РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ)
статья на тему

Светлана Борисовна Бондаренко

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_master-klassu.docx26.5 КБ
Файл doklad_k_master-klassu.docx26.5 КБ
Файл doklad_k_master-klassu.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ)

Заместитель директора по дошкольному воспитанию

ЦПМСС «Раменки»

Бондаренко С.Б.

Приводя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школьному обучению, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, творческие способности, формировали познавательную активность и т.д.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому существует необходимость вовлекать родителей в образовательное пространство ГОУ.

Вовлекая семью ребенка с комплексными нарушениями развития в педагогический процесс, мы решаем следующие задачи:

- оказание психологической поддержки родителям;

-повышение уровня педагогической культуры родителей;

-активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада;

-создание преемственности между семьей ребенка со сложными нарушениями в развитии и педагогического коллектива в методах воспитания, обучения и развития;

В большинстве случаев бывает нелегко добиться поддержки, понимания и участия родителей в педагогическом процессе. Как показывает опыт, семьи детей с особенностями развития “бросают” все свои силы, в первую очередь, на лечение,  некоторые родители и вовсе отстраняются от своих детей, забывая, что и психолого - педагогическая коррекция не менее важная часть помощи таким детям. Причем чем раньше она будет начата, тем эффективней будет ее воздействие.

Чаще всего у родителей, приводящих своего ребенка в наше образовательное учреждение, это последняя надежда, что ситуацию еще можно изменить. Они ждут скорых результатов, иногда не понимая, что это невозможно и может быть, даже не зная, как в домашних условиях заниматься со своими детьми.

В нашем Центре в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексное нарушение развития,  участвуют помимо  воспитателей группы, так же педагог - психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, медработники, инструктор по физическому развитию, а также музыкальный руководитель и социальный педагог, осуществляется полная преемственность в работе специалистов и учитывается междисциплинарный подход.

 В свою очередь все специалисты непосредственно взаимодействуют с родителями воспитанников Центра. Нами используются разнообразные формы привлечения родителей к коррекционной работе и участия в жизни образовательного учреждения.

Основная задача педагогов дошкольного отделения провести разъяснительную работу, показать на практике, как проходит обучение таких детей, используя наиболее разнообразные методические приемы по работе с родителями.

Таковыми являются:

- родительские собрания;

- открытые занятия;

- консультации;

- собеседования с родителями по результатам консилиумов;

- лектории по темам волнующим родителей;

- обучение родителей приемам и методам воспитания и обучения в соответствии с задачами развития ребенка, участие в реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Одна  из самых творческих форм работы с родителями в дошкольном отделении Центра это – «Детско-родительские досуги».

Такая форма работы была выбрана 3 года назад и до сих пор остается самой актуальной. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества и инициативы. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с дошкольным отделением  именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес нам удается развить в совместном проведении детско-родительского досуга. Именно здесь родители могут другими глазами посмотреть на своего ребенка и подчеркнуть его индивидуальность.

Представьте себе, что ребенок изображает тот персонаж, роль которого он на себя берет. Именно в театрализованной игре ребенок имеет возможность быть самостоятельным, преодолевать те или иные трудности, соглашаться с правилами и т.д.

Ребенок в театрализованной игре,  старается передать свое отношение к «изображаемому».  Свои мысли и чувства, он стремится передать так, чтобы окружающие поверили ему.  Вследствие эмоциональных и коммуникативных трудностей, дошкольникам с ДЦП сложно выражать свои чувства и переживания открыто. Сложно  справиться с определенной ролью, особенно в двигательном  и речевом плане, поэтому использование театрализованной деятельности способствуют, прежде всего:

- формированию уверенности в эмоциональной поддержке взрослых;

- позитивных представлений о себе и своих возможностях, избавляют от чувства, одиночества и неуверенности, не успешности и социальной изоляции детей с ДЦП;

- дети учатся распознавать приятные и неприятные эмоциональные переживания у себя и партнеров по общению, пытаются сдерживать негативные эмоции.

 Вся работа нацелена,  прежде всего,  на формирование потребности в сотрудничестве родитель-ребенок-педагог. А также на решение общеразвивающих задач:

- обучение детей адекватному эмоциональному  реагированию;

- развитие коммуникативной сферы;

- формирование у детей познавательной  активности и развитие творческих способностей;

-  развитие  у детей  таких социальных чувств, как эмпатия, сочувствие и сопереживание;

- формирование  потребности активного включения детей и взрослых в совместную деятельность и многое другое.

В нашей работе педагоги могут решить и коррекционно-развивающие задачи: овладение ребенком естественностью речи, правильной интонацией, выразительностью; нужными позами, жестами, мимикой; творческим воображением и т.д.

Для того чтобы театрализованная игра имела место в нашей  работе, к этому должны быть готовы и сами взрослые. Взрослый для детей является образцом для подражания, т.к. его желание играть и его отношение к театрализованной игре имеют большое значение. Умение выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жеста, побуждает ребенка воспроизвести услышанное, дает ему пример для подражания.

В процессе подготовки педагоги с детьми могут обсудить такие вопросы: «Кто из родителей, педагогов и детей будет участвовать в нашем спектакле? Кто шьет для артистов костюмы? Кто рисует декорации? Как надо себя вести во время спектакля? и т.д.».

Изучается текст литературного произведения (сказки, рассказы) для последующего его обсуждения. Педагогу необходимо оценить, не только как ребенок запомнил прочитанное, но и насколько он разбирается в нем, насколько полученные знания обогатили его опыт. Нравственному развитию ребенка способствуют рассуждения о характере героев сказок (рассказов). Затем, вместе с детьми и родителями  разыгрываются сценки-диалоги, в которых мы помогаем продумать детям и родителям каждую реплику, понять суть роли.

Чтобы помочь детям  раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представили образы героев сказки выразительными, эмоционально окрашенными) и  вести себя непринужденно на сцене нужна специальная подготовка. Именно на этом этапе необходима совместная работа педагогов-специалистов, воспитателей и родителей.

В подготовительной работе к детско-родительскому досугу с детьми проводятся игры - занятия. Их цель – помочь детям овладеть следующими средствами образной выразительности:

1. Овладение интонацией – детям предлагается произнести  отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть и т.д.) самостоятельно, без подсказки взрослого. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи;

2. Овладение позами – сначала предлагается детям поиграть в игры типа «Море волнуется»; затем предлагается позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (например, березку, зайчика). Далее педагоги просили объяснить, почему они выбрали именно эту позу. Очень полезны и такие задания: найти одно наиболее яркое движение, которое бы сделало образ (Баба-Яга, медведь, мышка, кошка и т.д.) легко узнаваемым;

3. Овладение жестами – начинали с простых сценических заданий: как жестом показать состояния или ощущения человека (очень горячо, я замерз, мне больно); следующие упражнения включают в себя уже несколько действий (мою посуду, рисую красками, еду на машине, пришиваю пуговицу…);

4. Овладение мимикой – учим детей по выражению лица (глазам, бровям, губам) определять настроение человека. Здесь можно  использовать «маски» (рисунки), затем с помощью мимики учить выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец…);

5. Овладение элементами пантомимы – в ней сочетаются пластичные позы, жесты и мимика. Здесь предлагается детям с помощью указанных образных средств, представить следующие ситуации: «я зашел в лес и заблудился», «я мыл посуду и случайно разбил чашку», «я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой»… Потом можно попросить детей «изобразить» распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребенка, качающееся на ветру дерево.

После того как дети достаточно поупражняются в элементах актерской техники, можно работать над театрализованными представлениями – подготовить драматизацию известной сказки или рассказа.

Тематика детско-родительских досугов достаточно разнообразна. В нашем отделении акцент здоровьесбережения отражается и в этой форме взаимодействия с родителями.  Именно в такой игровой форме дети наиболее успешно осваивают правила безопасного поведения, вопросы охраны собственного здоровья и т.д.  

Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Ход этой работы опирается на такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение и пр.

        И в заключении хочется сказать, что дети с церебральным параличом в силу комплексности психомоторного нарушения, включающего своеобразие двигательного, психического, речевого и личностного развития, испытывают значительные трудности вхождения в мир социальных взаимоотношений. Они больше,  чем дети с другими проблемами в развитии, оказываются зависимыми от взрослого, имеющего решающую роль в организации их социальной жизни. Позиция взрослого имеет большое значение в формировании личностных новообразований, обеспечивающих социальную адаптацию дошкольника с церебральным параличом.        

Предложенная технология коррекционно-развивающей  работы для детей с детским церебральным параличом, создает благоприятные условия для их общего психического развития и раскрытия потенциальных возможностей. Как показывает опыт, такой подход в значительной степени позволяет сгладить и преодолеть трудности социальной адаптации.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ)

Заместитель директора по дошкольному воспитанию

ЦПМСС «Раменки»

Бондаренко С.Б.

Приводя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школьному обучению, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, творческие способности, формировали познавательную активность и т.д.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому существует необходимость вовлекать родителей в образовательное пространство ГОУ.

Вовлекая семью ребенка с комплексными нарушениями развития в педагогический процесс, мы решаем следующие задачи:

- оказание психологической поддержки родителям;

-повышение уровня педагогической культуры родителей;

-активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада;

-создание преемственности между семьей ребенка со сложными нарушениями в развитии и педагогического коллектива в методах воспитания, обучения и развития;

В большинстве случаев бывает нелегко добиться поддержки, понимания и участия родителей в педагогическом процессе. Как показывает опыт, семьи детей с особенностями развития “бросают” все свои силы, в первую очередь, на лечение,  некоторые родители и вовсе отстраняются от своих детей, забывая, что и психолого - педагогическая коррекция не менее важная часть помощи таким детям. Причем чем раньше она будет начата, тем эффективней будет ее воздействие.

Чаще всего у родителей, приводящих своего ребенка в наше образовательное учреждение, это последняя надежда, что ситуацию еще можно изменить. Они ждут скорых результатов, иногда не понимая, что это невозможно и может быть, даже не зная, как в домашних условиях заниматься со своими детьми.

В нашем Центре в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексное нарушение развития,  участвуют помимо  воспитателей группы, так же педагог - психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, медработники, инструктор по физическому развитию, а также музыкальный руководитель и социальный педагог, осуществляется полная преемственность в работе специалистов и учитывается междисциплинарный подход.

 В свою очередь все специалисты непосредственно взаимодействуют с родителями воспитанников Центра. Нами используются разнообразные формы привлечения родителей к коррекционной работе и участия в жизни образовательного учреждения.

Основная задача педагогов дошкольного отделения провести разъяснительную работу, показать на практике, как проходит обучение таких детей, используя наиболее разнообразные методические приемы по работе с родителями.

Таковыми являются:

- родительские собрания;

- открытые занятия;

- консультации;

- собеседования с родителями по результатам консилиумов;

- лектории по темам волнующим родителей;

- обучение родителей приемам и методам воспитания и обучения в соответствии с задачами развития ребенка, участие в реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Одна  из самых творческих форм работы с родителями в дошкольном отделении Центра это – «Детско-родительские досуги».

Такая форма работы была выбрана 3 года назад и до сих пор остается самой актуальной. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества и инициативы. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с дошкольным отделением  именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес нам удается развить в совместном проведении детско-родительского досуга. Именно здесь родители могут другими глазами посмотреть на своего ребенка и подчеркнуть его индивидуальность.

Представьте себе, что ребенок изображает тот персонаж, роль которого он на себя берет. Именно в театрализованной игре ребенок имеет возможность быть самостоятельным, преодолевать те или иные трудности, соглашаться с правилами и т.д.

Ребенок в театрализованной игре,  старается передать свое отношение к «изображаемому».  Свои мысли и чувства, он стремится передать так, чтобы окружающие поверили ему.  Вследствие эмоциональных и коммуникативных трудностей, дошкольникам с ДЦП сложно выражать свои чувства и переживания открыто. Сложно  справиться с определенной ролью, особенно в двигательном  и речевом плане, поэтому использование театрализованной деятельности способствуют, прежде всего:

- формированию уверенности в эмоциональной поддержке взрослых;

- позитивных представлений о себе и своих возможностях, избавляют от чувства, одиночества и неуверенности, не успешности и социальной изоляции детей с ДЦП;

- дети учатся распознавать приятные и неприятные эмоциональные переживания у себя и партнеров по общению, пытаются сдерживать негативные эмоции.

 Вся работа нацелена,  прежде всего,  на формирование потребности в сотрудничестве родитель-ребенок-педагог. А также на решение общеразвивающих задач:

- обучение детей адекватному эмоциональному  реагированию;

- развитие коммуникативной сферы;

- формирование у детей познавательной  активности и развитие творческих способностей;

-  развитие  у детей  таких социальных чувств, как эмпатия, сочувствие и сопереживание;

- формирование  потребности активного включения детей и взрослых в совместную деятельность и многое другое.

В нашей работе педагоги могут решить и коррекционно-развивающие задачи: овладение ребенком естественностью речи, правильной интонацией, выразительностью; нужными позами, жестами, мимикой; творческим воображением и т.д.

Для того чтобы театрализованная игра имела место в нашей  работе, к этому должны быть готовы и сами взрослые. Взрослый для детей является образцом для подражания, т.к. его желание играть и его отношение к театрализованной игре имеют большое значение. Умение выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жеста, побуждает ребенка воспроизвести услышанное, дает ему пример для подражания.

В процессе подготовки педагоги с детьми могут обсудить такие вопросы: «Кто из родителей, педагогов и детей будет участвовать в нашем спектакле? Кто шьет для артистов костюмы? Кто рисует декорации? Как надо себя вести во время спектакля? и т.д.».

Изучается текст литературного произведения (сказки, рассказы) для последующего его обсуждения. Педагогу необходимо оценить, не только как ребенок запомнил прочитанное, но и насколько он разбирается в нем, насколько полученные знания обогатили его опыт. Нравственному развитию ребенка способствуют рассуждения о характере героев сказок (рассказов). Затем, вместе с детьми и родителями  разыгрываются сценки-диалоги, в которых мы помогаем продумать детям и родителям каждую реплику, понять суть роли.

Чтобы помочь детям  раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представили образы героев сказки выразительными, эмоционально окрашенными) и  вести себя непринужденно на сцене нужна специальная подготовка. Именно на этом этапе необходима совместная работа педагогов-специалистов, воспитателей и родителей.

В подготовительной работе к детско-родительскому досугу с детьми проводятся игры - занятия. Их цель – помочь детям овладеть следующими средствами образной выразительности:

1. Овладение интонацией – детям предлагается произнести  отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть и т.д.) самостоятельно, без подсказки взрослого. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи;

2. Овладение позами – сначала предлагается детям поиграть в игры типа «Море волнуется»; затем предлагается позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (например, березку, зайчика). Далее педагоги просили объяснить, почему они выбрали именно эту позу. Очень полезны и такие задания: найти одно наиболее яркое движение, которое бы сделало образ (Баба-Яга, медведь, мышка, кошка и т.д.) легко узнаваемым;

3. Овладение жестами – начинали с простых сценических заданий: как жестом показать состояния или ощущения человека (очень горячо, я замерз, мне больно); следующие упражнения включают в себя уже несколько действий (мою посуду, рисую красками, еду на машине, пришиваю пуговицу…);

4. Овладение мимикой – учим детей по выражению лица (глазам, бровям, губам) определять настроение человека. Здесь можно  использовать «маски» (рисунки), затем с помощью мимики учить выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец…);

5. Овладение элементами пантомимы – в ней сочетаются пластичные позы, жесты и мимика. Здесь предлагается детям с помощью указанных образных средств, представить следующие ситуации: «я зашел в лес и заблудился», «я мыл посуду и случайно разбил чашку», «я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой»… Потом можно попросить детей «изобразить» распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребенка, качающееся на ветру дерево.

После того как дети достаточно поупражняются в элементах актерской техники, можно работать над театрализованными представлениями – подготовить драматизацию известной сказки или рассказа.

Тематика детско-родительских досугов достаточно разнообразна. В нашем отделении акцент здоровьесбережения отражается и в этой форме взаимодействия с родителями.  Именно в такой игровой форме дети наиболее успешно осваивают правила безопасного поведения, вопросы охраны собственного здоровья и т.д.  

Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Ход этой работы опирается на такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение и пр.

        И в заключении хочется сказать, что дети с церебральным параличом в силу комплексности психомоторного нарушения, включающего своеобразие двигательного, психического, речевого и личностного развития, испытывают значительные трудности вхождения в мир социальных взаимоотношений. Они больше,  чем дети с другими проблемами в развитии, оказываются зависимыми от взрослого, имеющего решающую роль в организации их социальной жизни. Позиция взрослого имеет большое значение в формировании личностных новообразований, обеспечивающих социальную адаптацию дошкольника с церебральным параличом.        

Предложенная технология коррекционно-развивающей  работы для детей с детским церебральным параличом, создает благоприятные условия для их общего психического развития и раскрытия потенциальных возможностей. Как показывает опыт, такой подход в значительной степени позволяет сгладить и преодолеть трудности социальной адаптации.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ)

Заместитель директора по дошкольному воспитанию

ЦПМСС «Раменки»

Бондаренко С.Б.

Приводя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школьному обучению, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, творческие способности, формировали познавательную активность и т.д.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поэтому существует необходимость вовлекать родителей в образовательное пространство ГОУ.

Вовлекая семью ребенка с комплексными нарушениями развития в педагогический процесс, мы решаем следующие задачи:

- оказание психологической поддержки родителям;

-повышение уровня педагогической культуры родителей;

-активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада;

-создание преемственности между семьей ребенка со сложными нарушениями в развитии и педагогического коллектива в методах воспитания, обучения и развития;

В большинстве случаев бывает нелегко добиться поддержки, понимания и участия родителей в педагогическом процессе. Как показывает опыт, семьи детей с особенностями развития “бросают” все свои силы, в первую очередь, на лечение,  некоторые родители и вовсе отстраняются от своих детей, забывая, что и психолого - педагогическая коррекция не менее важная часть помощи таким детям. Причем чем раньше она будет начата, тем эффективней будет ее воздействие.

Чаще всего у родителей, приводящих своего ребенка в наше образовательное учреждение, это последняя надежда, что ситуацию еще можно изменить. Они ждут скорых результатов, иногда не понимая, что это невозможно и может быть, даже не зная, как в домашних условиях заниматься со своими детьми.

В нашем Центре в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексное нарушение развития,  участвуют помимо  воспитателей группы, так же педагог - психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, медработники, инструктор по физическому развитию, а также музыкальный руководитель и социальный педагог, осуществляется полная преемственность в работе специалистов и учитывается междисциплинарный подход.

 В свою очередь все специалисты непосредственно взаимодействуют с родителями воспитанников Центра. Нами используются разнообразные формы привлечения родителей к коррекционной работе и участия в жизни образовательного учреждения.

Основная задача педагогов дошкольного отделения провести разъяснительную работу, показать на практике, как проходит обучение таких детей, используя наиболее разнообразные методические приемы по работе с родителями.

Таковыми являются:

- родительские собрания;

- открытые занятия;

- консультации;

- собеседования с родителями по результатам консилиумов;

- лектории по темам волнующим родителей;

- обучение родителей приемам и методам воспитания и обучения в соответствии с задачами развития ребенка, участие в реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Одна  из самых творческих форм работы с родителями в дошкольном отделении Центра это – «Детско-родительские досуги».

Такая форма работы была выбрана 3 года назад и до сих пор остается самой актуальной. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества и инициативы. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с дошкольным отделением  именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес нам удается развить в совместном проведении детско-родительского досуга. Именно здесь родители могут другими глазами посмотреть на своего ребенка и подчеркнуть его индивидуальность.

Представьте себе, что ребенок изображает тот персонаж, роль которого он на себя берет. Именно в театрализованной игре ребенок имеет возможность быть самостоятельным, преодолевать те или иные трудности, соглашаться с правилами и т.д.

Ребенок в театрализованной игре,  старается передать свое отношение к «изображаемому».  Свои мысли и чувства, он стремится передать так, чтобы окружающие поверили ему.  Вследствие эмоциональных и коммуникативных трудностей, дошкольникам с ДЦП сложно выражать свои чувства и переживания открыто. Сложно  справиться с определенной ролью, особенно в двигательном  и речевом плане, поэтому использование театрализованной деятельности способствуют, прежде всего:

- формированию уверенности в эмоциональной поддержке взрослых;

- позитивных представлений о себе и своих возможностях, избавляют от чувства, одиночества и неуверенности, не успешности и социальной изоляции детей с ДЦП;

- дети учатся распознавать приятные и неприятные эмоциональные переживания у себя и партнеров по общению, пытаются сдерживать негативные эмоции.

 Вся работа нацелена,  прежде всего,  на формирование потребности в сотрудничестве родитель-ребенок-педагог. А также на решение общеразвивающих задач:

- обучение детей адекватному эмоциональному  реагированию;

- развитие коммуникативной сферы;

- формирование у детей познавательной  активности и развитие творческих способностей;

-  развитие  у детей  таких социальных чувств, как эмпатия, сочувствие и сопереживание;

- формирование  потребности активного включения детей и взрослых в совместную деятельность и многое другое.

В нашей работе педагоги могут решить и коррекционно-развивающие задачи: овладение ребенком естественностью речи, правильной интонацией, выразительностью; нужными позами, жестами, мимикой; творческим воображением и т.д.

Для того чтобы театрализованная игра имела место в нашей  работе, к этому должны быть готовы и сами взрослые. Взрослый для детей является образцом для подражания, т.к. его желание играть и его отношение к театрализованной игре имеют большое значение. Умение выразительно читать стихи, сказки, используя элементы мимики и жеста, побуждает ребенка воспроизвести услышанное, дает ему пример для подражания.

В процессе подготовки педагоги с детьми могут обсудить такие вопросы: «Кто из родителей, педагогов и детей будет участвовать в нашем спектакле? Кто шьет для артистов костюмы? Кто рисует декорации? Как надо себя вести во время спектакля? и т.д.».

Изучается текст литературного произведения (сказки, рассказы) для последующего его обсуждения. Педагогу необходимо оценить, не только как ребенок запомнил прочитанное, но и насколько он разбирается в нем, насколько полученные знания обогатили его опыт. Нравственному развитию ребенка способствуют рассуждения о характере героев сказок (рассказов). Затем, вместе с детьми и родителями  разыгрываются сценки-диалоги, в которых мы помогаем продумать детям и родителям каждую реплику, понять суть роли.

Чтобы помочь детям  раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью (чтобы дети представили образы героев сказки выразительными, эмоционально окрашенными) и  вести себя непринужденно на сцене нужна специальная подготовка. Именно на этом этапе необходима совместная работа педагогов-специалистов, воспитателей и родителей.

В подготовительной работе к детско-родительскому досугу с детьми проводятся игры - занятия. Их цель – помочь детям овладеть следующими средствами образной выразительности:

1. Овладение интонацией – детям предлагается произнести  отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть и т.д.) самостоятельно, без подсказки взрослого. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи;

2. Овладение позами – сначала предлагается детям поиграть в игры типа «Море волнуется»; затем предлагается позой изобразить кого-нибудь или что-нибудь (например, березку, зайчика). Далее педагоги просили объяснить, почему они выбрали именно эту позу. Очень полезны и такие задания: найти одно наиболее яркое движение, которое бы сделало образ (Баба-Яга, медведь, мышка, кошка и т.д.) легко узнаваемым;

3. Овладение жестами – начинали с простых сценических заданий: как жестом показать состояния или ощущения человека (очень горячо, я замерз, мне больно); следующие упражнения включают в себя уже несколько действий (мою посуду, рисую красками, еду на машине, пришиваю пуговицу…);

4. Овладение мимикой – учим детей по выражению лица (глазам, бровям, губам) определять настроение человека. Здесь можно  использовать «маски» (рисунки), затем с помощью мимики учить выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфету, кислый лимон, горький перец…);

5. Овладение элементами пантомимы – в ней сочетаются пластичные позы, жесты и мимика. Здесь предлагается детям с помощью указанных образных средств, представить следующие ситуации: «я зашел в лес и заблудился», «я мыл посуду и случайно разбил чашку», «я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой»… Потом можно попросить детей «изобразить» распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребенка, качающееся на ветру дерево.

После того как дети достаточно поупражняются в элементах актерской техники, можно работать над театрализованными представлениями – подготовить драматизацию известной сказки или рассказа.

Тематика детско-родительских досугов достаточно разнообразна. В нашем отделении акцент здоровьесбережения отражается и в этой форме взаимодействия с родителями.  Именно в такой игровой форме дети наиболее успешно осваивают правила безопасного поведения, вопросы охраны собственного здоровья и т.д.  

Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Ход этой работы опирается на такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение и пр.

        И в заключении хочется сказать, что дети с церебральным параличом в силу комплексности психомоторного нарушения, включающего своеобразие двигательного, психического, речевого и личностного развития, испытывают значительные трудности вхождения в мир социальных взаимоотношений. Они больше,  чем дети с другими проблемами в развитии, оказываются зависимыми от взрослого, имеющего решающую роль в организации их социальной жизни. Позиция взрослого имеет большое значение в формировании личностных новообразований, обеспечивающих социальную адаптацию дошкольника с церебральным параличом.        

Предложенная технология коррекционно-развивающей  работы для детей с детским церебральным параличом, создает благоприятные условия для их общего психического развития и раскрытия потенциальных возможностей. Как показывает опыт, такой подход в значительной степени позволяет сгладить и преодолеть трудности социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие воображения детей раннего возраста в игровой деятельности из опыта работы педагога - психолога

Эффективному развитию воображения у детей дошкольного возраста способствует игровая деятельность. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходит значительное изменение в его психик...

«Формирование нравственных качеств у детей 5 года жизни в процессе трудовой деятельности» Из опыта работы

Труд имеет особое значение в воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, отзывчивость, самостоятельность. Чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое дело...

Эмоциональное развитие дошкольников в проектной деятельности (из опыта работы педагога-психолога).

13.02.2020г. во время проведения Всероссийского семинара "Проектная деятельность в ДОО: требования ФГОС" был представлен доклад по теме: Эмоциональное развитие дошкольников в проектной деяте...

Художественно-эстетическое развитие детей в процессе изобразительной деятельности (из опыта работы)

Художественно-эстетическое развитие ребёнка происходит с первых шагов маленького человечка, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизн...

«Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности в тесном сотрудничестве педагогов и родителей»

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...