Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».
материал (младшая группа) на тему

Тыван Наталья Витальевна

Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx79.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дата заполнения экспертного заключения:

«   30   »          03             2017 год.

Управление образования

муниципального образования городской округ «Охинский»

«Развитие двигательных умений

в процессе игровой деятельности

у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО»

Автор опыта:

                                                                        Тыван Наталья Витальевна

воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи

Оха, 2017

Содержание

                                                                                                                   стр.

Заявка    

3

Информационная карта передового опыта для внесения в муниципальный «Банк педагогического опыта»                                    

4

Приложение № 1 Схема взаимодействия в игровой деятельности детей раннего возраста

8

Приложение № 2 Алгоритм развития двигательных навыков и умений в процессе игровой деятельности с детьми 2 – 3 лет

9

Приложение № 3 Перечень  изготовленного и приобретенного оборудования для  физического развития детей 2-3 лет.

10

Приложение № 4 Перспективный план Подвижные игры в первой младшей группе для развития основных движений

11

Приложение № 5 Протокол наблюдения на констатирующем этапе

12

Приложение № 6 Таблица к протоколу наблюдения

13

Приложение № 7 Диагностика освоения двигательных навыков по программе «От рождения до школы» на констатирующем этапе

14

Приложение № 8 Конспект занятия по физическому развитию

15

Приложение № 9 Сценарий физкультурного досуга

17

Приложение № 10   Подвижная игра «Солнышко и дождик»

21

Приложение № 11 Диагностика освоения двигательных навыков по программе «От рождения до школы» на итоговом этапе

22

Приложение № 12 Протокол наблюдения на итоговом этапе

23

Приложение № 13 Таблица к протоколу наблюдения на итоговом этапе

24

Приложение № 14 Рекомендации для родителей по развитию у детей  раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности  

25

Начальнику

ИМО «МКУ «ЦСО» г. Охи

управления образования                   Воеводе О.И.

Заявка.

Просим внести в муниципальный «Банк педагогического опыта» информацию о педагогическом опыте воспитателя МБДОУ ЦРР - детский сад № 8 «Буратино» г. Охи Тыван Натальи Витальевны

по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».

Данный педагогический опыт представлен на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на базе МБДОУ детский сад № 10 «Золушка» г. Охи, которое состоялось 06.04.2016 года  (Информационное письмо № 2934 от 20.05.2016г.).

30.03.2017г.

Дата

Заведующий МБДОУ № 8                                                   Е.К. Сухинина                                                                                                                                     

                                                                                                             Подпись

Заместитель заведующего по ВМР                                    Э.М. Звягина

                                                                                                               Подпись

Печать

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф. И. О. автора

Тыван Наталья Витальевна

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

Название учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №8 «Буратино»

Почтовый адрес образовательного учреждения: Сахалинская область,

г. Оха, ул. Советская, дом 1 корпус «А»

Телефон: 8(42437)35537

E-mail: buratino.8@mail.ru

Должность

Воспитатель

Стаж работы в должности

Педагогический стаж - 3 года

1. Тема инновационного(передового) педагогического опыта

«Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

1. Основные противоречия, решаемые в этом опыте:

- дети хотят много двигаться, – но в раннем возрасте двигательные навыки у детей еще недостаточно сформированы;

- наличие потребности у детей в активном движении – отсутствие у родителей желания организовывать активную двигательную деятельность детей дома и на прогулке;

- дети 2-3 лет любят играть в подвижные игры – отсутствие знаний о подвижных играх, о правилах игры;

 - освоение детьми основными видами движения в игровой деятельности в ДОУ – неосведомленность родителей воспитанников раннего возраста в вопросах организации двигательной деятельности детей;

- дети 2-3 лет любят играть в подвижные игры – не все родители уделяют достаточное внимание и время на игровую деятельность с детьми.

2. Новые средства обучения: разнообразные игры и игрушки, оборудование к подвижным играм, пособия и материалы для игровой деятельности.

3. Новые условия образовательной деятельности: развивающая предметно – пространственная игровая среда, способствующая развитию игровой деятельности; формирование компетентности родителей в вопросах формирования двигательной деятельности.

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

Отбор программного содержания осуществлялся с опорой на известные принципы Я.А. Коменского и основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи на основе программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой по направлению «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.

Идея изменений заключается в применении разнообразной игровой деятельности детей 2-3 лет, так как игра – основной вид деятельности дошкольника, способствующей последовательному освоению двигательными навыками в соответствии с возрастом.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

  1. Концепция изменений заключается в формировании у детей 2 – 3 лет предпосылок игровой деятельности на основе освоения основных двигательных навыков
  2. На данный момент ограничением является ранний возраст детей с 2 до 3 лет.
  3. Способы организации игровой познавательной деятельности с детьми раннего возраста:

- индивидуальная игра воспитателя с каждым ребенком, поступающим в группу;

- постепенное вовлечение воспитанников в организованную подгрупповую и групповую игровую и познавательную  деятельность, направленную на освоение элементарных математических представлений.

  1. Способы организации игровой деятельности с детьми раннего возраста:

- индивидуальная игра воспитателя с каждым ребенком, поступающим в группу;

- постепенное вовлечение воспитанников в организованную подгрупповую и групповую игровую деятельность, направленную на освоение того или иного двигательного навыка.

  1. Преимущества перед аналогами (традиционное освоение двигательными навыками в процессе непосредственно образовательной деятельности) заключается в дополнительном применении в режиме дня разнообразной игровой деятельности для освоения двигательных навыков.
  2. Новизна отражена в алгоритме освоения
  3. Риск и трудоемкость в работе с детьми не возникает, так как косвенно или напрямую в ДОУ осуществляется систематическая работа по формированию двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет.
  4. Риск может быть в неопытности воспитателя.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

  1. Достаточность материально-технической базы, развивающей предметно – пространственной среды в первой младшей группе ДОУ для формирования двигательных навыков и умений.
  2. Повышение профессиональной компетентности воспитателя о формировании двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет через освоение нового содержания дошкольного образования, в процессе участия в методических и педагогических мероприятиях ДОУ и района.
  3. Систематичность проведения НОД и мероприятий в режиме дня ДОУ, направленных на физическое развитие ребенка.
  4. Систематическое наблюдение за детьми 2-3 лет для выявления уровня сформированности двигательных умений.
  5. Применение воспитателем разнообразных форм, методов и средств организации двигательной деятельности.
  6. Эмоциональная отзывчивость малышей на выполнение определенных движений в процессе игры.
  7. Исполнительность, добросовестность, своевременное выполнение заданий и поручений администрации ДОУ.
  8. Соответствие занимаемой должности «воспитатель», член творческой группы «Редколлегия»

6. Результат изменений

В группе раннего возраста результат изменений двигательных навыков и умений можно увидеть в процессе педагогического наблюдения за игровой деятельностью детей.

Положительная динамика развития двигательных умений и навыков у детей 2-3 лет определена при сравнительном анализе результатов педагогического наблюдения на итоговом этапе:

высокий уровень – 35%

средний уровень – 65%

низкий уровень - 0

Прирост: показатели высоко уровня повысились на  35 %, среднего уровня – на 65 %, показатель низкого уровня снизился на 25 %, по сравнению с констатирующим этапом.

7. Публикации

нет

8.Описание инновационного педагогического опыта

Данный педагогический опыт направлен развитие двигательных навыков и умений детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности.

Актуальность опыта заключается в том, что движения, освоенные ребенком в процессе основной образовательной деятельности, закрепляются в подвижных играх и другой игровой деятельности. П. Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. В процессе игры происходит не только упражнение в двигательных умениях, но и формирование новых качеств личности.

Цель: способствовать развитию двигательных умений детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

Исходя из цели, определены следующие задачи.

  1. Способствовать освоению основных видов движения в соответствии с возрастом детей.
  2. Развивать интерес к играм и игровым упражнениям, разнообразным формам игрового взаимодействия взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, самостоятельная двигательная и игровая деятельность детей.
  3. Определить систему воспитательной работы, направленную на повышение двигательной деятельности в процессе игры у детей 2–3 лет.
  4. Выявить уровень сформированности двигательных умений при выполнении основных видов движений у детей в возрасте 2-3 лет

Для решения поставленных задач, необходимо создание условий для развития игровой деятельности детей и формирование двигательных умений, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью.

Технология опыта:

Исследование было организовано в три этапа:

Констатирующий этап (сентябрь–октябрь 2015г.) – были изучены литературные источники, проведено педагогическое исследование с помощью методов: наблюдение за двигательной деятельностью детей в воспитательно-образовательном процессе, педагогическая диагностика по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, анкетирование родителей. Обработаны и проанализированы первичные результаты исследования.

На формирующем этапе (ноябрь 2015г. – февраль 2016г.) проводилась практическая часть педагогического исследования с помощью эффективных форм игровой деятельности, методов, приемов и игровых упражнений. Организованна воспитательно -образовательная работа, направленная на повышение двигательной деятельности в процессе игры у детей в возрасте 2–3 лет.

На заключительном этапе (март 2016 г.) подводились итоги, проведено заключительное педагогическое исследование с помощью методов: наблюдение за двигательной деятельностью детей в воспитательно-образовательном процессе, педагогическая диагностика по программе «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, анкетирование родителей. Обработаны и проанализированы результаты исследования, формулировались выводы, оформлен тематический и практический материал.

Данный опыт имеет:

  • Диагностическое обследование детей.
  • Схема взаимодействия детей в игровой деятельности детей раннего возраста.
  • Алгоритм развития двигательных навыков и умений в процессе игровой деятельности детей 2-3 лет.
  • Перспективный план использования подвижных игр для развития двигательных умений малышей.
  • Конспекты основной образовательной деятельности по физическому развитию.
  • Конспекты игровой деятельности с детьми 2-3 лет.
  • Сценарий физкультурного досуга в игровой форме с детьми первой младшей группы.
  • Перечень игр, материалов и оборудование для организации игровой деятельности с детьми 2-3 лет.
  • План работы с родителями по проблеме освоения основных видов движения детьми в возрасте 2-3 лет в процессе игровой деятельности.
  • Консультацию для родителей по проблеме освоения основных видов движения детьми в возрасте 2-3 лет в процессе игровой деятельности.
  • Методические рекомендации для родителей и воспитателей.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась полностью, так как система мероприятий, направленная на повышение двигательной деятельности в процессе игры у детей раннего возраста, способствовала повышению уровня развития их двигательных умений.

Важно намечать данную стратегию в развитии двигательных навыков и умений в процессе игровой деятельности, оценивая возможности детей, степень овладения двигательными умениями и навыками, общее состояние игры.

9.Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Основная ценность опыта работы в том, что в процессе игровой деятельности формируются двигательные навыки и умения. Это способствует формированию интереса к движению, физическим упражнениям и привычки здорового образа жизни.

Этот опыт работы представлен на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста на базе МБДОУ детский сад № 10 «Золушка», которое состоялось 06.04.2016 года в форме мультимедийной презентации и в МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи на методических мероприятиях и родительских собраниях.

Опыт работы может быть адресован воспитателям, работающим в группах раннего возраста с детьми от 1 года 6 месяцев до 3 лет, так как имеет систему планирования, диагностическое обследование, алгоритм деятельности воспитателя над реализацией вопроса развития двигательных навыков малышей и методические рекомендации.

10.Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

Звягина Эльмира Мариусовна – заместитель заведующего по воспитательно – методической работе МБДОУ ЦРР - детский сад №8 «Буратино» г. Охи

buratino.8@mail.ru

Приложение №1

Схема взаимодействия в игровой деятельности детей раннего возраста

4

        

3

        

2

1

Приложение №2

Алгоритм

развития двигательных навыков и умений

в процессе игровой деятельности детей

2 - 3 лет

квартал

месяц

вид движения

подвижные игры и упражнения

ответственный

I квартал

январь февраль март

Ходьба

«Пузырь»

«Подними предмет»

«Ножки по дорожке»

воспитатель Тыван Н.В.

II квартал

апрель  май

июнь

Бег

«Догоню»

«Догони мяч»

«Воробушки и автомобиль»

воспитатель Тыван Н.В.

III квартал

июль август

сентябрь

Равновесие

«По тропинке»

«Перешагивай»

«Через ручеёк»

воспитатель Тыван Н.В.

IV квартал

октябрь ноябрь декабрь

Прыжки

«Зайка серенький сидит»

«Спрыгни в воду»

«Поймай бабочку»

воспитатель Тыван Н.В.

                                                                                         

Приложение №3

Перечень

изготовленного и приобретенного оборудования

для  физического развития детей 2-3 лет.

№ п/п

Наименование

Размер, см.

Количество, шт.

1.

Флажки  цветные

20

2.

Платочки цветные

 20х20

20

3.

Ленты цветные

   25 - 30

20

4.

Кегли

21

12

5.

Кубики деревянные

  3 х 3х 3

40

6.

Кубики пластмассовые

          4 х 4х 4

40

7.

Мячи резиновые

     Диаметр: 5

          10

          15

           25

12

8.

Обручи

Диаметр 15

20

9.

Мешочки с песком

Длина 10

Ширина 8

20

10.

Погремушки

20

11.

Доска ребристая

Длина 200

Ширина 25

1

12.

Палки  круглые

Диаметр 2,5 – 3,5

Длина 45

12

13.

Кольцеброс

1

14.      

Массажные коврики                                                                      

               5


Приложение №4

Перспективный план

Подвижные игры в первой младшей группе

для развития основных движений

Виды движений

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Ходьба

«К кукле в гости»

«Пойдем на прогулку»

«Ножки по дорожке»

«Пузырь»

«Поезд»

«Подними предмет»

«Ниточка, накручивайся»

«Кто тише?»

«Мамы и дети»

Бег

«Догоню»

«Догони мяч»

«Воробушки и автомобиль»

«Птички летают»

«Карусель»

«Самолёты»

«Лохматый пес»

«Курочка и цыплята»

«Солнышко и дождик»

Равновесие

«По тропинке»

«Пойдем за грибами»

«Перешагивай»

«Через препятствие»

«Снежные дорожки»

«Ходи по горушке»

«Через ручеёк»

«Не оступись, не упади»

«Погуляем в саду»

Ползание Лазание

«Доползи до погремушки»

«Воротики»

«Не наступи на линию»

«Будь осторожен»

«Кошка и мышки»

«Через препятствия»

«К мишке (собачке) в гости

«Обезьянки»

«Паучки»

Бросание и

ловля

«Прокати мяч»

«Мяч в кругу»

«Попади в воротики»

«Лови мяч»

«Бросай мяч»

«Перебрось мяч одной (двумя) рукой»

«Целься вернее»

«Брось в кольцо»

(в сетку)

«Кто дальше бросит»

Прыжки

«Мой весёлый звонкий мяч»

«По ровненькой дорожке»

«Зайка серый умывается»

«Зайка беленький сидит»

«Допрыгни до ладошки»

«Спрыгни в воду»

«Поймай бабочку»

«Прыгни и достань»

«Птички в гнездышках»


Приложение №5

Протокол наблюдения

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ  ЗА  ДЕТСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕЖИМЕ ДНЯ  ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Место  проведения:  МБДОУ  ЦРР - детский сад № 8 «Буратино» 1младшая группа «Теремок».

 Объект: двигательные умения детей в режиме дня

Цель: определить качество усвоения  программного материала   в режиме дня , на  занятиях  по развитию двигательных умений  в игровой деятельности .

 Состав групп: 20 человек.

Период наблюдения: констатирующий этап (октябрь 2015г.);

Продолжительность: с 7.30  до 19.00

Предполагаемый  результат: наблюдение покажет, что у детей достаточно  сформирован уровень знаний по  развитию двигательных умений .

Ход  наблюдения.

Необходимо фиксировать усвоение знание детей  по развитию двигательных умений в следующих режимных моментах: утро, прогулки,  2 половина  дня, вечер; в процессе проведения  занятия, игровой  деятельности.

Цель: дать оценку наблюдений за двигательными умениями, определив качественное соотношение содержания и характера наблюдаемых действий.

Критерии оценки наблюдаемых действий:

  1. Уметь ходить, не наталкиваясь друг на друга, меняя направление и характер движения по указанию педагога;
  2. Уметь бегать, не наталкиваясь друг на друга, меняя направление и характер движения по указанию педагога;
  3. Уметь ползать, лазать различным и удобным способом;
  4. Уметь разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать);
  5. Уметь прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места.

Высокий уровень – (3 балла) - означает правильное выполнение упражнения. Ребенок сам выполняет его.

Средний уровень – (2 балла) - говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью взрослого.

Низкий уровень – (1 балл) - указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.

 При определении уровня  сформированности знаний  детей  1  младшей  группы  по развитию двигательных умений  условно  примем:

За высокий уровень – 10 – 15 баллов

За средний уровень – 5 -  10 баллов

За низкий уровень – 1 – 5 баллов

Результаты наблюдения:

Высокий уровень – 0

Средний уровень – 14 ч. – 70%,

Низкий уровень – 6 ч. – 30%

Вывод: в ходе наблюдения предполагаемый результат подтвердился, практически все дети не освоили материал   по развитию двигательных умений.

Приложение №6

Анализ уровня сформированности по развитию двигательных умений в процессе игровой деятельности на констатирующем этапе в процессе наблюдения.

фамилия, имя ребенка

Критерии

Ходьба

Бег, ползание, лазание

Действия с мячом

Прыжки

Овладение подвижными играми с правилами

Количество баллов

Вывод:

1.

Д.В.

1

1

2

2

2

8

СРЕДНИЙ

2.

Ж.А.

2

1

1

2

1

7

СРЕДНИЙ

3.

К.С.

2

2

2

2

1

9

СРЕДНИЙ

4.

Л.А.

2

2

2

2

1

9

СРЕДНИЙ

5.

Л.Г.

1

2

1

1

1

6

СРЕДНИЙ

6.

М.Д.

2

2

2

1

1

8

СРЕДНИЙ

7.

Р.я

2

2

2

2

1

9

СРЕДНИЙ

8.

.А.

1

1

1

1

1

5

НИЗКИЙ

9.

Л.С.

1

1

1

1

1

5

НИЗКИЙ

10.

З.А.

1

1

1

1

1

5

НИЗКИЙ

11.

У.Н.

2

1

2

2

2

9

СРЕДНИЙ

12.

Л.Н.

1

1

1

1

1

5

НИЗКИЙ

13.

Т.С.

1

1

1

1

1

5

НИЗКИЙ

14.

С.Л.

2

2

2

2

1

9

СРЕДНИЙ

15.

З.А.

2

1

1

2

1

7

СРЕДНИЙ

16.

Н.К.

2

2

2

2

1

9

СРЕДНИЙ

17.

И.К.

2

2

2

2

1

9

СРЕДНИЙ

18.

М.К

2

1

1

1

1

6

СРЕДНИЙ

19.

П.М.

2

1

1

2

1

7

СРЕДНИЙ

20.

К.В.

1

1

1

1

1

5

НИЗКИЙ

Вывод: высокий

0%

0%

0%

0%

0%

0%

средний

12-60%

8 – 40%

9-45%

11-55%

18-90%

14 – 70%

низкий

8-40%

12- 60%

11-55%

9-45%

20-10%

6 – 30%

Приложение №7

Диагностика освоения содержания по программе «От рождения до школы»

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Образовательная область «Физическое развитие» на начало учебного года

воспитанниками МБДОУ ЦРР – детский сад «Буратино» №8 (первая младшая группа)

за 2015 – 2016 учебный год

фамилия, имя ребенка

Критерии

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу

Овладение подвижными играми с правилами

Вывод:

1.

Д.В.

с

с

с

с

с

с

2.

Ж.А.

с

н

н

н

н

н

3.

К.С.

с

с

с

с

н

с

4.

Л.А.

в

с

с

с

с

с

5.

Л.Г.

с

с

с

н

с

с

6.

М.Д.

в

с

с

с

с

с

7.

Р.В.

в

с

С

с

с

с

8.

Б.А.

с

н

н

н

н

н

9.

Л.С.

с

с

с

с

с

с

10.

З.А.

в

с

с

с

с

с

11.

У.Н.

с

н

н

н

с

н

12.

Л.Н.

с

С

с

с

с

с

13.

Т.С.

с

с

с

с

с

с

14.

С.Л.

в

с

с

с

с

с

15.

З.А.

с

с

с

с

с

с

16.

У.Н.

с

н

н

н

н

н

17.

И.К.

с

с

с

с

с

с

18.

П.М.

с

с

с

с

н

с

19.

К.В.

с

с

с

с

с

с

20.

Р.А.

с

с

с

с

с

с

Вывод: высокий

5 – 25%

0%

0%

0%

0%

0%

средний

15 – 75%

16 – 80%

16 – 80%

15 – 75%

15 – 75%

15 – 75%

низкий

0%

4 – 20%

4 – 20%

5 – 25%

5 – 25%

5 – 25%

Приложение №8

Конспект занятия по физическому развитию

в группе №3 «Теремок» 2015 -2016 г.

форма: сюжетная.

Сюжет: «Петрушка в гостях у ребят».

Задачи: «Учить ходить парами в определённом направлении, бросать мяч в даль от груди, упражнять в катании мяча, приучать внимательно слушать и ждать сигнала для начала движения».

Пособия: погремушки по количеству детей, 2 длинные верёвки, мяча для каждого ребёнка.

Ход занятия

Дозировка

Длительность

Методические рекомендации

1.

Вводная часть:

- ходьба по кругу

- бег по кругу

- ходьба по кругу

По 1-му кругу

2 минуты

- Ходьба от зрительного ориентира (пирамидки) .

- Дыхание через нос.

2.

Общеразвивающие упражнения:

  1. «Звонко, звонко постучи»

И.п. ноги узкой дорожкой, руки с погремушками внизу. Присесть, постучать погремушками об пол, выпрямиться.

      2.     «Громкие погремушки»

И.п. лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища, погремушки в обеих руках. Поднять руки вверх, погреметь погремушками, опустить руки вдоль туловища.

       3. «Покажи погремушки»

И.п. сидя ноги вытянуты, погремушки между ног, руками опереться сзади. Развести ноги в стороны – (вот погремушки), соединить ноги – (нет погремушки).

    4. «Поскоки» с погремушками в чередовании с ходьбой. Ходьба – положить погремушки.

4 раза

4-6 раз

4-6 раз

2 раза

Темп средний

Присесть низко

Стараться руки держать прямыми (выше – выше)

Шире разводить ноги

Прыгать легче

3.

Упражнения в основных видах движения.

  1. «Бросание мяча вдаль от груди»

Дети с мячами  становятся в а шеренгу за линию (верёвку), ноги слегка расставить, мяч в обоих руках перед грудью. Дети бросают мяч вдаль, бегут за  ним, возвращаются на место, по сигнал снова выполняют бросок.

  1. «Прокатывание мяча»

Дети сидят против  друг друга, ноги врозь, упираются  в ступни напарника. Дети прокатывают мяч друг другу.

2-3 раза

3-4 раза

Энергичным толчком мяч выбрасывается вдаль.

Посильнее оттолкнуть мяч.

4.

Подвижная игра

  1. «Через ручеек»

На середине помещения раскладывают две длинные верёвки на расстоянии 20-25 см «ручеёк» . По сигналу дети идут к ручейку, перешагивают его, выходят на «поляну» играют – «собирают цветы». По сигналу домой, опять переступают через «ручеёк» и возвращаются  на свои места.

2-3  раза

2 минуты

Создать эмоциональное  настроение.

5.

Заключительная часть.

  1. Ходьба обычная, имитация животных – «мышки».

По 1-му кругу

1 минута

Выровнять дыхание, успокоиться.

Приложение №9

Сценарий  физкультурного досуга

в 1 младшей группе №3 «Теремок»

«В гостях у сказки»

Подготовка: чтение детям русской народной сказки «Теремок»; игры детей с персонажами сказки (игрушки  би-ба-бо); обучение детей на занятиях по физическому воспитанию подражательным движениям.

   Оборудование: скамейки гимнастические  – 2 шт., мячи  по количеству детей, кубики пластмассовые  4-х цветов – по 10 шт. каждого, обручи - 4 шт., обруч  пластмассовый  - 1 шт., дуга гимнастическая – 1 шт.. крупный строительный материал ( для теремка), игрушки би-ба-бо (мышка, лягушка, зайчик, петушок, лиса, волк, медведь).

   Воспитатель встречает детей у входа в зал и сообщает им, что сейчас они отправляются в страну сказок, в поле, где построен необычный домик – теремок (дети входят в зал колонной по одному обычным шагом).

    Воспитатель  (показывает детям мышку):

           Стоит в поле теремок, теремок,

           Он не низок, не высок, не высок.

            Вот по полю, полю мышка бежит

           (дети идут мелкими шагами на носках).

            У дверей остановилась и стучит:

             - кто, кто в теремочке живёт?

             Кто, кто в невысоком живёт?

Никто ей не ответил. Вошла мышка в теремок, видит – стоит большой мешочек, а в нём зёрнышки все перепутаны. И решила мышка перебрать зернышки, разложить их по своим мешочкам»:

  Проводится подвижная игра «Каждое зернышко в свой мешочек»:

дети  подлезают под дугу, берут по одному кубику, снова подлезают под дугу, бегом несут кубики в определенный обруч ( обручи помечены определённым цветом).

Воспитатель (берёт лягушку и продолжает рассказ):

            Стоит в поле теремок, теремок,

            Он не низок, не высок, не высок.

           Вот по полю, лягушка бежит.

( Дети прыгают по залу как лягушка  -  сидя на корточках, руки на полу – отталкиваются ногами и делают прыжок вперёд, руки переставляют как можно дальше от себя).

           Воспитатель продолжает:

              … у дверей остановилась и стучит:

                - кто, кто в теремочке живёт?

                Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка:  я – мышка – норушка, а ты кто?

Лягушка:  я – лягушка – квакушка.

Мышка:   А ты что любишь делать?

Лягушка:  Очень люблю комариков да жучков ловить.

Проводиться подвижная игра «Лягушка ловит жучков»: дети на корточках располагаются по кругу, воспитатель над головами  детей проносит верёвочку, к которой привязан «жучок». Дети стараются подпрыгнуть и из положения сидя дотянуться до жучка.

Воспитатель  (берёт петушка и продолжает):

               Стоит в поле, теремок, теремок,

               Он не низок, не  высок, не высок.

                Вот по полю петушок спешит…

(Дети разбегаются врассыпную, как петушки, - высоко поднимая колени, руками похлопывая себя по бедрам)

                ….у дверей остановилась и стучит:

                 - кто, кто в теремочке живет?

                   Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка:     я – мышка – норушка.

Лягушка:   я – лягушка – квакушка, а ты кто?

Петушок    я – петушок, золотой гребешок.

                   Пустите меня к себе жить.

И стали они втроём жить

Воспитатель берёт зайца:

                  Стоит в поле теремок, теремок,

                  Он не низок, не высок, не высок.

                   Вот по полю зайка бежит…

(Дети прыгают на обеих ногах с продвижением вперёд).

                 … у дверей остановилась и стучит:

                  - кто, кто в теремочке живёт?

                   Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка:     я – мышка – норушка.

Лягушка:   я – лягушка – квакушка.

Петушок:   я – петушок, золотой гребешок, а ты кто?

Заяц:         я – зайка – попрыгайка. Давайте жить вместе.

И стали они жить вчетвером.

Появляется лисичка.

Воспитатель:

                     Стоит в поле теремок, теремок,

                      Он не низок, не высок, не высок.

                       Вот по полю лисичка бежит…

(дети на носочках бегут за воспитателем, который держит в руках игрушки – лисичку).

                    … у дверей остановилась и стучит:

                     - кто, кто в теремочке живёт?

                       Кто, кто в невысоком живёт?

Мышка:         я – мышка – норушка.

Лягушка:       я – лягушка – квакушка.

Петушок:       я – петушок, золотой гребешок.

Заяц:              я – зайка – попрыгайка. А что ты умеешь делать?

Лиса:             Умею петушков и курочек стеречь.

    Подвижная игра «Лисица, курочки и петушки: дети встают на гимнастические скамейки, затем спрыгивают с них и изображая петушков и курочек, ходят, клюют зернышки, кудахтают, кукарекают. По сигналу воспитателя «лиса!»  снова встают на скамеечки. Лиса пытается кого-нибудь поймать.

   Воспитатель:

               Стоит в поле теремок, теремок,

               Он не низок, не высок, не высок.

                Вот по полю, волк бежит…

(Дети бегут за воспитателем широким шагом, как волк).

               …у дверей остановилась и стучит:

                 - кто, кто в теремочке живёт?

Мышка:     я – мышка – норушка.

Лягушка:   я – лягушка – квакушка.

Петушок:   я – петушок, золотой гребешок.

Заяц:          я – зайка – попрыгайка.

Лиса:         я – лисичка – сестричка. А что ты умеешь делать?

Волк:        я люблю с зайчиками в прятки, догонялки играть.

Лягушка:  Поиграй с нами зайкой.

Подвижная игра «Зайцы и волк».

Воспитатель: наигрались волчок и зайчик и пошли в теремок отдыхать. (Появляется медведь).

                       Стоит в поле теремок, теремок,

                       Он не низок, не высок, не высок.

                       Вот по полю мишка спешит,

                       … у дверей остановилась  и стучит:

                        - кто, кто в теремочке живёт?

                         Кто, кто в невысоком живёт?

Звери:              я – мышка.

                         Я – лягушка – квакушка.

                         Я – зайка попрыгайка.

                         Я – лисичка сестричка.

                         Я серый волк. А что ты любишь делать?

Медведь:          я люблю в лес ходить, дрова рубить.

(Дети выполняют движения – (рубят дрова), потом берут мячики и катают их по залу в разных направлениях обеими руками)

Воспитатель завершает досуг:

                            Так и стали они жить-поживать,

                            А вечерами любили они около теремка весело плясать.

Звучит музыка – русская народная, дети танцуют вместе с воспитателем. Затем под музыку уходят в группу.

Приложение №10

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Материал. Стулья. Повёрнутые спинкой вверх и изображающие домики (отмеченные на земле кружки). В ходе игры дети поют песню «Солнышко» (слова А. Барто, музыка М. Раухвергера).

  Ход игры. Домики расположены полукругом, на некотором расстоянии один  от другого. Дети вместе с воспитателем находятся в домиках (на корточках перед сиденьем). Все смотрят в окошко (в отверстие спинки стульчика). Выглянув в окошко, воспитатель говорит:

  - Какая хорошая погода! Сейчас выйду и позову ребят поиграть.

Выходит на середину комнаты и зовет всех играющих. Малыши выбегают, взявшись за руки, образуют хоровод и поют песенку:

     Смотрит солнышко в окошко,

     Светит в нашу комнату. (Поют и ходят по кругу)

      Мы захлопаем в ладошки,

       Очень рады солнышку.

         Топ-топ, топ-топ,

         Топ-топ, топ-топ, (Притоптывают, стоя на месте

         (мелодия повторяется, но без слов).

         Топ-топ, топ-топ-топ.

         Хлоп, хлоп, хлоп. (Прихлопывают в такт мелодии).

         Хлоп, хлоп, хлоп.

Неожиданно для детей воспитатель говорит:

- Посмотрите, дождь идет, скорее домой!

Все спешат на свои места.

- Послушайте, как стучит дождик по крышам.

Воспитатель, постукивая согнутыми пальцами по сидению стульчика, изображает шум дождя. Сперва дождь сильный, потом он утихает и постепенно совсем прекращается.

- Сейчас посмотрю, как там на улице, и вас позову.

Воспитатель выходит из своего дома, делает вид, что смотрит на небо, и зовёт всех:

-Солнышко светит, нет дождя. Выходите погулять!

Теперь можно снова играть в хоровод или побегать свободно перед стульчиками, поплясать и т.д. Неожиданно для детей (но выждав некоторое время) снова даётся сигнал «дождик идёт»!, и все убегают по местам.

Игра повторяется несколько раз.

Правила игры. На сигнал «дождь идёт!» нужно бежать на место, на сигнал «солнышко светит!» - выйти на середину площадки. Выполнять движения согласно песне.

Указания к игре. Игра может проводиться и в помещении, и на воздухе. Вместо стульчиков можно полукругом на земле кружочки-домики (выложить из шишек или нарисовать).

В дальнейшем можно ввести правило: запомнить свое место и возвращаться только в свой дом. Воспитатель играет наравне с детьми, особенно вначале, когда игра нов и плохо знакомая  детям.

Время от времени воспитатель, приучая детей  к большой самостоятельности. Даёт лишь сигналы. Не выполняя движений. Можно  вместо песни «Солнышка» спеть другую.

Приложение №11

Диагностика освоения содержания по программе «От рождения до школы»

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Образовательная область «Физическое развитие» на конец учебного года

воспитанниками МБДОУ ЦРР – детский сад «Буратино» №8 (первая младшая группа)

за 2015 – 2016 учебный год

фамилия, имя ребенка

Критерии

Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей

Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч

Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу

Овладение подвижными играми с правилами

Вывод:

1.

Д.В.

в

в

в

в

в

в

2.

Ж.А.

с

с

с

с

с

с

3.

К.С.

в

в

в

с

с

в

4.

Л.А.

с

с

с

с

с

с

5.

Л.Г.

в

в

с

в

в

в

6.

М.Д.

с

с

с

с

с

с

7.

Р.В.

в

с

с

с

с

с

8.

Б.А.

с

с

с

с

с

с

9.

Л.С.

в

с

в

в

в

в

10.

З.А.

с

с

с

с

с

с

11.

У.Н.

с

с

с

с

с

с

12.

Л.Н.

в

в

с

в

в

в

13.

Т.С.

с

с

с

с

с

с

14.

С.А.

в

в

в

с

в

в

15.

З.А.

с

с

с

с

с

с

16.

У.Н.

с

с

с

с

с

с

17.

И.К.

в

с

в

в

в

в

18.

П.М.

с

с

с

с

с

с

19.

К.В.

с

с

с

с

с

с

20.

Р.А.

с

с

с

в

с

с

Вывод: высокий

8 – 40%

5 – 25%

5 – 25%

6 – 30%

6 – 30%

7 – 35%

средний

12 – 60%

15 – 75%

15 – 75%

14 – 70%

14 – 70%

13 – 65%

низкий

0%

0%

0%

0%

0%

0%

Приложение №12

Протокол наблюдения

Тема: НАБЛЮДЕНИЕ  ЗА  ДЕТСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕЖИМЕ ДНЯ  ПО РАЗВИТИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Место  проведения: МБДОУ ЦРР-детский сад № 8 «Буратино» 1младшая группа «Теремок».

 Объект: двигательные умения детей в режиме дня

Цель: определить качество усвоения программного материала   в режиме дня, на занятиях по развитию двигательных умений в игровой деятельности.

 Состав групп: 20 человек.

Период наблюдения: итоговый этап (май 2016г.);

Продолжительность: с 7.30  до 19.00

Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что у детей достаточно сформирован уровень знаний по развитию двигательных умений.

Ход  наблюдения.

Необходимо фиксировать усвоение знание детей  по развитию двигательных умений в следующих режимных моментах: утро, прогулки,  2 половина  дня, вечер; в процессе проведения  занятия, игровой  деятельности.

Цель: дать оценку наблюдений за двигательными умениями, определив качественное соотношение содержания и характера наблюдаемых действий.

Критерии оценки наблюдаемых действий:

  1. Уметь ходить, не наталкиваясь друг на друга, меняя направление и характер движения по указанию педагога;
  2. Уметь бегать, не наталкиваясь друг на друга, меняя направление и характер движения по указанию педагога;
  3. Уметь ползать, лазать различным и удобным способом;
  4. Уметь разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать);
  5. Уметь прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места.

Высокий уровень – (3 балла) - означает правильное выполнение упражнения. Ребенок сам выполняет его.

Средний уровень – (2 балла) - говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью взрослого.

Низкий уровень – (1 балл) - указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.

 При определении уровня сформированности знаний детей 1 младшей группы по развитию двигательных умений условно примем:

За высокий уровень – 10 – 15 баллов

За средний уровень – 5 -  10 баллов

За низкий уровень – 1 – 5 баллов

Результаты наблюдения:

Высокий уровень – 11 – 55%

Средний уровень – 9 – 45%,

Низкий уровень –   0

Вывод: в ходе наблюдения предполагаемый результат подтвердился, практически все дети освоили двигательные умения и навыки.

Приложение №13

Анализ уровня сформированности по развитию двигательных умений в процессе игровой деятельности на  итоговом  этапе в процессе наблюдения.

фамилия, имя ребенка

Критерии

Ходьба

Бег, ползание, лазание

Действия с мячом

Прыжки

Овладение подвижными играми с правилами

Количество баллов

Вывод:

1.

Д.В.

3

3

2

2

2

12

высокий

2.

Ж.А.

2

2

3

2

2

11

высокий

3.

К.С.

2

2

2

2

2

10

средний

4.

Л.А.

3

2

2

2

2

11

высокий

5.

Л.Г.

2

2

2

2

2

10

средний

6.

М.Д.

2

2

2

2

2

10

средний

7.

Р.Я

2

3

2

2

2

11

высокий

8.

Ф.А.

3

3

2

2

2

12

высокий

9.

Л.С.

3

2

3

2

2

12

высокий

10.

З.А.

2

2

2

2

2

10

средний

11.

У.Н.

2

2

2

2

2

10

высокий

12.

Л.Н.

2

2

2

2

2

10

высокий

13.

Т.С.

3

2

2

3

2

12

высокий

14.

С.Л.

2

2

2

2

2

10

средний

15.

З.А.

2

2

2

2

1

9

средний

16.

Н.К.

2

2

2

2

2

10

высокий

17.

И.К.

2

2

2

2

1

9

средний

18.

М.К

2

2

2

2

1

9

средний

19.

П.М.

2

2

2

2

1

9

средний

20.

К.В.

2

2

2

2

2

10

высокий

Вывод: высокий

5-25%

3-15%

2-10%

1-5%

0-0%

11 -55%

средний

15-75%

17-85%

18-90%

19-95%

16-80%

9-45%

низкий

0-0%

0-0%

0-0%

0-0%

4-20%

0-0%

Приложение №14

Рекомендации

для родителей по развитию у детей раннего возраста

 двигательных умений

в процессе игровой деятельности  

  1. Ориентируйте только на положительные эмоции, радость не только от результата, а от самого процесса работы.
  2. Поощряйте стремление детей к  игровой деятельности.
  3. Развивайте интерес к игре.
  4. Учите ребёнка добиваться поставленной цели.
  5. Опирайтесь на индивидуальное развитие ребёнка.
  6. Постепенно усложняйте физические нагрузки.
  7. Стремитесь каждую игру превратить в маленький праздник.
  8. Искренне радуйтесь вместе с ребёнком его успехом.
  9. Соблюдайте режим дня ребёнка.
  10. Старайтесь каждый день находиться на свежем воздухе.
  11. Старайтесь выходить на прогулку со спортивным инвентарём (мяч, скалка, велосипед, самокат).

Тыван Наталья Витальевна

МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста  двигательных умений в процессе игровой деятельности ...

Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"

Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"...

Обобщение педагогического опыта. "Формирование культуры поведения и толерантности в процессе игровой деятельности"

Вопросы  воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие.С моей то...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"

Опыт работы по теме: "Кукольная мастерская, как средство мотивации к деятельности дошкольников"...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»

Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дош...