презентация об использовании ТРИЗ технологий в работе с дошкольниками
презентация к уроку (старшая группа)

Вязовцева Вера Алексеевна

Типовые приёмы фантазирования при помощи волшебников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновации в образовании ТРИЗ - технологии Типовые приёмы фантазирования при помощи волшебников Подготовила: воспитатель Вязовцева В.А.

Слайд 2

Методика ТРИЗ- была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию

Слайд 3

Воображение и фантазия Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Ф антазия – это способность создавать новые образы (а так же воспроизводить образы, сохраняющиеся в памяти). Создание новых образов характеризует творческую или продуктивную фантазию, воспроизведение прежних – репродуктивную.

Слайд 4

Типовые приёмы фантазирования - «Увеличение- уменьшение» - «Деление- объединение» - «Преобразование признаков времени» - «Оживление-окаменение» - «Специализация- универсализация» - «Наоборот»

Слайд 5

Волшебники фантазирования

Слайд 6

Увеличение - уменьшение Описание приёма : Изменение по убывающей или возрастающей любого признака объекта. Используются Волшебники: Волшебник Увеличения Волшебник Уменьшения Технологическая цепочка : Предложить детям выбрать объект Перечислить признаки выбранного объекта. Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения. Провести преобразование части объекта по размеру. Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру. Организовать продуктивную деятельность различных вариантов и разнообразными средствами: сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем; решение проблемных ситуаций и их

Слайд 8

Деление-объединение Описание приёма: Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. Используются Волшебники: Волшебник Деления Волшебник Объединения Технологическая цепочка: Предложить выбрать объект окружающего мира, определить его составляющие и место обитания. Пригласить Волшебника Деления, который делит объект на составляющие. Ввести Волшебника Объединения, который объединяет все в произвольной последовательности. Обсудить практическое применение полученного объекта. Организовывать продуктивную деятельность

Слайд 10

Преобразование признаков времени Описание приёма : Основан на изменении признаков времени. Многофункциональный приём. Волшебник Быстрых Минут Волшебник Замедления Волшебник Перепутывания Времени Волшебник Обратного Времени Машина Времени Зеркало Времени Волшебник, остановивший Время Волшебник Времени может: 1.Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления). 2.Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени). 3. Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени). 4.Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени). 5.Остановить время

Слайд 11

Оживление- окаменение Описание приема При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными. При воздействии Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным Технологическая цепочка: Беседа с детьми о делении мира на динамичные и статичные системы. Приглашение Волшебника Оживления, который может неподвижное заставить двигаться, у подвижного - увеличить скорость движения. Преобразование объекта, его части или места нахождения. Приглашение Волшебника Окаменения, который подвижное превращает в неподвижное, а неподвижное навсегда оставляет на месте. Преобразование объекта, его части или места нахождения. Решение ситуативных задач, возникших в процессе действий этих двух волшебников. Схематизация проблемных ситуаций и вариантов выхода из нее.

Слайд 13

Специализация- универсализация Описание приема: представлен двумя волшебниками: Волшебник Всемогу (универсализация) и Волшебник Могутолько (специализация). Технологическая цепочка: 1.Обсуждение с детьми знакомых объектов, выполняющих ограниченное число функций или многофункциональных. 2. Приглашение Волшебника Всемогу и преобразование объекта: расширение имеющейся функции; наделение объекта новыми функциями. Описание преобразованного объекта, его устройства, практического использования с новой функцией. 3. Приглашение Волшебника Могутолько, выделение функции объекта и ее преобразование: введение временного ограничения; введение пространственного ограничения, введение ограничения на внутреннее устройство объекта; введение функционального ограничения. Описание нового объекта, его устройства, практического использования с новой функцией. 4. Организация продуктивной деятельности. Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных. Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции.

Слайд 16

Наоборот Описание приема Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные. Технологическая цепочка: Выбираются объекты, выявляются их признаки и значения этих признаков. Приглашается Волшебник Наоборот, который заменяет выделенные признаки или их значения на противоположные. Обсуждение проблемных ситуаций и поиски способов их решения. Организация продуктивной деятельности. Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (высокий-низкий, выход – вход, бежать-стоять и т.д. ) .

Слайд 17

Советы воспитателям - Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого "Волшебника". -Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается. -Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно. В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана. -Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРИЗ - технологии в работе с дошкольниками

Выступление и обобщение опыта на педчтениях об использовании Триз - технологии в работе с дошкольниками...

Использование ТРИЗ - технологии в работе с дошкольниками

Выступление и обобщение опыта на педчтениях об использовании Триз - технологии в работе с дошкольниками...

Использование ТРИЗ технологии в работе со старшими дошкольниками

Презентация  знакомит с основными  приемами использования  ТРИЗ технологии  в  работе  с детьми  старшего  дошкольного возраста...

Консультация для педагогов "Использование ТРИЗ-технологий в работе с дошкольниками

Консультация  по технологиям развивающего обучения (ТРИЗ), для педагогов в ДОУ...

Использование ТРИЗ технологии в работе с дошкольниками

Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером.Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происх...

Презентация "Особенности использования информационных технологий в работе с дошкольниками"

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» активно осуществляется внедрение информационных технолог...

«Использование ТРИЗ -технологии в работе с дошкольниками»

Технологию  ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала....