Опыт работы и рецензия на тему"Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Любовь Анатольевна Федонюк

Цель:

Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx868.22 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Pictures\2022-06-08\006.jpg

Содержание

1. Актуальность выбранной темы

2. Дидактические игры в образовательном процессе детского сада

* Цель, задачи работы

* Основные направления и этапы работы

* Условия достижения основных задач

* Характеристики основных средств, форм, методов и приемов работы

* Заключение

* Библиография

Развитие речи, обучение родному языку – составная часть всестороннего развития дошкольника. Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.

Актуальность

С каждым годом количество детей с тяжелыми нарушениями речи увеличивается, также становятся сложнее заключения, с которыми приходится сталкиваться нам педагогам коррекционных групп. Это стимулирует на поиск новых технологий обучения и развития воспитанников и способов повышения эффективности коррекционного сопровождения детей с нарушениями речи.

Причины нарушения речевого развития дошкольников

  • Ухудшение здоровья
  • Сужение  объема «живого» общения родителей и детей
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры
  • Агрессивно-примитивная речь, насаждаемая с экранов телевизоров
  • Бедная , безграмотная речь в окружающем мире
  • Равнодушное отношение в семье к речевому развитию ребенка

На протяжении своей работы в группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) у детей не сформирована фонематическое восприятие, и от этого западает    лексико-грамматический строй речи и связанная речь.

Обследование проводилось с каждым ребёнком индивидуально.

В результате обследования речи, были выявлены следующие нарушения:

1.Фонематический слух,

2.Грамотический строй речи,

3.Бедный словарный запас,

4.Лексика,

5.Связанная речь
6.Нарушение психических процессов (память, внимание, мышление)

Цель:

Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений.

 Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ФФНР именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

 Большие возможности для решения данной проблемы предоставляют игровые упражнения. Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении дошкольников.

 В педагогическом процессе развития фонематического восприятия игровые приемы сделают его более привлекательным для детей, а следовательно, и более результативным. Именно игровые упражнения, являясь ведущим видом деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеют большое познавательное значение, расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов и явлений.

Гипотеза: процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР будет более успешным, если:

- процесс развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР будет происходить с использованием игровых упражнений, направленных на развитие следующих умений: умения различать слова близкие по звуковому составу; умения различать фонемы русского языка; развитие навыков элементарного фонематического анализа;

-будет определена взаимосвязь и единство форм, средств и приёмов развития фонематического восприятия и игровой деятельности.

-фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи.

В соответствии с целью, предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи:

1. Изучить возможности использования игровых упражнений для развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР.

2.Разработать игровые упражнения, направленные на развитие  фонематического восприятия и на обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

3. Привлечь родителей к совместной работе с детьми, а также самих детей нацелить на обучение, развитие интереса к образовательным сетевым ресурсам.

 В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности, особенно дидактические - они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления речевых навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В настоящее время появилось много дидактических игр. К практическим методам педагогического  воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение − это многократное повторение ребёнком практических и умственных заданных действий. Выполнение любых упражнений способствует формированию практических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются следующие условия:

- осознание ребёнком цели- это зависит от ясности и четкости поставленной

задачи

 - систематичность, которая реализуется в многократном повторении

- постепенное усложнение условий с учётом этапа коррекции возрастных и индивидуально - психологических особенностей ребёнка

 В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра.

 Игровые упражнения для развития фонематических процессов позволяют повышать успешность обучения у детей с речевыми нарушениями и в непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова.

 Начинается работа по формированию фонематического восприятия с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

 С целью проверки гипотезы была организована экспериментальная работа, которая включала в себя три этапа.

1. Констатирующий эксперимент. Целью данного этапа явилось определение актуального уровня развития фонематического  восприятия

 у детей с ФФНРподготовительной группы.

2. Формирующий эксперимент. На данном этапе осуществлялась реализация системы игровых упражнений с целью развития фонематического восприятия у детей   с ФФНР с использованием игровых упражнений.

3. Контрольный эксперимент. Цель данного этапа заключалась в оценке эффективности проведённой работы по развитию фонематического восприятия  у детей  группы.

 Обследование проводилось с каждым ребёнком индивидуально. Стимульный речевой и наглядный материалы соответствовали традиционным требованиям. Все диагностические методики предлагались в игровой форме.

 На основании данных констатирующего эксперимента был сделан вывод о необходимости разработки и проведения системы игровых упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФНР.

 Основным приёмом коррекционной работы по развитию фонематического восприятия стали игровые упражнения. Их использование подкреплялось практическими, наглядными и словесными методами.

 Наглядный материал, используемый на занятиях, был доступным, убедительным, понятным для детей. Применение наглядности расширяло возможности познания. При этом качество его значительно улучшалось, если в восприятии участвовало максимальное количество органов чувств. Эффективным оказалось использование разнообразной зрительной наглядности: карточек, рисунков, игрушек. Показ наглядных демонстрационных материалов подкреплялся речевым воздействием. Слово, сопровождающееся наглядностью, в большей степени способствовало осознанию смысла инструкции, задания, адекватному восприятию.

 Словесные методы позволяли не просто донести до ребёнка инструкцию по выполнению задания, но и определённым образом эмоционально настраивать ребёнка на работу. С этой целью применялись беседа, пояснение, объяснение, вопросы.

 Игровые упражнения являлись основным методом закрепления полученных умений и навыков, связанных с различными видами деятельности. Отбор упражнений и их использование в работе с детьми осуществлялся с целью развития фонематического восприятия и с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

 Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо было провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Развитое слуховое внимание и память явились обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Поэтому работа по формированию фонематического восприятия представляла собой три взаимосвязанных этапа – подготовительный, основной и заключительный.

1. Подготовительный этап.

Цель подготовительного этапа -  формирование базы для развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.В этот этап входила работа по установлению доверительных отношений между педагогом и детьми и по развитию слухового восприятия, внимания, памяти.

2 Основной этап.

Цель основного этапа - развитие фонематического восприятия и лексико-грамматический строй речи и связанная речь у детей с ФФНР.

В своем работе, я хочу показать какое влияние имеет дидактические игры и лексические упражнения на развитие и обогащение словарного запаса детей, которые интересны ребёнку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

В работе  с детьми используются различные методы: практические, наглядные и словесные.

Формирование связной речи - развивала

- в процессе разнообразной практической

деятельности;

- при проведении игр (сюжетно-ролевых,

дидактических, настольно-печатных,

театрализованных и др.);

- при проведении режимных моментов;

- в процессе наблюдения за окружающим

- на специальных коррекционных занятиях(по заданию логопеда)

На занятиях по познавательному развитию в утренние и вечерние часы, на прогулках провожу различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова и т.д.

Вывод:

Таким образом, игры по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов позволили ввести в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи существительные (названия предметов и их частей); глаголы (названия действий с предметами, обследовательских действий; прилагательные (название качеств).

 Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщений знаний провожу и через театрализованную деятельность (Путаница, Три поросенка, Волк и Семеро козлят, Теремок и др.)

На коррекционных занятиях провожу  игры для развития фонематических процессов, которые  позволяют повышать успешность обучения у детей с речевыми нарушениями и в непринуждённой, интересной форме подготовить дошкольника к обучению грамоте, вызывая естественный интерес к звучанию слова.

Упражнение   «Цепочка слов»

Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.

Ход игры. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т.

 Упражнение «Эхо»

Задание:

Проговорить, какое “слышится” слово без первого звука

  (тигры – игры).

Проговорить, какое “слышится” слово без последнего звука

  (парк – пар).  

Упражнение «Паровозик»

Паровозик, паровоз,  со звуком «М» слова повёз”

  Задание:

Подобрать вагончики с изображением предметов, первый или

последний) звук .

Упражнение «Загадка-Ребус»

Цель: Способствуют развитию мышления.

 Тренируют сообразительность, логику, интуицию, смекалку.

Ход игры: составить слова ориентируясь на первые звуки в названиях предметов нарисованных на картинке.

В использовании загадок

После правильного ответа задаю вопросы:

А как вы догадались, что это (гриб, стол и т. д )?

По каким признакам? Действиям?

Можешь придумать свою загадку про этот (предмет, овощи, предметы быта и т.д.).?

Во время прогулок, экскурсий, игр, наблюдений учу детей находить нужное слово для обозначения того, что они видят, чувствуют.

Например, предлагаю подставить солнышку руки, лицо, а затем спрашиваю: «Какое сегодня солнышко? (Хорошее, ласковое, доброе, приятное, приветливое, весёлое и др.)».

Стараюсь побуждать детей находить свои собственные слова и выражения для обозначения увиденного, спрашиваю: «На что это похоже? С чем можно сравнить? Какими ещё словами можно сказать об этом?»

Коррекционно-развивающая работа на втором этапе систематизировалась с учётом сложности предлагаемых заданий на каждом  занятии. Опорой для начала работы послужил опыт детей, имеющийся у них на момент реализации системы коррекционных мероприятий.

Для родителей я разработала «ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ (ЭОМ) -  это авторский оформленный раздаточный материал для родителей, ориентированный на программные лексический темы, способные привлечь родителей к совместной работе с детьми, а также, даёт детям возможность продемонстрировать  имеющиеся знания и навыки в практической деятельности и  комфортно вовлекает их в образовательный процесс.

1 шаг = 1 день. На протяжении пяти дней нужно  выполнять задания по одному шагу в день. (Сайт  «Играемся» )

3. Заключительный этап.

Цель заключительного этапа: закрепить имеющиеся навыки.

Работа по фонематическому восприятию начиналась с развития слухового внимания. С первых занятий были использованы упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия.

 По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика уровня развития фонематического восприятия с целью определения эффективности реализованной системы занятий.

 На начальном этапе обследования по речевому развитию на высоком уровне -0%, на среднем- 10%, на низком -  90%, а именно, именно, дети испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению.

При воспроизведении за педагогом слоговой цепочки они меняли их местами, либо произносили неправильно.

 Большинство детей  испытывают трудности при восприятии и воспроизведении звуковых цепочек содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению, не могут четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова, передавать в форме рассказа впечатления и события из личного опыта, дают односложные ответы, менее развито речевое воображение и ввиду индивидуальных особенностей детей.

 На заключительном этапе у детей обнаружены такие знания: высокий уровень – 20 %, средний уровень – 80 %, низком – 0.

Показатели высокого уровня стал 20%, средний уровень повысился на 70%, низкого уровня нет, по сравнению с начальным этапом.

Сравнивая результаты обследования фонематического восприятия и словарного запаса в группе на констатирующем и контрольном этапах исследования, была прослежена  положительная динамика.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: игровые упражнения являются эффективным средством развития фонематического восприятия у детей с ФФНР, так как способствуют развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, а также помогает обучению детей рассказыванию, умению анализировать, что имеет огромное значение для успешного обучения в школе. Используя образовательный маршрут при взаимодействии с родителями воспитанников, и его применение, даёт детям возможность продемонстрировать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности и комфортно вовлекает детей в образовательный процесс. Следовательно, гипотеза моей работы нашла своё подтверждение, цель достигнута, задачи решены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова . – СПб.: Питер, 2001. - 254 с.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
  3.  Быстрова,  Г.А. Логопедические игры и задания/ Н.А. Быстрова. - СПб.Каро, 2002. – 78 с.
  4. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников / С.А. Васильева. - М. Школа-Пресс, 1999. - 80 с.
  5. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
  6. Волкова,  Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: 1993. – 231 с.
  7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / Л.С. Выготский . - М., 1956. – 458 с.
  8. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 64 с.
  9. Дурова,  Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие/ Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 76 с.
  10. Жильцова, О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи/ О.Л. Жильцова. – М., 1965. – 176 с.
  11. Иншакова, О.Б. Логопедическое обследование / О.Б. Иншакова.  – М., 1999. - 62 с.
  12. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 1998. – 168 с.
  13. Корнилова, Л.А. Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников / Л.А. Корнилова / Логопед. - 2009. - №2. - С. 65-69.
  14. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) /  Под ред. С.Е. Большакова. – М.: АПО, 1996 – 320 с.
  15. Селивёрстов, В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селивёрстов. - М., 1994. - 74 с.
  16. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь.
  17. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» /Т.А. Ткаченко. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 32 с.
  18.  Ушинский, К.Д. Родное слово Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. - 69 с.
  19.  Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием  Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".

Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со...

Тема: «Роль сенсорного развития в обогащении словарного запаса детей»

Многолетний опыт работы показывает, что важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских дошкольных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в шк...

Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"

Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста....

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.

Календарно-тематическое планирование для подготовительной группы по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края....

Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру

Алгоритм работы воспитателя по обогащению словарного запаса через дидактическую игру...

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта «Развитие и обогащение словарного запаса через речевые и лексические игры для детей подготовительной группы с ФФНР»

Цель: Создания условий для развития фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....

Выступление на родительском собрании с опытом работы на тему: "Развитие и обогащение словарного запаса у детей через речевые и лексические игры"

Фонематического восприятия и обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста развивается  через активное использование дидактических игр и лексических упражнений....