Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье
консультация

Перечень игр по нравственному воспитанию в семье для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennost_posredstvom_igry_v_seme.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста

в процессе игры в семье».

         Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

         Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна.

           Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

       Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

        В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (учителя, врача, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

          С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

           Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.

   «Дерево  дружбы»

Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других.       

Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность»  и др. Взрослый говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались, и предлагает это исправить.

Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки).

  «Посмотри и расскажи»

Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

 Театрализованная игра  «Наоборот»

Цель: учить различать поведение  героев, закреплять знания об особенностях характера, нормах поведения.

Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.

Театрализованная игра «Моя семья»

Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей.

Им объясняются отношения, которые необходимо разыграть.

  «Подбери слово»

Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.

Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу.

Примерные вопросы: Когда человек испытывает страх, что он делает?                                            

Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

Что доставляет людям веселье?

Человек тихий, мягкосердечный.

Когда человеку невесело, какой он?

Человек, которому можно довериться?

Человек, не испытывающий страха?  и т.п.

  «Будь внимательным»

Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса.

 «Оживи предмет»

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.

Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д.- живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?

Беседа «Цветик-семицветик»

Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

Я похож на других, потому что…

Я отличаюсь от других, потому что…

Я мог бы всех научить…, потому что…

Я хотел бы быть похожим на…, потому что…

Мой любимый герой…, потому что…

Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

Я никого не обижаю, потому что…

  Беседа «Кто заботится?»

Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».

Ход: дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.

Что для тебя делает дворник?

Что для тебя делает шофёр?...строители?...врачи?...садовники и лесники?

Как быть внимательным?

Зачем нужна вежливость?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развлечений в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Часто мы не дооцениваем значение развлечений в воспитании детей. Они имеют очень важное воспитательное значение для формирования нравственных качеств у дошкольников.  Эффективность воздейств...

Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье».

Консультация для родителей: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье»....

Москалева О.Н. воспитатель МБДОУ «Детский сад №23» г.о. Самара, Россия Формирование волевых качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры с учетом типов темперамента

У людей волевые качества выражены в разной степени. Это зависит от характера и темперамента каждого человека.  Кто-то способен справиться с собой в сложной ситуации, а кто-то нет.Как известн...

Мастер-класс на тему "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру".

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....

Консультация для родителей "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье"

Консультация для родителей "Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста в процессе игры в семье"...