Обобщение педагогического опыта. "Формирование культуры поведения и толерантности в процессе игровой деятельности"
презентация

Сабрекова Елена Владимировна

Вопросы  воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие.

С моей точки зрения, если человечек умеет жить в обществе людей, проявляет чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, хорошее, и неприязнь к злу. Значит все это сформировано у него с детства. Часто задаёшься таким вопросом, что возьмут наши дети в будущее: преклонение перед красивыми вещами или все-таки внутреннюю культуру? Этот ответ кроется в воспитании чувств, у ребёнке с ранних лет. Умение не только брать, но и отдавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл office_word_2.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Формирование культуры  поведения и толерантности в процессе игровой деятельности

Вопросы  воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие.

С моей точки зрения, если человечек умеет жить в обществе людей, проявляет чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе, хорошее, и неприязнь к злу. Значит все это сформировано у него с детства. Часто задаёшься таким вопросом, что возьмут наши дети в будущее: преклонение перед красивыми вещами или все-таки внутреннюю культуру? Этот ответ кроется в воспитании чувств, у ребёнке с ранних лет. Умение не только брать, но и отдавать.

На мой взгляд, вопросам воспитания маленького человека, особенно в последнее время, отводится  скромное место. А  именно в этом возрасте ребёнок наиболее полно, воспринимает мир, учится быть человеком. Воспитание культуры поведения детей невозможно без привлечения родителей. Формы этой работы разные: беседы, собрания, консультации, проведение различных совместных мероприятий, игры с детьми.

Я считаю, что совместное осуществление задач воспитания в детском саду и семье - одно из решающих условий формирования правильных отношений, умения жить с людьми.. Нельзя допустить, чтобы важное, но ещё недоступное детям превращалось в обычное, будничное, не затрагивало чувств, а оставалось лишь усвоением слов.

Актуальность проблемы  в развития детей дошкольного возраста в воспитании культуры поведения  обусловлена социальными изменениями, происходящими в нашем обществе. Формирование культуры поведения  в процессе игровой деятельности является основным направлением развития детей дошкольного возраста.

Игра это особый вид деятельности, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.  Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, искусствоведов, биологов. Поэтому  представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

В игре, многие правила поведения усваиваются детьми по подражанию. Благодаря правилам ребёнок уясняет, как вести себя дома и в детском саду, на улице и в общественных местах. Ребенок   усваивает правила, связанные с соблюдением чистоты и опрятности, общения, правила поведения за столом, в играх, на занятиях, в труде. В этом плане очень важно создать вежливую, добрую, атмосферу в группе. И самое главное, учитывая возраст детей.

Игра и сказка должны стать добрыми и надёжными помощниками педагога  в общении с детьми. Такими добрыми помощниками являются книги, живопись, театр, музыка, радио, газеты. Дети должны научиться сами думать и рассуждать над увиденным или прочитанным, развить свой вкус. Детям нужно постараться обогатить свои чувства добрым отношением ко всему живому и в первую очередь к людям.

Взрослым нужно больше играть с ребёнком, играя учить культуре поведения. Учить его общению с людьми. Играя же, приучать ребёнка к дисциплине, порядку, труду. Ценность игры в том, что в ней ребёнок проявляет способность к самовоспитанию: в игре ребенок ведёт себя так, как этого требует роль. Например, быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы, а как того требует замысел игры.

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, а способ проживания взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Речь в игре выполняет организующую функцию, содействует укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми.

В игре, дети сами устанавливаю правила, определяющие поведение и взаимоотношения играющих. Правила придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры.

Социализация дошкольников является сложным структурным образованием, отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от определенных знаний о мире.

Игровая деятельность является одним из определяющих направлений социализации детей. В игровой деятельности осуществляется поэтапное развитие ребенка, происходит усвоение знаний об окружающем мире и способах его познания. Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.

Известный польский педагог Януш Корчак подметил: "…если присмотреться к детским проявлениям в игре, то мы узнаем, чем ребенок является в жизни, среди людей, в действии, что впитывает в себя и, что сам способен дать…

Для появления первых зародышей поведения, которые много лет спустя подвергшись усложнениям и превращениям, определяет ценность личности ребенка, с точки зрения Л. В. Чернецкой, используются игры которые:

-формируют навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру речевого этикета;

-воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

-развивают умение и желание все делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, упаковывать подарок, одеваться в соответствии с ситуацией .

-помогают ребенку в накоплении социального опыта;

-расширяют работу с родителями по вопросам воспитания  культуры поведения детей дошкольного возраста

В процессе дидактических игр у дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными.

Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: "ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых"

Например, в играх со строительным материалом, когда дети заняты сооружением (домов, мостов и т.п.), также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.

Огромную роль для формирования культуры общения играют театрализованные игры. В ходе  разбора какой либо сказки, обращают внимание на культуру поведения в семье. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Также учат правила поведения зрителей в театре. При разборе вспоминаются правила гостевого этикета.

Существуют ещё традиционные народные игры. Они хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь. Он также получает знания о народных обычаях и традициях.

Как мы видим, в условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям .Действия, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе, чем другие средства, познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых.

Я считаю, сюжетно-ролевую игру эффективным средством формирования культуры общения. Так как общение детей начинает более активно проявляться тогда, когда осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом, в ходе которого ребенок может практически применить свои знания о правилах культуры общения.

Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности. Актуальность проблемы социокультурной толерантности связана с тем, что

- Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития человечества.

- Каким будет наше общество, и как будут решаться экономические проблемы, определяется тем социально-культурным потенциалом, который закладывается еще в детском возрасте.

- Наиболее остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Поэтому вопрос воспитания толерантности у детей дошкольного возраста остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности .

Формируя основы культуры толерантности нужно учитывать следующее:

- Найти эффективные формы по взаимодействию ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры.

-  Помочь каждому ребенку независимо от его национальности реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь.

-Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.

-Приобщить дошкольников к музейной культуре, познакомить с историей, обычаями, достопримечательностями родного края, посредством познавательных занятий в музее.

-Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.

- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;

-Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей на родном языке.

 Воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок во время игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я. А Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствовали воспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детском коллективе.

Игра является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами.

На мой взгляд, в большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определен ной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.  А. С. Макаренко утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя на работе.

Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные  поведения. Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр. Навыки бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки.. Группа — наиболее подходящая среда для проведения игры со сверстниками и взрослыми. Игра, в свою очередь, приводит к нормализации социальных отношений. Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы, открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи.

Задача  образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:   проведение праздников; театрализованная деятельность; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры; знакомство детей с традициями народов разных стран и национальностей.

В наше время, в детском саду,  вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех детей без исключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта « Формирование навыков безопасного поведения на дорогах с детьми дошкольного возраста.»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно д...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

«Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

Статья Тема: «Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»

В статье рассматриваются вопросы сенсорного развития детей раннего возраста по средствам дидактических игр....

Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и ...