«Формирование экологических знаний в процессе игровой деятельности» (из опыта работы)
консультация

Лимаренко Виктория Викторовна

для воспитателей из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_znaniya_v_protsesse_igrovoy_deyatelnosti.docx396.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\Вика\Desktop\YIFVUKTS.jpg

«Детский сад общеразвивающего вида № 14» НМР РТ

«Формирование экологических знаний в процессе игровой деятельности»

(из опыта работы)

                                                                                             Составил

                                                                                                                         воспитатель МБДОУ № 14

                                                                                                                                   Лимаренко Виктория Викторовна

г. Нижнекамск

                                                                                                          Природа – это богатейшая кладовая, C:\Users\Вика\Desktop\YIFVUKTS.jpg

неоценимое богатство для интеллектуального,

                                                                                                                      нравственного и речевого развития ребенка.

                                               /В. А. Сухомлинский/

Актуальность.

Мир вокруг нас очень быстро меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать очень важной. Именно экологическое воспитание формирует человеческое отношение к природе. Ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Актуальностью экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Основной задачей экологического воспитания является создание у дошкольников, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культуры, формирование экологического сознания.C:\Users\Вика\Desktop\YIFVUKTS.jpg

Цель экологического воспитания:  становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи экологического воспитания: 

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Моя педагогическая идея:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

В работе я использую такие методы:

- Экологические занятия.

- Экологические экскурсии.

-Экологические праздники.C:\Users\Вика\Desktop\YIFVUKTS.jpg

- Экологические конкурсы.

- Обсуждение и обыгрывание ситуаций.

- Зелёный патруль.

- Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее).

В своей работе я провожу систему игр:

1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:

«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы - звери», «Цепочка».

2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов): «Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».

3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания: «Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если?», «Береги природу!» и так далее.

 Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Результативность работы:C:\Users\Вика\Desktop\YIFVUKTS.jpg

Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои дети с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Дети участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в конкурсах, награждены грамотами и благодарственными письмами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ)

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ)...

Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)

Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений...

« Формирование у дошкольников экологических знаний через поисково-познавательную деятельность» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериме...

Презентация "Формирование экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ." (из опыта работы)

Через какие виды деятельности идет формирование экологической культуры в нашей группе. Описание и фотоматериалы....

«Формирование нравственных качеств у детей 5 года жизни в процессе трудовой деятельности» Из опыта работы

Труд имеет особое значение в воспитании детей. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, отзывчивость, самостоятельность. Чувство взаимопомощи, стремление доводить начатое дело...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №11 д.Шаталово   СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ И...