Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
статья

Анна Игнатьева

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

         Во время всего дошкольного детства, когда ребёнок растёт и развивается, приобретает новый запас знаний и умений, сюжетно – ролевая игра остаётся важнейшим видом его деятельности.

         Сюжетно-ролевая игра, как писал Л.С. Выготский, «…есть занятие, в котором дети примеряют  на себя трудовые или социальные функции взрослых и в сознательно создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) действительность жизни взрослых и отношения между ними…».

         Надуманная или воображаемая ситуация, смысл которой в том, чтобы дошкольник примерял на себя роль взрослого или создавал её в собственной игровой обстановке – это и есть основа сюжетно – ролевой игры.

         А самая главная отличительная черта этой игры состоит в том, что ребёнок в этой игре приобретает определённую самодостаточность. То есть дошкольники могут вполне самостоятельно выбирать тематику игры, определять основные линии её развития и решать, каким образом они будут раскрывать принятые на себя роли. Но самое важное – в игре ребёнок воспроизводит своё собственное суждение, свои представления, свою позицию к тому событию, которое разыгрывает.

         Как писал К. Д. Ушинский, «….в игре малыш – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями…».

          Сюжетно – ролевая игра имеет определённые составляющие, такие как сюжет, содержание, роль. Сюжет игры – эта та самая  сфера действительности, которая находит свое отражение в детских играх. При этом его игровые действия являются основными средствами реализации сюжета.      

         Сюжет игры, как правило, состоит из следующих частей: действие, действующие лица или персонажи и предметная ситуация. Можно выделить следующие виды сюжетов игры:

         - Сюжеты, которые включают в себя одно действующее лицо либо какое – то одно действие в определённой ситуации. Более сложным видом такого сюжета будет являться наличие двух – трех действий. Однако связующим звеном такого сюжета будет наличие одной предметной ситуации;

         - сюжеты, которые включают в себя уже несколько действующих лиц с одинаковыми видами деятельности в единой предметной ситуации. Связь персонажей с действиями тоже определяется единой предметной ситуацией. Усложнение возможно с увеличением количества действующих лиц;

          - сюжеты, в которых присутствуют два взаимозаменяемых персонажа, которые взаимодействуют в одной предметной ситуации. В таких сюжетах усложнение возможно за счет увеличения количества предметных ситуаций и возникновения дополнительных ролей. Связующим звеном является функциональное взаимодействие персонажей;

          - сюжеты, в которых вместе с функциональным взаимодействием персонажей возникают отношения между ними.                                                                                              

          Содержание игры, по мнению Д. Б. Эльконина, «  это то, что ребёнок воспроизводит в виде основного и отличительного момента деятельности и отношений между взрослыми в их различной деятельности…».

         В старшем дошкольном возрасте развитие и усложнение содержания игры происходит следующим образом: во – первых, через усиление целенаправленности и последовательности изображаемого. А во – вторых, происходит постепенный переход от развёрнутой игровой ситуации к обобщению происходящего в игре (использование условных и символических действий, а также словесных замещений).

         В сюжетно – ролевых играх формируются благоприятная обстановка для развития взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Так, Усова А. П. выделяла следующие ступени взаимоотношений во время всего дошкольного детства:

         - уровень неорганизованного поведения. Это тот самый уровень,  который приводит к разрушению игр остальных детей. Такое поведение типично для младших дошкольников, которые ещё не представляют последствий собственных действий для остальных детей;

          - уровень одиночных игр. На этом этапе ребёнок не вступает во

взаимодействие с другими детьми, однако и не препятствует им играть. Это и есть предпосылка для перехода к совместным играм;

         - уровень игр вблизи. Ценность этого уровня в том, что у ребёнка создаётся понимание, как необходимо относится к игре другого. Именно на этом этапе создаются все необходимые условия для естественного объединения играющих;

         - уровень кратковременного общения. На этом этапе ребёнок не на долго уже может подчинить свои действия общему замыслу;

         - уровень долгого общения – взаимодействия на основе общей заинтересованности к содержанию игры и к тем действиям, которые она требует. Продолжительность такого взаимодействия зависит от заинтересованности в содержании игры. На этом этапе дети уже довольно самостоятельны, поэтому вполне могут придумать свою сюжетно – ролевую игру и осуществить  её;

          - уровень неизменного взаимодействия на базе общих интересов.                Дошкольники, объединённые общей заинтересованностью, уже способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей и вполне могут координировать свои действия.

         Структура ролевой игры, сообразно Д.Б. Эльконину, включает следующие составляющие:

         - роли, которые берут на себя дети в процессе игры;

         - игровые действия, которые помогают дошкольникам реализовать взятые на себя роли взрослых и взаимоотношения между ними;

         - игровое использование предметов, условное замещение настоящих предметов, имеющихся в распоряжении ребенка;

        - реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в различных репликах, замечаниях, средством которых регулируется весь ход игры.

        На всём протяжении старшего дошкольного возраста происходит

         развитие роли от исполнения ролевых действий к образам.

         В этом возрасте суть игры заключается в возникновении ролевых диалогов, с помощью которых выражаются взаимоотношения между действующими лицами игры и развивается игровое взаимодействие. Особое значение для качественного выполнения роли играет отношение дошкольника к этой роли. Иными словами, дети старшего дошкольного возраста крайне неохотно берут на себя роли, которые не соответствуют их полу. То есть, играя роль, дошкольник в первую очередь принимает во внимание не последовательность действий, а смысл социальных отношений.

В этом возрасте дети объединяются в игру на основе общности интересов, поэтому лучше понимают друг друга и более уступчивы по отношению к партнерам по играм.

         Н. Я Михайленко выделяет такие способы построения игры, как последовательность предметно – игровых действий, при  помощи которых дошкольники повторяют реальное предметное действие, используя определённые предметы и игрушки; сюжетосложение, с помощью которого отдельные части сюжета складываются в единое целое и, наконец, ролевое поведение, при помощи которого дети имитируют характерные для персонажа действия, используя речь.

          По мнению Коротковой Н. А., у детей старшего дошкольного возраста происходит процесс углубления интереса к трудовым делам взрослых, к результатам их труда. Кроме этого, появляется чувство восхищения определёнными поступками людей и желание им подражать.

         Так как сюжетно – ролевая игра является структурированным действием, к шестилетнему возрасту наблюдается расширение каждого компонента. Сюжет изменяется от просто бытового к социальному и становится гораздо более развернутым, с множеством сюжетных линий. Которые, в свою очередь, всё чаще планируются, а не возникают самопроизвольно.

         Абсолютно одинаковый сюжет может разворачиваться по – разному. Дети старшего дошкольного возраста придумывают новые действия и повороты в определённой игровой ситуации, могут добавлять дополнительные роли. На сюжет начинают влиять новые впечатления, полученные в реальной жизни.

         Игровые замыслы у старших дошкольников становятся более устойчивыми. Они стараются довести игру до логического конца, то есть закончить действия или разрешить противоречия. Процесс развития игры происходит не на основе выбранных предметов или игрушек, а под влиянием замысла. Иными словами, выбранной темой становятся либо общественные взаимоотношения, либо эпизоды, почерпнутые из литературных произведений, либо сюжеты знакомых сказок. То есть, имеет место быть логическое развитие выбранной для игры темы.

         Все поступки согласованны и соответствуют выбранным ролям. Участники старательно следят за тем, насколько партнёр по игре правдив и убедителен в своей роли. Это является отличительной особенностью сюжетно – ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.

         Кроме того, в этом возрасте дети очень внимательно относятся к правилам. Они обсуждают их перед началом игры, а также могут вводить в игру дополнения, если вдруг упустили в процессе игры какой – то момент, необходимый для определённых игровых действий. Все участники игры внимательно следят за партнёрами, не нарушают ли они правила и договорённости.

          Численность необходимых для игры предметов сокращается, а один и тот же атрибут может применяться в нескольких назначениях. Воображение при этом отходит на второй план, так как дети старшего дошкольного возраста в своей игре основываются на представлении о том, как поступает взрослый, в роли которого выступает дошкольник.

          Сюжетно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте не является

буквальным отражением действий, как это характерно для детей среднего дошкольного возраста. Смысл игры заключается в том, чтобы воспроизвести отношения людей друг к другу с позиции своего персонажа.

          Дошкольники пропускают через себя свои роли и накапливают определённый опыт поведения, отношения к событиям, которые имеют место быть в реальной жизни. Другими словами, происходит обоюдное воздействие. С одной стороны, ребёнок прикладывает все свои силы и умения, чтобы создать интересный сюжет, а игровая среда служит тренировочной площадкой для его вхождения в более широкий круг общения и тем самым способствует дальнейшей социализации детей.

          А для того, чтобы дошкольники могли реализовать все свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо помочь им овладеть новым способом построения игры – сюжетосложением. Оно включает умение ребёнка выстраивать новые последовательности событий и при этом быть ориентированным на партнёров – сверстников, умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете игры.

         А самым эффективным средством для формирования этих умений у детей старшего дошкольного возраста является совместная игра со взрослым.

Совместную игру со старшими дошкольниками следует начинать с частичного изменения всем известных сюжетов. То есть педагог должен переводить детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а в последствии и к совместному придумыванию нового.

        Для того, чтобы начать работу в данном направлении необходимо сориентировать дошкольников на слушание друг друга, на возможность продолжения рассказа партнёра.

          По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, педагог может уже подвести детей к соединению творческого построении сюжета с ролевым взаимодействием. В дальнейшем педагог продолжает проводить с детьми старшего дошкольного возраста совместную игру – придумывание, предлагая придумывать не сказки, а настоящие истории.

          Характер таких игр педагога с детьми должен меняться в следующей последовательности:

         - совместный пересказ известной сказки;

         - частичное преобразование известной сказки;

         - придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистичных фрагментов;

         - развёртывание нового сюжета с разносторонними ролями в процессе «телефонных разговоров»;

         - придумывание новых историй на основе реалистических событий.

         При этом очень важен подбор партнёров, так как игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников игры будет приблизительно одинаков.

          Приведённые приёмы  воздействия на течение сюжетно – ролевой игры помогают дальнейшему положительному развитию  активной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

         Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что отличительными особенностями сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте являются, во – первых, к шестилетнему возрасту наблюдается расширение каждого компонента. Сюжет изменяется от просто бытового к социальному и становится гораздо более развернутым, с множеством сюжетных линий. Во – вторых, игровые замыслы у старших дошкольников становятся более устойчивыми. Они стараются довести игру до логического конца, то есть закончить действия или разрешить противоречия. Процесс развития игры происходит не на основе выбранных предметов или игрушек, а под влиянием замысла. В – третьих, в этом возрасте дети очень внимательно относятся к правилам. Они обсуждают их перед началом игры, а также могут вводить в игру дополнения, если вдруг упустили в процессе игры какой – то момент, необходимый для определённых игровых действий. И, наконец, в – четвёртых, сюжетно – ролевая игра в старшем дошкольном возрасте не является буквальным отражением действий, как это характерно для детей среднего дошкольного возраста. Смысл игры заключается в том, чтобы воспроизвести отношения людей друг к другу с позиции своего персонажа.

Дошкольники пропускают через себя свои роли и накапливают определённый опыт поведения, отношения к событиям, которые имеют место быть в реальной жизни. Огромная роль в организации сюжетно – ролевых игр принадлежит совместной игре со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....

примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Особенности сюжетно-ролевых игр в группе младшего дошкольного возраста.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

   Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...