Обобщение педагогического опыта. "Формирование культуры поведения и толерантности в процессе игровой деятельности"
презентация
Вопросы воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие.
С моей точки зрения, если человечек умеет жить в обществе людей, проявляет чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, хорошее, и неприязнь к злу. Значит все это сформировано у него с детства. Часто задаёшься таким вопросом, что возьмут наши дети в будущее: преклонение перед красивыми вещами или все-таки внутреннюю культуру? Этот ответ кроется в воспитании чувств, у ребёнке с ранних лет. Умение не только брать, но и отдавать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
office_word_2.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
Формирование культуры поведения и толерантности в процессе игровой деятельности
Вопросы воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие.
С моей точки зрения, если человечек умеет жить в обществе людей, проявляет чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, хорошее, и неприязнь к злу. Значит все это сформировано у него с детства. Часто задаёшься таким вопросом, что возьмут наши дети в будущее: преклонение перед красивыми вещами или все-таки внутреннюю культуру? Этот ответ кроется в воспитании чувств, у ребёнке с ранних лет. Умение не только брать, но и отдавать.
На мой взгляд, вопросам воспитания маленького человека, особенно в последнее время, отводится скромное место. А именно в этом возрасте ребёнок наиболее полно, воспринимает мир, учится быть человеком. Воспитание культуры поведения детей невозможно без привлечения родителей. Формы этой работы разные: беседы, собрания, консультации, проведение различных совместных мероприятий, игры с детьми.
Я считаю, что совместное осуществление задач воспитания в детском саду и семье - одно из решающих условий формирования правильных отношений, умения жить с людьми.. Нельзя допустить, чтобы важное, но ещё недоступное детям превращалось в обычное, будничное, не затрагивало чувств, а оставалось лишь усвоением слов.
Актуальность проблемы в развития детей дошкольного возраста в воспитании культуры поведения обусловлена социальными изменениями, происходящими в нашем обществе. Формирование культуры поведения в процессе игровой деятельности является основным направлением развития детей дошкольного возраста.
Игра это особый вид деятельности, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, искусствоведов, биологов. Поэтому представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.
В игре, многие правила поведения усваиваются детьми по подражанию. Благодаря правилам ребёнок уясняет, как вести себя дома и в детском саду, на улице и в общественных местах. Ребенок усваивает правила, связанные с соблюдением чистоты и опрятности, общения, правила поведения за столом, в играх, на занятиях, в труде. В этом плане очень важно создать вежливую, добрую, атмосферу в группе. И самое главное, учитывая возраст детей.
Игра и сказка должны стать добрыми и надёжными помощниками педагога в общении с детьми. Такими добрыми помощниками являются книги, живопись, театр, музыка, радио, газеты. Дети должны научиться сами думать и рассуждать над увиденным или прочитанным, развить свой вкус. Детям нужно постараться обогатить свои чувства добрым отношением ко всему живому и в первую очередь к людям.
Взрослым нужно больше играть с ребёнком, играя учить культуре поведения. Учить его общению с людьми. Играя же, приучать ребёнка к дисциплине, порядку, труду. Ценность игры в том, что в ней ребёнок проявляет способность к самовоспитанию: в игре ребенок ведёт себя так, как этого требует роль. Например, быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы, а как того требует замысел игры.
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ проживания взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Речь в игре выполняет организующую функцию, содействует укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми.
В игре, дети сами устанавливаю правила, определяющие поведение и взаимоотношения играющих. Правила придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры.
Социализация дошкольников является сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от определенных знаний о мире.
Игровая деятельность является одним из определяющих направлений социализации детей. В игровой деятельности осуществляется поэтапное развитие ребенка, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания. Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.
Известный польский педагог Януш Корчак подметил: "…если присмотреться к детским проявлениям в игре, то мы узнаем, чем ребенок является в жизни, среди людей, в действии, что впитывает в себя и, что сам способен дать…
Для появления первых зародышей поведения, которые много лет спустя подвергшись усложнениям и превращениям, определяет ценность личности ребенка, с точки зрения Л. В. Чернецкой, используются игры которые:
-формируют навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру речевого этикета;
-воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
-развивают умение и желание все делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, упаковывать подарок, одеваться в соответствии с ситуацией .
-помогают ребенку в накоплении социального опыта;
-расширяют работу с родителями по вопросам воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста
В процессе дидактических игр у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными.
Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: "ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых"
Например, в играх со строительным материалом, когда дети заняты сооружением (домов, мостов и т.п.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.
Огромную роль для формирования культуры общения играют театрализованные игры. В ходе разбора какой либо сказки, обращают внимание на культуру поведения в семье. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Также учат правила поведения зрителей в театре. При разборе вспоминаются правила гостевого этикета.
Существуют ещё традиционные народные игры. Они хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь. Он также получает знания о народных обычаях и традициях.
Как мы видим, в условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям .Действия, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе, чем другие средства, познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых.
Я считаю, сюжетно-ролевую игру эффективным средством формирования культуры общения. Так как общение детей начинает более активно проявляться тогда, когда осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом, в ходе которого ребенок может практически применить свои знания о правилах культуры общения.
Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем, что
- Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества.
- Каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте.
- Наиболее остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности .
Формируя основы культуры толерантности нужно учитывать следующее:
- Найти эффективные формы по взаимодействию ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры.
- Помочь каждому ребенку независимо от его национальности реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь.
-Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
-Приобщить дошкольников к музейной культуре, познакомить с историей, обычаями, достопримечательностями родного края, посредством познавательных занятий в музее.
-Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.
- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;
-Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей на родном языке.
Воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я. А Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.
Игра является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами.
На мой взгляд, в большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определен ной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. А. С. Макаренко утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя на работе.
Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные поведения. Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр. Навыки бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки.. Группа — наиболее подходящая среда для проведения игры со сверстниками и взрослыми. Игра, в свою очередь, приводит к нормализации социальных отношений. Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы, открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи.
Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников: проведение праздников; театрализованная деятельность; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры; знакомство детей с традициями народов разных стран и национальностей.
В наше время, в детском саду, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех детей без исключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта « Формирование навыков безопасного поведения на дорогах с детьми дошкольного возраста.»
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...
Сообщение на педагогическом совете. " Формирование положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности. Из опыта работы. Подготовительная группа.
На педагогическом совете рассказала(поделилась опытом) с коллегами, как я проводила работу с детьми по этой теме....
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"
Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...
«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...
Обобщение педагогического опыта "Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность"
Обобщение педагогического опыта воспитателя детского сада...
Статья Тема: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей раннего возраста по средствам дидактических игр....
Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...
- Мне нравится (2)