Главные вкладки

    Сообщение на педагогическом совете. " Формирование положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности. Из опыта работы. Подготовительная группа.
    консультация (старшая группа) по теме

    Силаева Галина Васильевна

    На педагогическом совете рассказала(поделилась опытом) с коллегами, как я проводила работу с детьми по этой теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_6.docx17.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов своего труда. В различных видах труда дети дошкольного возраста содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности.

    Результаты изучения состояния трудового воспитания дошкольников показывают, что дети дошкольного возраста часто вступают в конфликты со сверстниками в процессе трудовой деятельности, не могут самостоятельно спланировать свою деятельность, распределить обязанности.

    Это оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения детей друг с другом.

    Передо мной стояла задача выбрать наиболее эффективные методы и приёмы руководства трудовой деятельностью дошкольников, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для “изгоев” и “отверженных”.

    Создание условий самореализаций на основе объективности ребёнка в коллективных взаимоотношениях, основными характеристиками, развития которых является организация совместной, увлекательной деятельности детей - труд, и педагогическое обеспечение, направленное на создание условий для формирования коллективных взаимоотношений, выступят эффективным средством выражения индивидуальности ребёнка в группе сверстников. Когда же средством организации положительных взаимоотношений между детьми становится труд, осознаваемый с помощью мотивов, результат такой деятельности всегда внутренне содержателен. Для личностного роста это высокий стимул.

    Понятия “взаимоотношения” и “труд”- являются в моей группе ключевыми, поэтому я рассматриваю их с разных точек зрения,  взаимосвязано.

    Одна из характерных особенностей трудовой деятельности дошкольников - отличие труда детей от труда взрослых.

    Труд ребёнка носит воспитывающий характер, сближение со сверстниками и взрослыми.

    Выполняя трудовое задание, дети часто переключаются на игру, именно близость труда к игре и является ещё одной особенностью детской трудовой деятельностью.

    Начало моей работы состояло в изучении уровней положительных взаимоотношений, общения детей друг с другом в процессе труда. Затем изучала уровень развития трудовых умений и навыков. Наблюдала за деятельностью детей по следующим критериям:

    1.ребёнок умеет договариваться друг с другом в процессе трудовой деятельности,

    2.работает сообща,

    3.бережёт и ценит работу друга,

    4.помогает другу по собственной инициативе,

    5.помогает другу по его просьбе,

    6.умеет вежливо отказывать другу,

    7.характер оценки работы друга,

    8.отношение к замечаниям по работе.

    Сотрудничала с родителями группы. Проводила анкетирование, беседы о обязанностях ребёнка в семье, о совместной трудовой деятельности ребёнка с родителями. Просила родителей рассказать, как дома происходит работа по этому направлению.

    Изучив теоретическую, методическую литературу, выяснила для себя, как нужно организовывать коллективный труд, чтобы избежать “изгоев” и “отверженных”.

    Ведь дети выбирают себе друзей по внешним показателям, по их умениям, и по лидерству в группе.

    Я придумала перед работой раздавать разные картинки (разрезанные на 4 части).

    Дети собирались по картинкам, таким образом, образовались бригады. Дети менее активные тянулись за активными и подтягивались.

    Нередко формирование коллективных отношений, дружелюбия предлагается начинать с самостоятельной деятельности, но при враждебном, отчуждённом отношении ребёнка к сверстникам, она не может объединить детей. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе, как агрессивные, так и замкнутые, не готовы к объединению вокруг общей цели.

    Дошкольное детство – период первоначального познания природы во всех её проявлениях. Труд детей в природе создаёт благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему.

    Воспитатель организовывает труд детей таким образом, чтобы за растениями ухаживали не только дежурные, но и  те дети, которые проявляют активный интерес, стремятся заботится о них.

    Трудясь в природе, дети учатся видеть, понимать и ценить красоту.

    Первоначальные навыки, умения прививаются на занятиях и в повседневной жизни.

    Важнейшим приёмом воспитания трудовых навыков является показ трудовых действий с одновременным объяснением его необходимости. Например, нужно не только показать, как следует поливать растения, но и объяснить, для чего мы это делаем. Большое значение имеет привлечение внимания детей к положительному примеру взрослых и сверстников. Получив определённые знания полученные ранее, дети приходят к выводу: человек может управлять природой. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, формирует миропонимания.

    Труд в природе воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются.

    Я придумала  систему работы по трудовому воспитанию с использованием этических бесед:

    1.”Помогу- ка другу я”.

    2.”Мы поссоримся и помиримся”.

    3.”Как положено друзьям, всё мы делим пополам” и т. д.

    В процессе трудовой деятельности дети придумали много стихов.

    Например:

    1.Скучно, скучно так сидеть,

    Друг на друга всё глядеть,

    Поработаем немножко,

    Подметём сейчас дорожку.

    2.Сам себе я помогу,

    Быстро брюки натяну (при одевании).

    3.Подмету дорожку я

    Для тебя и для себя.

    Проведённая мной работа позволила наладить отношения замкнутых и агрессивных детей. Такая организация работы способствовала объединению, побудила к согласованию и договорённости в своих действиях.

    Дети стали самостоятельно работать по бригадам (по 4-5 человек за столом).

    Общение детей в совместной трудовой деятельности носило доброжелательный характер.

    Однако некоторые дети стремились продемонстрировать только свои возможности. С высокомерием относились к более слабому ровеснику. В cвязи с этим, я решила ещё раз обратиться к организации совместной деятельности , хозяйственно-бытовому труду. В связи с этим была проведена образовательная деятельность “Отремонтируем книжки – малышкам”, “Починим игрушки”. Поскольку некоторые дети были равнодушны к переживанием своих друзей, надо было оживить, одухотворить их переживания и чувства.

    Такая работа принесла им радость и добродушие. Они стали осмысливать полезность своих действий.
    Вся деятельность по организации помощи малышам помогла преодолеть детям свою гордость, эгоизм.

    Из результатов проделанной работы стало ясно, что напрасным наш труд не был. У детей сформировались положительные взаимоотношения. Но работа не закончена, она будет продолжаться и дальше.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательну...

    ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательную учеб...

    Семинар-практикум для воспитателей «Формирование интонационной выразительности речи» дошкольников старшего возраста (из опыта работы подготовительной группы)

    Цель:1. Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.2. Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной выразительности речи у...

    Сообщение на педагогическом совете «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа» (из опыта работы)

    Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

    «Формирование нравственных качеств у детей 5 года жизни в процессе трудовой деятельности» Из опыта работы

    Труд имеет особое значение в воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, отзывчивость, самостоятельность. Чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое дело...

    Сообщение на педагогическом совете "Формирование привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

    Здоровье - главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки....