Задержка речевого развития, что должен знать педагог?
консультация (младшая группа)

Гараева Елена Александровна

В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Задержка речевого развития - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrr.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Василек» г. Янаул

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

Тема: «Задержка речевого развития, что должен знать педагог»

Подготовила: учитель – логопед

                                                                                 МАДОУ ДС №6 «Василек»

                                                       Е.А.Гараева  

2021  г.

         Задержка речевого развития - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Наличие вышеуказанной проблемы у многих детей можно диагностировать уже в раннем возрасте – от 1,5-3 лет. Однако квалифицированную систематизированную помощь ребенок с нарушениями речевого развития чаще всего получает только в 4-5 лет при оформлении в логопедические группы в ДОУ. Если своевременно не обратиться к специалисту, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: задержка психического развития, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка - формирование замкнутости и закомплексованности.

      В последние годы в детский сад часто поступают дети с задержкой речевого развития (ЗРР). Дети легко взаимодействуют с гаджетами, но не говорят.

Задержка развития речи ведет к замедлению темпа интеллектуального развития, так как память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение развиваются с прямым участием речи. Это может тормозить и искажать психическое развитие ребенка. 

   Основные причины ЗРР можно разделить на две группы: медицинские и социальные.
Медицинские причины — те, которые не зависят от ребенка.

К медицинским причинам относятся:

1. Проблемы со слухом. Иногда ребенок или плохо слышит или слух отсутствует. И только с помощью аудиограммы можно выявить подобные отклонения. Иногда серные пробки вызывают проблемы с речью.

2. Генетическая предрасположенность. Если в семье были поздно говорящие дети, родителям стоит заранее консультироваться с врачом.

3. Перенесение в раннем возрасте операций (паховая грыжа, зашивали губу). Воздействие наркоза на организм ребенка способно притормозить развитие.

4. Алкоголизм родителей.

5. Следствие удара головой у ребенка. Иногда дети падают и ударяются головой. Отсутствие признаков сотрясения мозга — не значит, что можно облегченно вздохнуть. Лучше для успокоения сделать ребенку энцефалограмму.

6. Нарушения родовой деятельности. Возможно, стремительные роды, обвитие пуповиной, родовые травмы спровоцировали ЗРР у ребенка.

7. Наличие диагноза аутизм, синдром Дауна.

8. Пол ребенка. Считается, что мальчики могут молчать до 4 лет. Эта теория не была научно обоснована, но многие врачи используют ее.

9. Левша или правша. У правшей доминирует левое полушарие, отвечающее за речевое развитие. Поэтому левшам труднее начать говорить.

10. Патология ротовой полости. Наличие уздечки может мешать ребенку разговаривать.

11. Слабый тонус лица. Такие дети не любят есть твердую пищу и у них частые слюноотделения. С ними лучше делать такие упражнения, как дуть мыльные пузыри, имитировать звуки, давать пить из трубочки.

К социальным причинам ЗРР относятся:

1. Технический прогресс. Казалось бы, все для удобства мамы: планшеты, телевизоры с выходом в интернет, компьютеры. Но именно гаджеты и тормозят развитие ребенка.

2. Мать запустила моменты общения с ребенком. Возможно, состояние послеродовой депрессии или другие причины, но ребенку не уделялось внимание и ребенок отстал в развитии.

3. Излишняя гиперопека родителей. Некоторые родители не дают ребенку достаточной самостоятельности. И даже когда его спрашивают, как его зовут, родитель отвечает за ребенка. И у ребенка нет мотивации разговаривать. А иногда навязывают ему занятия в неинтересной для него форме, и молчание как бунт.

4. Особенности характера ребенка и матери. К.Юнг выделил в зависимости от свойств психики два типа характера: интроверт и экстраверт. Ребенок экстраверт открыт для общения, а интроверт — достаточно закрыт.

5. Ребенка родители понимают. Маленький человек показывает жестом на желаемое — и родители выполняют любую прихоть. Нет стимула заговорить. Часто такие дети в детском садике начинают разговаривать предложениями, ведь там их не понимают.

6. Ссоры и конфликты в семье. Дети должны расти в атмосфере любви. Молодые семьи часто сталкиваются с трудностями и иногда конфликты выясняют при ребенке. Родители помирились, а у ребенка драма, которая замкнула его в себе.

7. Развод или смерть близких. Для ребенка подобные события огромный стресс и может вызвать молчание.

8. Переезд или поход в садик. Особо впечатлительные дети могут отрицательно отнестись к изменениям.

9. Два языка в семье. Если один из супругов иностранец, у ребенка происходит путаница в голове.
   Какая бы ни была причина ЗРР, необходимо обратить на это внимание родителей. Ведь ни у каждого родителя есть пример нормы речевого развития и в связи с этим родитель просто может не понять о проблемах. Функция воспитателя объяснить родителям о нормах речевого развития в определенном возрасте.  И помочь родителям понять, что им требуется помощь специалиста, и в первую очередь это помощь невропатолога,
психолога, отоларинголога.

     Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев. Поэтому разработана система «красных флагов» ЗРР и атипичного развития малыша. Весомый повод обратиться к специалисту, если ребенок не делает следующее:

  • До полутора лет. Способен следовать одношаговым инструкциям. Смотрит и указывает на 5-10 объектов, названных родителями. Называет близких: мама, папа, баба и т.д. Имитирует речь взрослых.
  • До двух лет. Словарный запас расширяется до 25 слов. Указывает на картинки или части тела. Показывает на пальчиках свой возраст. Хорошо развито общение жестами. Могут отсутствовать фразы.
  • До двух с половиной лет. Отвечает устно и кивает на вопросы. Появляются первые уникальные сочетания существительного и глагола: «Дай пить»
  • Три года. Понимает предлоги или слова действия. Следует двухэтапным указаниям: «Возьми мяч и дай маме». Использует по крайней мере 200 слов. Просит вещи по их названию.
  • К 4 годам ребенок должен быть в основном понят, даже людьми, которые его не знают.

Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста

  • Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
  • Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
  • Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
  • Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
  • Игры на развитие слухового восприятия
  • Игры на развитие общей моторики ребенка.

Что делать в детском саду

  • Чтобы активизировать малоговорящих детей педагог должен учитывать зону ближайшего развития ребенка, нужно предлагать им задания, которые учитывают их склонности, эмоции. Воспитатели должны предусматривать в календарном плане занятия с рассказами детей о любимой игрушке и т. п. 

- Ребенок может нарисовать ее или заранее принести в детский сад и показать детям и воспитателю. Взрослый помогает вопросами: «Как зовут твою игрушку? Умеет ли она лаять? Как она злится? Как радуется?». 

  Лучшая профилактика задержки речи – внимание к состоянию малыша. Ранний подход к проблеме ЗРР способен значительно повлиять на дальнейшее развитие. Не игнорируйте речь ребенка в младших группах, обращайте внимание родителей на «НЕ НОРМУ», объясняйте родителям значимость раннего речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития

Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...