Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"
статья по физкультуре (младшая группа) на тему

Тыван Наталья Витальевна

Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей в возрасте 2-3 лет

Современные дошкольные образовательные программы, соответствующие ФГОС ДО уделяют огромное внимание развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению его здоровья, тем самым нацеливая воспитателей на формирование широкой двигательной деятельности дошкольников.

Активная двигательная деятельность, помимо положительных воздействий на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребёнка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Несмотря на отработанную систему, педагоги в дошкольных образовательных учреждениях все чаще сталкиваются с нежеланием и неумением детей играть, активно двигаться. В настоящее время дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Современному ребёнку не хватает двигательной активности для полноценного развития в силу информационной и эмоциональной перенасыщенность жизни ребёнка, повышенные требования к его воспитанию и общественному поведению и в то же время недостаток внимания к его индивидуальным потребностям. Добавим сюда просмотр телевизора, сидение перед компьютером, недостаток солнца в зимний период в условиях севера Сахалинской области, и кратковременность прогулок или полное их отсутствие в связи с погодными условиями.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Оно является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка и наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Играя, ребенок «незаметно» осваивает основные виды движений, такие как ходьба, бег, прыжки, метании и др.

Игра и движение, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника. Поэтому большое внимание необходимо уделять развитию движений в жизни ребёнка. Двигательная деятельность способствует удовлетворению потребности ребенка в движении и одновременно развивает его. При формировании двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение, оно представляет собой действие, не доведенное до значительной степени автоматизации. Обучение ребенка движениям осуществляются в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.

По мнению специалиста в области физического воспитания детей дошкольного возраста Д.В. Хухлаевой, развитие движений детей раннего возраста 2-3 лет происходит в процессе правильной игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности и во время физкультурных занятий, главной задачей которых является развитие основных движений, таких как лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.

Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх.      Выдающийся педагог и основоположник научной системы физического образования П.Ф. Лесгафт, считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. В процессе игры происходит не только упражнение в двигательных умениях, но и формирование новых качеств личности. Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, своё тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ, игровые имитационные образы, заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать. В них закрепляются основные движения, воспитывается умение двигаться в коллективе, развивается координация движений, желание выполнить игровые правила и задания, а также формируются психофизические качества: смелость, ловкость, реакция на сигнал. В группах раннего возраста для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения.

Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. В игре воспитатель обучает ребенка движению, внимательно следит за качеством его выполнения.  При проведении игровой деятельности педагог должен знать содержание её, подготовить соответствующие пособия, соблюдать общепринятую методику.

Современные программы и методики, регламентирующие воспитательно-образовательный процесс, таких авторов как Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, Н.Ф Губановой, С.Н. Теплюк, определяют, что для полноценного формирования двигательной сферы и качественного созревания ребёнка раннего возраста необходимо организовать его деятельность так, чтобы он мог удовлетворять потребность в движении. Помимо утренней зарядки необходимы ежедневные занятия физической культуры, подвижные игры и движения под музыку.

Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка, поэтому педагогу надо не только создавать условия для развития игровой деятельности детей, но и формировать двигательные умения, стимулировать желания детей заниматься двигательной деятельностью. Формирование двигательного опыта ребёнка – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания в дошкольном учреждении и семье. Именно поэтому определились следующие ведущие направления в воспитательной работе по развитию двигательных умений детей в возрасте 2-3 лет.

Чтобы закрепить основные движения, созданы необходимые условия в групповой комнате и на участке ДОУ для самостоятельной двигательной деятельности детей.

В группе расставлена мебель так, чтобы была свободная площадь для развития движений детей. Оформлен физкультурный уголок, подобрано специальное физкультурное оборудование включает следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки, модули, дуги, дорожки, доски, гимнастические скамейки; а также пособия (мячи, ленты, мешочки с песком, флажки, кубики, обручи, кегли, гимнастические палки), игрушки, побуждающие к различным движениям, разнообразный дидактический материал и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений. Весь перечисленный инвентарь и оборудование находится в открытом, свободном доступе для детей.

Участок и физкультурная площадка дошкольного учреждения имеют достаточно просторную площадь, которая оборудована скамейками, лесенками, бревном, горкой, подготовлен выносной материал для повышения двигательной активности детей.

Побуждая детей к активным действиям, обучаем правильным движениям, используя для этого имитационные упражнения — «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птички» и т.д.

Для более эмоционального воздействия в наличие в группе технические средства обучения – музыкальный центр, беспроводная стерео колонка, подобраны фонограммы песен, музыкальное сопровождение для выполнения упражнений и проведения игр.

Определены следующие формы организации двигательной деятельности детей: физкультурные занятия; утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, физкультминутки и паузы, общеразвивающая упражнения после дневного сна; самостоятельная двигательная деятельность детей; физкультурные праздники, развлечения.

Освоение основных видов движения и двигательных упражнений осуществляется в соответствии с перспективным планом проведения игровой деятельности в первой младшей группе.

Подобраны картотека подвижных игр, комплексы утренней зарядки, пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики, физкультминутки, игры - занятия для развития движений, игры малой подвижности, которые позволяют достигнуть эмоционального удовлетворения воспитанников в различных видах двигательной деятельности.

Вся моя работа с детьми проводилась в группе и на прогулках в режиме дня. Применяя общепедагогические методы, происходило обучение детей новым движениям, включая их в игровую деятельность.

У детей раннего возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если заинтересованы в этом.  Благодаря такой памяти дошкольниками быстро совершенствуется речь.

Поэтому образовательная деятельность строилась с учетом знаний о психических и физических особенностях детей раннего возраста с использованием эффективных методов и приемов, которые помогают детям непроизвольно запомнить материал - это и обыгрывание ситуаций, применение художественного слова русского народного фольклора, согласование слов и движений. Таким образом детьми легко запоминаются движения и со временем находят свое отражение в самостоятельной двигательной деятельности детей, и в играх.

Одним из ярких моментов проведения утренней гимнастики в первой младшей группе в форме подвижной игры, и занятия по физической культуре проводились в игровой форме с использованием игровых образов, подражательных действий. Малыши копируют всё что видят, поэтому в подвижных играх, они с удовольствием подражают взрослым и имитируют движения животных. Регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудности выполнения того или иного движения, мы обеспечивали определенную нагрузку. Воспитатель обязательно принимает участие в игре и берет на себя ведущую роль, показывает, что и как надо делать.

Мы создали не только условия для обучения детей движениям, но и повысили их заинтересованность в действиях, стимулируя их двигательные умения.

Развитие основных движений составляет важную задачу современного педагогического процесса. Эффективное решение этой задачи зависит от изменений, ориентированных на поиск условий создания такой развивающей предметно – пространственной среды, которая способствовала бы развитию двигательных умений детей раннего возраста.

Таким образом, если педагог создает необходимые условия для детей, использует современные материалы и оборудование, здоровьесберегающие педагогические технологии по физическому развитию детей и целенаправленно проводит систему мероприятий, направленную на повышение двигательной деятельности в процессе игры у детей раннего возраста 2–3 лет, продумывает и применяет эффективные методы и приемы, то способствует развитию двигательных умений при выполнении основных видов движений в процессе игровой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Волошина, Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/ Л. Н. Волошина. - М.: АРКТИ, 2005. - 108 с.
  2. Галицина, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении/ Н. С. Галицина. - М.:, 2005. - 143 с.
  3. Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Л. Д. Глазырина. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 148 с.
  4. Прищепы С.С., Шатверян Т.С. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников/ Под ред. С.С. Прищепы, Т.С. Шатверян. — М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
  5. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/ авт.-сост. Э. Я. Степаненкова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 144 с.
  6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7лет/ Н.Ф. Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 128 с.
  7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста/ Н.Ф. Губанова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 128 с.

Сведения об авторе:C:\Users\User\Pictures\IMG_20170423_0001.jpg

Фамилия

Тыван

Имя

Наталья

Отчество

Витальевна

Место работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад    № 8 «Буратино»   г. Охи

Должность

воспитатель

Домашний адрес

694490, Сахалинская область, г. Оха, ул. Советская, дом 1 корпус А

Рабочий телефон

8 (424-37) 3 – 55 - 37

Домашний телефон

-

Сотовый телефон

89140830313

E- mail:

tyvaniha@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей. Этапы формирования игровой деятельности для детей раннего возраста.

Статья для родителей. Этапы формирования игровой деятельности для детей раннего возраста....

Конспект совместной игровой деятельности для детей раннего возраста

Конспект совместной игровой деятельностидля детей раннего возраста «Сказка «Про маленькую капельку»Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды: тёплая, прозрачная, холодная, чист...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста"

Раскрыт опыт работы с детьми раннего возраста о значении игры....

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности

Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста  двигательных умений в процессе игровой деятельности ...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».

Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»

Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...