октябрь

  2 неделя Вечер

3 неделя

«Творчество С.Есенина»

 Познакомить детей с творчеством  поэта С.Есенина.
Учить передавать свое отношение к прочитанному.
Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. Воспитывать любовь и интерес к природе родного края.

1.Знакомство с творчеством С.Есенина.
2.Чтение стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы».
2.. Заучивание данного стихотворения.
3. Рассматривание иллюстраций
4.Рисование осеннего пейзажа.

- Дидактическая игра « О картинке я вам расскажу».
-
Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

- Загадки о животных.
- Самостоятельная деятельность детей.

Октябрь                                            

             Октябрь

  3 неделя Вечер

«Уж небо осенью дышало»

Учить детей запоминать стихотворное произведение Совершенствовать интонационную выразительность речи. Воспитывать эстетические чувства.

1. Чтение отрывка из «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
2.Заучивание данного отрывка.
3.Рассматривание иллюстраций.

- Наблюдения за погодой на прогулках .
- Игра «Улица Речевая».
-  Игра « Съедобные и несъедобные».

                              Октябрь

                                4 неделя  Вечер

"Морскоецарство"

(Экскурсия на родник)

Подвести детей к пониманию того, что изменение природных условий ведет к гибели водных  растений, которые не способны адаптироваться к резкой смене  погоды;

познакомить детей со свойствами льда;

закрепить у детей правила поведения в осеннее время у водоема.

1. Рассказать детям о том, что вода в водоеме замерзла, лед на нем тонкий и не крепкий. Чем холоднее , тем толще становится лед.

2. Поиск детьми растений вокруг водоема. Подвести детей к выводу, что изменение природных условий ведет к гибели водных  растений.
3. Беседа с детьми о ягодах, растущих вблизи родника

- Игра « Растения у пруда».
- Игра с мячом «Один-много».
- Дидактическая игра «Лото»
- Труд в уголке природы.
- Самостоятельная деятельность детей.

                                     Ноябрь

1 неделя  Вечер

1 неделя

«Посылка из Простоквашино»

Учить детей рассматривать предметы, сравнивать их, группировать, классифицировать. Упражнять в умении грамматически строить предложения.
Развивать внимание, логическое мышление.

1. Чтение книги Э. Успенского «Каникулы в Простоквашино».
2. Рассматривание иллюстрации по художественному произведению. 3.Рисование по данному произведению.

- Просмотр мультфильмов;
-  Пение песен из мультфильма;
- Дидактическая игра «Кто там»
- Игра с мячом « Что за чем»;
- Самостоятельная деятельность детей.

                                                Ноябрь

                                                              Ноябрь

 Ноябрь

                         2 неделя   Вечер                                                                                                            

«Что осенью родится, зимой пригодится»

Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду;

Познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян;

Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму;

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

1.Беседа с детьми;

2. Посадка кустарников на участке с детьми.
3. Заучивание песен к осеннему празднику.
4. Развлечение «Соберем урожай».

- Дидактическая игра «Заготовим овощи на зиму»;
- Дидактическая игра «Живая радуга»;
- Труд на участке.

         3 неделя Вечер

  4 неделя

«Осенняя пора, очей очарованье»

Систематизировать знания детей о признаках осени.
Учить поддерживать непринуждённую беседу:  уметь грамматически правильно отвечать на вопросы, коротко рассказывать о своих наблюдениях. Воспитывать любовь к родной природе.

1.Иллюстрации Осени.
2. Заучивание стихов, загадок.
3. Рисование осенних пейзажей.

- Дидактическая игра «Умники и умницы».

- Дидактическая игра «Ягоды родного края»
- Игра с мячом «Наоборот».

4 неделя Вечер

«Уходит золотая осень»

Закрепить представления детей об осени, когда всё в природе меняется (уходит тепло, становится холодно, замирает жизнь среди растений; вянут травы, расцвечиваются и опадают листья с деревьев и кустарников.)

1.Рассматривание картины И. Левитана « Золотая осень»;

2.Чтение М. Волошина «Осенью»

- Игра «Ловкие и смелые»
- КВН по растениям родного края.
- Дидактическая игра»Перевертыши»
- Театр теней.

                                                                                                            Декабрь

   1 неделя Вечер

«У Лукоморья дуб зелёный»

 Познакомить детей с новым стихотворением А.С.Пушкина, учить его наизусть.
Подвести детей к понимание особенности сказочной поэзии поэта. Вызвать у детей эстетические чувства, воспитывать любовь к поэзии.
Помощь детям в освоении выразительных средств языка.

1 . Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

2.Рассматривание иллюстраций.
3. Рисование по данной теме, раскрашивание.

- Дидактическая игра «Весёлые автомобили»

- Дидактическая игра «Словечко».
- Дидактическая игра «Родная природа в стихах и загадках».

2 неделя Вечер

«Первый снег»

Учить детей понимать образный язык стихотворения, запоминать его.
Развивать интонационную выразительность речи, память и творческое воображение. Воспитывать любовь к поэзии и природе.

1.Чтение рассказов 2.Рисование зимних пейзажей.
3. Словесная игра «Отвечай одним словом».

- Наблюдения за зимней природой;
- Труд на участке;
- Подвижные игры на прогулке;
- Дидактическая игра «Найди другое слово».

                                                     Декабрь

3 неделя Вечер

«В гости к березе»

Уточнить представление детей о листве березы, их строении, условиях роста, размножении. Почему человек, животные, птицы нуждаются в дереве;

развивать воображение;

воспитывать уважение к березе, как русской красавице.
Продолжение работы по обогащению природоведческого словаря.

1. Чтение стихотворения о березе.

2. Рассматривание дерева, его частей;

3.Составление рассказа о березе

4. Зарисовка березы.

- Дидактическая игра «Кто назовет больше предметов, вещей, сделанных из березы»;

- Речевое лото «Моя Тума»;

- Самостоятельная деятельность детей

           4 неделя  Вечер

« Красная книга- сигнал опасности»

Дать представление о том, что такое красная книга;

Познакомить детей с Красной книгой России и родного края;

Формировать представление о том, что люди, плохо знают природу, погубили много растений;

Познакомить с охраняемыми растениями.

1.Знакомство с иллюстрациями редких растений родного края;

2.Обсуждение мер охраны растений

3. Составление Красной книги нашего поселка.

-Дидактическая игра «Две стороны одной медали»;
- Дидактическая игра «Коврик мира»;

- Дидактическая игра «Найди пару».

                                                                 

       Январь                                             нварь

       2 неделя Вечер

«Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж».

Учить пересказывать текст точно, последовательно и выразительно. Познакомить со значением слова игла. Учить подбирать односложные и многосложные слова.

1.Чтение рассказа М. Пришвина «Ёж»
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Беседа о ежах.

- Игра с мячом «Где мяч?».
- Заучивание шарад.
- Дидактическая игра «Скажи похоже».

                               Январь

3 неделя  Вечер

«Деревья зимой»

Привлечь внимание детей к  красоте заснеженных деревьев и кустарников.

Дать возможность рассмотреть деревья, сравнить их: на елях снег лежит, а на лиственных совсем мало снега.
Упражнение детей в согласовании слов в предложении.

1.Рассказ воспитателя о том, как зимуют деревья.

2.Рассматривание деревьев, кустарников, веток, отмечают их изменения.

3.Дидактическая игра: «Растения»

- Подвижная игра: «От кустарника, к кустарнику»,
- Прогулка по участку.
- Самостоятельная деятельность детей.

4 неделя Вечер

Знакомство с творчеством В.Я Козлова

Упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Развитие интереса детей к художественной литературе поэта-земляка.

1.Встреча с  поэтом В.Я Козловым.
2.Беседа с детьми о книге В.Я.Козлова «Край родимый».
2.Рисование природы родного края.
3.Чтение стихов поэта.

- Дидактическая игра «Речецветик».
- Подвижная игра «Елочка»
- Хороводная игра.

Февраль

1 неделя  Вечер

Экскурсия в зимний лесопарк.

Усвоить красоту зимнего леса.

Отметить, что ветки березы как белые кружева.
Продолжать обогащать словарный запас детей.

1.Чтение стихотворения о березе.

2.Игра: «Угадай по описанию»  - описание березы.
3. Рисование зимнего пейзажа.
4.Беседа о зимних изменений в природе.

- Дидактическая игра «Повторяй-ка»
- Труд в природе.
- Подвижные игры на прогулке.
- Дидактическая игра «Скажи наоборот».

                                    Февраль

2 неделя Вечер

2 неделя2 неделя

33 неделя

«Комнатные растения»

Расширить знания детей о приемах ухода за растениями, их последовательности.

Обучать приемам рыхления .

Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям. Желание наблюдать и ухаживать за ними.
Продолжать обогащать словарный запас детей.

1.Дидактическая игра: «Когда, что растет»

2. Труд в уголке природы.

3.Игра: « Магазин цветов».
4. Чтение художественной литературы о комнатных растениях.

5. Загадки о комнатных растениях.
6. Разучивание потешек о растениях.
7. Рассматривание дидактических картинок «Комнатные растения».

- Дидактическая игра «Смена позиций».
- Подвижные игры на прогулке.
- Игра «Лото»
- Игра «Разрезные картинки комнатные растения».

3 неделя Вечер

Знакомство с творчеством Сержа

Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора.
Упражнять детей в подборе синонимов.

1.Беседа о земляке- поэте Серже.
2. Чтение произведений Сержа.
3. Выставка книг Сержа.

- Дидактическая игра «Кого можно гладить»

Дидактическая игра «Шишка»
- Подвижные игры на прогулке.

Февраль

4 неделя Вечер

Игра - занятие «Мы друзья природы»

Вызвать у детей интерес к живой природе и к проблеме ее охраны.
Упражнение детей в согласовании слов в предложении.

1.Чтение стихотворения В.Орлова «Нас в любое время года учит мудрая природа»

2.Рассматривание плаката «Сохраним родную природу»

3.Показ слайдов о природе и беседа педагога с детьми.

4.Слушание музыки о весне из произведения Чайковского «Четыре времени года»

- Труд на участке.
- Игра «В огороде у козы Лизы»
- Игра «Маленькие художники»

1 неделя Вечер

Наблюдение за первой травкой «Уж трава моя шелковая»

Развивать у детей представление о том, что растениям нужно тепло.

Воспитывать бережное отношение  к первой травке.
Обогащать природоведческий словарный запас детей.

1.Беседа с детьми о том, что бегать по  первой траве нельзя.

2.Использование фольклорного текста «Затоптали меня малые детушки, играючи...»

3.Рассматривание молодой травы на участке.
4. Посадка лука в уголке природы.

- Хороводная игра «Веснянка».
- Труд на участке.
- Дидактическая игра «Найди меня».
- Загадки о луке.

                                                          Март

           

       

                   

2 неделя Вечер

Знакомство с творчеством В.Цветкова

Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Формирование умения делить слова на слоги.
Отработка интонационной выразительности речи.

1.Знакомство с книгой В.Цветкова «Ручей»
2.Чтение стихов поэта.
3.Рассматривание иллюстраций.
4.Выставка книг тумских поэтов в книжном уголке группы.

- Труд в книжном уголке группы.
- Дидактическая игра «Волшебные бусинки»
- Подвижные игры на прогулке.
- Праздник «Прощание с детским садом».

3 неделя Вечер

«Грачи прилетели»

 Учить детей рассматривать пейзажную картину.
Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях. Упражнять в подборе определений.

1.Рассматривание картины Саврасова «Грачи прилетели»

2. Выставка книг в книжном уголке «Перелетные птицы»., 3.Лепка и рисование перелетных птиц.
4. Загадки о птицах.

-Наблюдения за птицами на прогулке.
- Дидактическая игра «Перелетные птицы»
- Игра «Кто что делает?»

       4 неделя    Вечер  

 5    5 неделя неделя

«Кап, кап кап»

(Наблюдение за капелью)

Развивать у детей способность   к наблюдению, за таянием снега, появлением луж, проталин, появлением зеленой травы.

Воспитывать интерес к явлением природы.
Поощрение проявлений интереса к смыслу слов.

1.Загадывание загадки о весне.

2.Чтение стихотворения  «Льется дождик с высоты» К. Паустовского.

3.Рассматривание снега, луж, проталин, первую зеленую травку.

- Игра:  « Не замочи ноги»
- Игра «Юные экологи»
- Самостоятельная деятельность детей

                                                                    Апрель

           Апрель

                     Апрель                                                                

 1 неделя      Вечер                                                                                1 неделя

«Комнатные растения»

Расширить знания детей о приемах ухода за растениями, их последовательности.

Обучать приемам рыхления .

Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям. Желание наблюдать и ухаживать за ними.
Продолжать обогащать словарный запас детей.

1.Дидактическая игра: «Когда, что растет»

2. Труд в уголке природы.

3.Игра: « Магазин цветов».
4. Чтение художественной литературы о комнатных растениях.

5. Загадки о комнатных растениях.
6. Разучивание потешек о растениях.
7. Рассматривание дидактических картинок «Комнатные растения».

- Дидактическая игра «Смена позиций».
- Подвижные игры на прогулке.
- Игра «Лото»
- Игра «Разрезные картинки комнатные растения».

                  2 неделя  Вечер

Комплексное занятие «Заколдованный лесной театр»

Развивать у детей интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в экологических театрализованных играх.

Расширить у детей представления о весенних признаках живой и неживой природы.
- Обогащение словарного запаса детей.

1.Создание проблемной ситуации: «Весенние письма и посылки, которые оповещают, что заколдовали «Лесной театр», где просят детей расколдовать театр.

2.Чтение чистоговорок, потешек о природе.

3.Открывают посылку, где находятся театральные костюмы. 4.Рассказ воспитателя сказки о весеннем лесе.

5.Показ составленной сказки о весеннем лесе.

- Выставка в книжном уголке произведений о весне.
- Игра «Чай-чай выручай»
- Игра «Собери семью»
- Самостоятельная деятельность детей

       3 неделя Вечер                                        3 неделя

Состязание для детей «В гостях у Весны»

Выявить и закрепить знания детей о весне.

Учить детей отвечать на вопросы кратко, четко.

Воспитывать любознательность, тягу к знаниям, чувство соперничество.

1.Вопросы - задания для детей о весенних признаках.

2.Игра:  «Лесные тропинки»

3.Игра: «Мое любимое дерево»

4.Игра: «Угадай, что это?» - название кустарников.

- Труд в уголке природы.
- Труд на прогулке.
- Игра «Зоологическое лото».

            4 неделя Вечер

«Любование картинами природы. Природа художница. Природа волшебница».

Учить детей любоваться природой, рассматривая картину.

Упражнять в умении видеть различая в состоянии живой и неживой природы.

 Совершенствование умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

1.Рассматривание репродукций, произведений живописи, графики.

2.Прослушивание  аудиозаписи.

3.Чтение стихов о природе.

- Игра «Украсим березку»
- Труд на участке.
- Подвижные игры на прогулке.

                                                                          Май

         

Май

    1 неделя Вечер

«Беседы о своей малой Родине»

Расширять знания детей о своем поселке. Продолжать формировать умения отвечать на вопросы и рассказывать. Развивать интонационную выразительность речи.

1.Беседа с детьми о родном поселке.
2. Чтение рассказов, стихов о Туме.
3.Выставка книг земляков.
4.Рассказы детей о природе родного края.

Игра «На полянке»
- Игра «Почини игрушку»
- Труд на прогулке.
- Игра-путешествие по своему поселку.

 2 неделя Вечер

Работа на огороде детского сада.

Уточнить представление  о том, что овощи выращивают из семян.

Продолжать учить различать семена редиса, моркови.
Поощрение проявлений интереса к смыслу слов.

1.Беседа с детьми о том, какие овощи росли на огороде в прошлое лето.

2.Предложить детям посадить на грядке свой овощ. 3.Рассматривание корнеплодов: свеклы, репы.

4.Посадка корнеплодов в воду.

5.Зарисовка посадки в дневнике наблюдений за ростом растений.

- Подвижные игры на прогулке.
- Игра «Серый волк»
- Труд на участке.
- Самостоятельная деятельность детей

       3 неделя Вечер

КВН

«Друзья природы»

Поддерживать устойчивый интерес у детей к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям. помогать видеть красоту и мощь природы, богатство ее форм и красок.
Обогащать словарный запас слов детей.

1.Состязание 2 команд.

2.Приветствие капитанов.

3.Конкурс "Знатоки"

4.Музыкальный конкурс  «Исполни отрывок из песни о природе»

5.Конкурс загадок.

6.Конкурс  «Быстро нарисуй».

7.Подведение итогов.

- Дидактическая игра «Игрушки у Танюшки»
- Труд в книжном уголке.
- Самостоятельная деятельность детей

4 неделя Вечер

«Храм науки»

Совершенствование речи как средства общения.
Формирование умения отстаивать свою точку зрения.
Отработка интонационной выразительности речи.

1.Беседа с детьми о библиотеке и труде библиотекаря.
2.Экскурсия в детскую библиотеку.
3.Починка книг для детей младшей группы.
4.Рисование любимой книги.

- Труд в книжном уголке.
- Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
- Подвижные игры на прогулке.