Конспект по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ «По тропинкам любимых сказок» Средняя группа
план-конспект занятия (средняя группа)

Сумзина Татьяна Сергевна

Конспект по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ

«По тропинкам любимых сказок»

Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_poznavatelno_sred.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ

«По тропинкам любимых сказок»

Средняя группа

Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

Развивающие:

1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

Материал к занятию: «Волшебный сундучок», в ней Колобок, рукавичка, бутылка из под молока, мягкая игрушка зайчик.

Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).

Ход образовательной деятельности:

I этап. Организационный

Воспитатель: Ребятки, поздоровайтесь с гостями. А теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем приветствовать друг друга.

1. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).

Собрались все дети вкруг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

II этап. Мотивационный

Воспитатель: Сегодня, я хочу пригласить всех вас в сказку.

- Хотите отправиться в сказочную страну?

А сказки-то вы знаете? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель задает вопросы, дети отвечают на вопросы воспитателя)

(метод «Мозговой штурм»).

- Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? (колобок)

- Кто съел козлят? (волк)

- Кто пришел в гости к медведям? (Машенька)

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? (Курочка Ряба)

- Что выросла «Большая – пребольшая»? (репка)

- Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)

- Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце концов, стало множество жильцов ("Теремок")

- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (медведь)

Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.

Чтобы мы не заблудились, нам поможет клубочек. Да, вот только незадача, он размотался.

(Задание: Скрутить клубочки.)

 

III этап. Практический

Воспитатель: (Катится клубочек).

(Сундучок со сказками стоит на столе)

- А теперь все вместе скажем волшебные слова:

" Сундучок, сундучок, красный бочок

Красивая крышка, чудесная задвижка

1, 2, 3, 4, 5 можно сказку начинать!

- Наш волшебный сундучок открылся, а здесь лежат вещи из сказок и загадка, отгадайте в какую сказку мы попали?

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке ("Колобок")

(достает Колобка)

Воспитатель:

- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).

- А что еще бывает такое же? (метод анализа).

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком? (ответы детей).

- Куда же дальше нас поведёт волшебный клубочек?

Жили-были дед, да баба

Васька кот, собака Жучка

И непоседа внучка,

Был у них огород,

Что там только не растёт! (Репка)

- Давайте вспомним о чём пойдет речь в этой сказке.

(Дети по мнемотаблице рассказывают сказку " Репка")

Воспитатель:

Физкультминутка

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, " поднять яйцо")

Посмотрите-ка, разбила (показать яйцо на вытянутых руках)

Воспитатель: Куда же дальше нас поведёт клубок? (Катится клубочек).

Воспитатель: Дети, а в сундучке есть рукавичка.

(Воспитатель достает из сундучка рукавичку)

- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная).

- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)

- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей).

- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее).

- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке. Закрывайте глазки, я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в героев сказки.

(метод эмпатии) .

Воспитатель:

- Кто вы сейчас? Как двигается мышка и т. д.

Воспитатель: А сейчас клубочек, в какую сказку нас привел?

Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то ("Волк и семеро козлят")

Воспитатель:

- У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро)

-Почему козлята попали в беду? (были непослушными)

- А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый).

- А какая была мама Коза? (добрая, заботливая).

-Посмотрите, что это лежит в сундучке? (молоко) А причем тут молоко?

- А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошо-плохо»).

Ответы детей: (хорошо - поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних).

Воспитатель: Смотрите, а в сундучке сидит зайка и плачет. В какую сказку мы попали?

- Что случилось с зайчиком в этой сказке? Кто его обидел?

(его лиса выгнала из дома).

- А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте построим ему новый домик.

- Подскажите зайчику из чего еще можно построить дом? (из бревен, из кирпича, из соломы, из глины и т. д.)

(метод проб и ошибок)

-А давайте мы с вами построим новый домик зайчику. У нас в группе есть кубики. Я предлагаю вам из них построить домик для зайчика (дети строят дом и поселяют туда зайчика).

-Посмотри, зайка, какой мы тебе красивый дом построили. Давайте туда поселим нашего зайчика.

(Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку.)

-Вы сегодня славно потрудились, много рассказали про сказки.

-Посмотрите в сундучке лежит книга подарок от сказочной страны! Будем читать и уму-разуму учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами ТРИЗ и проф. ориентацией «Поможем зайчику» 2-ая младшая группа

Цель моего конспекта учить детей творчески подходить к решению той или иной проблемы. Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять познавательные действия. Учить детей выделять в предметах...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ « Путешествие по островам ».

Активизировать мышление детей путемразрешения проблемной ситуации. Умение пользоваться морфологической таблицей, использовать символы для характеристики объекта, использование дидактических игр по ТРИ...

Конспект НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ. «Сказка для Мишутки»

В данном конспекте показаны методы и приемы технологии ТРИЗ, которые способствуют речевому развитию и творчеству детей....

Комплексное занятие во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению детей младшей группы с художественной литературой. Сказка приносит в мир малышей волшебство, учит различать добро и зло, с...

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ "Что таит сундучок Феи?" Старшая группа

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ "Что таит сундучок Феи?"...