Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта
Ф. И. О. автора | Федонюк Любовь Анатольевна |
Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail) | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи Почтовый адрес: 694490, Сахалинская область, г. Оха, ул. Дзержинского,25/2 Телефон: 8(42437)3-55-48 E-mail: cnegurochka20@mail.ru |
Должность | Воспитатель |
Стаж работы в должности | 40 лет |
1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта | «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР» |
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Актуальность заключается в том, что количество детей с тяжелыми нарушениями речи с каждым годом увеличивается, также становятся сложнее заключения, с которыми приходится сталкиваться педагогам коррекционных групп. Это стимулирует на поиск новых технологий обучения и развития воспитанников и способов повышения эффективности коррекционного сопровождения детей с нарушениями речи. |
3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.) | Процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР будет более успешным, если: - процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР будет происходить с использованием игровых упражнений, направленных на развитие следующих умений: умения различать слова близкие по звуковому составу; умения различать фонемы русского языка; развитие навыков элементарного фонематического анализа; - будет определена взаимосвязь и единство форм, средств и приёмов развития фонематического восприятия и игровой деятельности. - фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. Таким образом необходимо создать условия для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений. |
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Основным приёмом коррекционной работы по развитию фонематического восприятия стали игровые упражнения. Их использование подкреплялось практическими, наглядными и словесными методами. Игровые упражнения являлись основным методом закрепления полученных умений и навыков, связанных с различными видами деятельности. Отбор упражнений и их использование в работе с детьми осуществлялся с целью развития фонематического восприятия и с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Новизна опыта заключается в практической реализации прогрессивных методов и приёмов обучения с детьми ФФНР, позволяющих для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса, что подтверждается положительными результатами; участие детей в литературных чтениях, олимпиадах муниципального, регионального и Всероссийского уровней. Ограничения. С учётом индивидуальных особенностей детей предложенный материал можно использовать с детьми ФФНР старшего дошкольного возраста. Определённые трудности вызываются трудоёмкостью процесса подбора и оформления учебного материала (материальной базы), проанализировать собственные ресурсы, особенности контингента воспитанников (нарушение психических процессов у детей - память, внимание, мышление) и равнодушное отношение в семье к речевому развитию ребёнка. Риски исключены при условии непрерывной работы воспитателя и родителей по проблеме фонематического восприятия у старших дошкольников. |
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов других образовательных учреждений при организации образовательной деятельности. Внешние условия: 1. словарному запасу; 2. выразительности речи; 3. по своей инициативе вступать в речевые контакты как со взрослыми, так и с детьми; 4. по умению найти необходимые слова при составлении рассказов (описательных, из личного опыта); 5. по употреблению многозначных слов, по использованию точных лексических средств родного языка. - Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. - развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР с использованием игровых упражнений, Внутренние условия: - взаимодействие с родителями; -взаимодействие со специалистами образовательного учреждения (музыкальный работник, инструктор по физической культуре; учитель-логопед); - постоянный профессиональный рост воспитателя и его методического мастерства. |
6. Результат изменений | Воспитанники группы принимали участие: В 2021г. Военно-исторический фестиваль «Белый голубь» в номинации «Литературное творчество» 2021г. Онлайн – конкурс чтецов «Героям павшим и живым! Слава! - посвященный празднованию День Победы» 2022г. Конкурс чтецов «Вечная память героям» -посвященный празднованию «День Победы» Проведенная диагностика на начало учебного года показала следующие результаты: высокий уровень – 0%; средний уровень – 10%; низкий уровень – 90%. Проведенная повторная диагностика на конец учебного года показала следующие результаты: высокий уровень – 20%; средний уровень – 80%; низкий уровень – 0%. Данные показатели красноречиво говорят о том, что проведенная с детьми работа имела позитивный результат. Было проведено три родительских собрания: 3 -собрание – заключительное итоговое. Явка на родительские собрания – 100%. В течение года проводились различные праздники, развлечения. Эффективность проводимых мероприятий для родителей оценивалась по такому критерию, как участие родителей в мероприятиях ДОУ, которая увеличивалась постепенно. Их непосредственное участие в различных конкурсах и проектах детского сада. |
7. Публикации | 2019г. Благодарственное письмо за подготовку в международной викторине для дошкольников «Подготовка к школе! Логика» на сайте «Совушка» 2021г. Диплом победителя первой степени на тему: Ребусы для детей «Куда спрятались слова»-Сайт Фонд 21 Века. 2022.г. получила свидетельство о публикации методической разработке на тему: «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР» на сайте «Педсовет»-Всероссийский методический портал. |
8. Описание педагогического опыта | Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений. Гипотеза: процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР будет более успешным, если: - процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР будет происходить с использованием игровых упражнений, направленных на развитие следующих умений: умения различать слова близкие по звуковому составу; умения различать фонемы русского языка; развитие навыков элементарного фонематического анализа; - будет определена взаимосвязь и единство форм, средств и приёмов развития фонематического восприятия и игровой деятельности. -фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. В соответствии с целью, предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи: 1. Изучить возможности использования игровых упражнений для развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР. 2.Разработать игровые упражнения, направленные на развитие фонематического восприятия и на обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР. 3. Привлечь родителей к совместной работе с детьми, а также самих детей нацелить на обучение, развитие интереса к образовательным сетевым ресурсам. С целью проверки гипотезы была организована экспериментальная работа, которая включала в себя три этапа. 1. Констатирующий эксперимент. Целью данного этапа явилось определение актуального уровня развития фонематического восприятия у детей с ФФНР подготовительной группы. 2. Формирующий эксперимент. На данном этапе осуществлялась реализация системы игровых упражнений с целью развития фонематического восприятия у детей с ФФНР с использованием игровых упражнений. 3. Контрольный эксперимент. Цель данного этапа заключалась в оценке эффективности проведённой работы по развитию фонематического восприятия у детей группы. Основным приёмом коррекционной работы по развитию фонематического восприятия стали игровые упражнения. Их использование подкреплялось практическими, наглядными и словесными методами. 1. Подготовительный этап. Цель подготовительного этап - формирование базы для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.В этот этап входила работа по установлению доверительных отношений между педагогом и детьми и по развитию слухового восприятия, внимания, памяти. 2 Основной этап. Цель основного этапа - развитие фонематического восприятия и лексико-грамматический строй речи и связанная речь у детей с ФФНР. Формирование связной речи формировалось: - в процессе разнообразной практической деятельности; - при проведении игр (сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, театрализованных и др.); - при проведении режимных моментов; - в процессе наблюдения за окружающим - на специальных коррекционных занятиях (по заданию логопеда) На занятиях по познавательному развитию в утренние и вечерние часы, на прогулках провожу различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова и т.д. и игры для развития фонематических процессов, которые позволяют повышать успешность обучения у детей с речевыми нарушениями и в непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова. Упражнение «Цепочка слов» Упражнение «Эхо» Упражнение «Паровозик» Упражнение «Загадка-Ребус» Для родителей разработано: - «Электронный образовательный маршрут на неделю для детей с нарушениями речи подготовительной к школе группы коррекционной направленности по лексической теме: «Сад. Фрукты» (Сайт «Играемся») - это авторский оформленный раздаточный материал для родителей, ориентированный на программные лексический темы, способные привлечь родителей к совместной работе с детьми, а также, даёт детям возможность продемонстрировать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности и комфортно вовлекает их в образовательный процесс. На протяжении пяти дней нужно выполнять задания по одному шагу в день. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: игровые упражнения являются эффективным средством развития фонематического восприятия у детей с ФФНР, так как способствуют развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, а также помогает обучению детей рассказыванию, умению анализировать, что имеет огромное значение для успешного обучения в школе. |
Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений) | Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого пространства с сетью интегративных связей. От качества проведенной работы, от простоты и доступности различного материала, интегрированного образования, тесного сотрудничества и партнерства педагогов и родителей зависят судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и познавательной развитие, одним словом, его будущее, его адаптация в школе и обществе в целом. |
Ф.И.О. эксперта, должность, место работы | Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Щелканова Е . А. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи Почтовый адрес: 694490, Сахалинская область, г. Оха, ул. Дзержинского, 25/2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597554-1424510213.jpg)
Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.
Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-724752-1450006404.jpg)
Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру
Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/01/picture-864599-1654083243.jpg)
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».
Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178620-1571742044.jpg)
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178620-1571742044.jpg)
Опыт работы и рецензия на тему"Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР"
Цель:Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178620-1571742044.jpg)
Выступление на родительском собрании с опытом работы на тему: "Развитие и обогащение словарного запаса у детей через речевые и лексические игры"
Фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста развивается через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-876573-1484246429.jpg)
Игры для развития и обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений по развитию речи....