«Формирование нравственных качеств у детей 5 года жизни в процессе трудовой деятельности» Из опыта работы
статья

Волошина Татьяна Александровна

Труд имеет особое значение в воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, отзывчивость, самостоятельность. Чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое дело до конца. Чувство коллективизма и товарищества, чувство долга и ответственности, гордость за свои трудовые успехи, уважение к труду.

В младшей группе, я обучала детей первым трудовым навыкам, развивала стремление к самостоятельности, не забывая при этом помогать товарищам. Собираясь на прогулку, говорила детям: «Кто первый оденется, поможет товарищу!», во время умывания напоминала: «Кому трудно закатить рукава, попроси товарища».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование нравственных качеств у детей 5 года жизни в процессе трудовой деятельности».

Труд имеет особое значение в воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, отзывчивость, самостоятельность. Чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое дело до конца. Чувство коллективизма и товарищества, чувство долга и ответственности, гордость за свои трудовые успехи, уважение к труду.

В младшей группе, я обучала детей первым трудовым навыкам, развивала стремление к самостоятельности, не забывая при этом помогать товарищам. Собираясь на прогулку, говорила детям: «Кто первый оденется, поможет товарищу!», во время умывания напоминала: «Кому трудно закатить рукава, попроси товарища».

Если в младшей группе взаимопомощь носила относительно случайный, ситуативный характер, то в средней группе я продолжала работу по воспитанию у детей умения считаться с интересами товарища, уважать его дела.

Здесь очень важно не только заметить положительное проявление во взаимоотношениях детей, но и делать его достоянием всей группы. Когда дети заканчивали работу, я оценивала качество работы. Оценка позволяет ребёнку почувствовать радость от своего поступка, утвердиться в правильности поведения.

Для того, что бы закрепить умение видеть хорошие поступки, я предлагала ребятам рассказать о хороших поступках товарища, дети вспоминают, кто из них оказал помощь, проявил сочувствие. Здесь важно обратить внимание на правильное предоставление способа оказания помощи.

Для выяснения правильных представлений взаимопомощи я предлагала несколько ситуаций. Например: «Все дети собираются на прогулку, а тебя воспитатель попросил убрать игрушки. Хотел бы ты, чтобы тебе помогли дети, или ты всё сделаешь сам?» или «Посмотрите на картинку. Девочка стирает куклам платье, а мальчик стоит рядом. Что он хочет сделать? А что бы сделали вы?». Из этих ситуаций я понимала, как формируются взаимоотношения между детьми, на что следует обратить внимание, планируя индивидуальную работу.

Если ребёнку достаётся задание, которое одному выполнить трудно, то важность взаимопомощи осознаётся им быстрее. Причём ребёнка необходимо преднамеренно поставить в ситуацию. Например:  «Оля, пожалуйста, быстро разложи на столы кисточки и подносы с цветной бумагой». Девочка сначала начинает выполнять задание самостоятельно, но затем обнаруживает, что ей тяжело или она не может это сделать одна быстро, тогда я ей предлагала обратиться за помощью к товарищу. Анализируя деятельность детей, подчёркивала: то, что трудно сделать одному, значительно легче сделать вместе.

Большое место занимает регулярный труд в природе. Этот труд также имеет большое значение в нравственном воспитании – дети приучаются к ответственному выполнению своих обязанностей, ведь если они забудут проявить заботу о живом существе, оно может погибнуть. Дети сами ухаживают за растениями и рыбками зимой и весной. Не забывают кормить рыбок, поливать цветы. Узнают чем можно кормить рыбок, сколько требуется воды для полива комнатных растений.

Для детей средней группы ведущей формой организации трудовой деятельности являются поручения, но не все дети справляются с порученными заданиями. Например, Владик и Вова привычек к трудовому усилию не имеют, приходится работать вместе с ними или в помощь ставить детей «организаторов», которых, к сожалению, в группе не много. Вместе с Даней Владик и Вова убирают конструктор. Дети спокойно выполняют его указания, но своей активностью Даня «поглощает» активность других детей. Здесь обращаю внимание Дани на то, что сам он хорошо и быстро работает, но очень торопит ребят и поэтому они не всегда всё успевают хорошо сделать.

На пятом году детей необходимо учить видеть, когда нужно помочь. Например, давала детям задание – уборка группы перед прогулкой – дети начинали его выполнять. Через некоторое время говорила: «Пора уходить на прогулку, а работы осталось ещё много, и сделать её нужно хорошо. Я вам помогу, и вместе мы скорее закончим». Включившись в деятельность, наблюдала за детьми, старалась создать ситуацию необходимости оказания помощи: закончил работу раньше - помоги товарищу. При подведении итогов говорила о том, как хорошо и дружно все потрудились, и добавляла: «Будет совсем хорошо, если в следующий раз вы сами заметите кому нужна помощь. Так всегда делают настоящие друзья!».

В средней группе продолжала работу по воспитанию бережного отношения к результатам труда сверстников и взрослых. На занятиях и в повседневной жизни формировала у детей представление о том, что беречь вещи, книги, игрушки, всё, что сделали другие люди, - значит с уважением относиться к тому, кто трудится. Эти общие положения усваиваются дошкольниками постепенно, через конкретные примеры из окружающей жизни: если ты не хочешь огорчать воспитателя, маму, то постарайся не сорить, не рвать одежду, не ломать игрушки.

Часто дети небрежно относятся к результатам труда сверстников. Один сложил аккуратно игрушки, другой их тут же разбросал, один подклеил книгу, другой порвал её. Не обращать внимание на такие факты нельзя, так как они характеризуют формирующиеся между детьми взаимоотношения.

Но дети пятого года жизни часто не связывают отношения к сверстнику с отношением к результату его труда. Они могут дружить, вместе играть, не обижать друг друга, но тут же небрежно относиться к тому, что делает товарищ. Здесь я постепенно формирую у детей представление о том, что такое хорошие взаимоотношения. Что значит дружить, кого можно назвать настоящим другом, и в характеристику настоящего друга наряду с умением оказать помощь, сочувствие, порадовать чем – то, включается и уважение к интересам и деятельности друга, бережное отношение к результатам его труда.

С детьми средней группы продолжаю работу по воспитанию положительного отношения к труженику. Обогащаю и расширяю представления детей о работе сотрудников детского сада. Знакомлю детей с работой разных сфер, с содержанием труда, пользой и значимостью труда, формирую представления о том, что труд человека важен и нужен всем. При этом обращаю внимание на то, как добросовестно, ответственно выполняют свои трудовые обязанности взрослые, потому что понимают необходимость своего труда. Отмечаю деловую характеристику и личные качества привлекательные для ребёнка: доброту, приветливость, готовность помочь, жизнерадостность.

Дети среднего возраста с большим желанием принимают участие в хозяйственно – бытовом труде. Организация его в форме дежурств, является для них новой, интересной деятельностью, но дети быстро теряют интерес к этому виду деятельности в силу его повторяемости изо дня в день, дежурят без удовольствия, неаккуратно выполняют свои обязанности. Чтобы поддержать интерес к этому виду трудовой деятельности, я обращаю внимание детей на пользу, которую приносят дежурства всей группе. Например: «Какая Кристина молодец! Аккуратно разложила бумагу на столе и поставила подставки под кисточки. Всё подготовила к занятию. Позаботилась обо всех ребятах. Она очень хорошая дежурная!» Подобная оценка не только поощряет действия ребёнка, но и вызывает желание поступать так же.

В заключение хочется привести слова В.А. Сухомлинского: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывая всё новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ)

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ)...

Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье».

Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье»....

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье

Перечень игр по нравственному воспитанию в семье для родителей...

Распространение опыта работы в педагогическом сообществе "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Распространение опыта работы в педагогическом сообществе "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"...