Формирование опыта творческой деятельности на основе ТРИЗ.
статья

Барышникова Ирина Николаевна

Формирование опыта  творческой деятельности на основе ТРИЗ.

 

Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее познавательной и творческой активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

 

Проблема познавательной и творческой активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку этот вид деятельности является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

 

Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

 

Применение технологий ТРИЗ, дают детям возможность создать что-либо новое, необычное, через развитие высших психических функций, таких, как воображение, мышление и позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

 

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Закономерности выявил Г. С. Альтшуллер, именно они легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В своей педагогической практике использую, на мой взгляд, очень интересную дидактическую игру "Кольца Луллия" (её ещё называют "Волшебными кругами Луллия В XII веке французский монах - философ из Каталонии Раймунд Луллий (Лулио) создал диковинную логическую машину в виде бумажных кругов с картинками для своих учеников, чтобы те «стали поумнее». По прообразу таких вот кругов мною была изготовлена для своих воспитанников многофункциональная дидактическая игра, и мы с детьми с большим удовольствием играем в нее. Считаю, что кольца Луллия можно эффективно использовать как средство развития речевой деятельности у дошкольников . А именно как тренажёр для детей – инофонов для познания русского языка и окружающего мира в их взаимосвязи. Применение многофункциональной дидактической «Круги Луллия» помогает расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, глаголов, прилагательных, числительных, учить составлять слоги, слова, а также вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Пособие «Кольца Луллия» используем в работе с детьми 6-7 лет на занятиях, а также в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей). Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Кольца надеваются на стержень, сверху закрепляются стрелки. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце – животные (домашние, дикие, рыбы, птицы и т.д.), на другом – их дома. Технологическая цепочка проведения игры: 1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты. 2. Ставится задача. 3. Дети круги раскручивают , выбирают правильный ответ ,ставят это изображения под стрелками, называют их. "Вот вопросы закрутились, И с картинками соединились. Ты картинку выбирай И ответ скорее дай " При составлении методических рекомендаций использовались такие общие принципы обучения, как: -системность и последовательность; -применение игровых моментов; -концентричность при изучении материала; -активное использование наглядного материала. Основное назначение методических рекомендаций «Круги Луллия»- оказать практическую помощь педагогам дошкольного образования в развитии речи детей – инофонов, используя данную многофункциональную дидактическую игру в последней возрастной группе дошкольной образовательной организации.

А, вот дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста.  Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Работая с детьми 3-4 лет, я подготовила картотеку игр.Далее по универсальному пособию, используя лишь значки (признаков, анализаторов, вопросов и волшебников) можно сделать следующие игры:

Игра №1 "Кто что ест и где живет?"

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с образом жизни животных, их питанием; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду, и найти где обитает.

Например: На верхнем круге нарисован орех, на среднем лес, давайте на нижнем круге найдём животного, который любит кушать орехи. (3 круга)

 

Игра №2 «Что почувствует?»

Цель: учить детей представлять возможные ощущения.

Дети объясняют, что почувствует животное, если понюхает (послушает, потрогает, попробует) объект.

В данной игре используются значки «Анализаторов».

Например: Что почувствует щенок, если понюхает елку? Что почувствует поросенок, если потрогает чайник?

Игра №3 м«Задаем вопросы».

Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам по модели.

Дети предлагают вопросы, которые животные могут задать объектам.

В данной игре используются значки «Вопросов» и «Признаков».

Например: Котенок, спрашивает «Какой дом по цвету?». Щенок спрашивает «Где ручка у кастрюли?». Тигренок спрашивает «Почему у ёлки такой размер?».

Игра №4  «Что будет если».

Цель: Способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов.

Дети называют причину возникшей ситуации, и ее следствие.

Например: Утенок увидел машину, потому что выбежал на дорогу. Утенок выбежал на дорогу, поэтому увидел машину. Следствие - котенок увидел машину, причина - выбежал и дорогу.

Котенок испугался, поэтому залез на дерево.  Котенок залез на дерево, потому что испугался. Следствие - залез на дерево, причина - котенок испугался.

 Игра №5 «Пригласи волшебника».

Цель: развитие способностей к воображению и фантазирование.

Дети фантазируют о том, что волшебники сделали с животными и объектами. Побуждать детей находит положительное и отрицательное в этом образовании.

В этой игре используются значки «Волшебников».

Например: Волшебник уменьшения сделал львенка маленьким. Это хорошо, так как львенок может забираться на дерево и там прятаться от других животных, а это плохо, так как теперь другие животные могут его поймать.

Методы и приемы ТРИЗ, используемые во всех видах детской деятельности, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображениемышление.

Хорошее применение методики ТРИЗ в проектной деятельности, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации. Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование опыта  творческой деятельности на основе ТРИЗ.

Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее познавательной и творческой активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания.

Проблема познавательной и творческой активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку этот вид деятельности является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Применение технологий ТРИЗ, дают детям возможность создать что-либо новое, необычное, через развитие высших психических функций, таких, как воображение, мышление и позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Закономерности выявил Г. С. Альтшуллер, именно они легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В своей педагогической практике использую, на мой взгляд, очень интересную дидактическую игру "Кольца Луллия" (её ещё называют "Волшебными кругами Луллия В XII веке французский монах - философ из Каталонии Раймунд Луллий (Лулио) создал диковинную логическую машину в виде бумажных кругов с картинками для своих учеников, чтобы те «стали поумнее». По прообразу таких вот кругов мною была изготовлена для своих воспитанников многофункциональная дидактическая игра, и мы с детьми с большим удовольствием играем в нее. Считаю, что кольца Луллия можно эффективно использовать как средство развития речевой деятельности у дошкольников . А именно как тренажёр для детей – инофонов для познания русского языка и окружающего мира в их взаимосвязи. Применение многофункциональной дидактической «Круги Луллия» помогает расширять и активизировать словарный запас за счет существительных, глаголов, прилагательных, числительных, учить составлять слоги, слова, а также вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Пособие «Кольца Луллия» используем в работе с детьми 6-7 лет на занятиях, а также в режимных моментах (на индивидуальных и подгрупповых занятиях, игровой деятельности вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности детей). Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Кольца надеваются на стержень, сверху закрепляются стрелки. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце – животные (домашние, дикие, рыбы, птицы и т.д.), на другом – их дома. Технологическая цепочка проведения игры: 1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты. 2. Ставится задача. 3. Дети круги раскручивают , выбирают правильный ответ ,ставят это изображения под стрелками, называют их. "Вот вопросы закрутились, И с картинками соединились. Ты картинку выбирай И ответ скорее дай " При составлении методических рекомендаций использовались такие общие принципы обучения, как: -системность и последовательность; -применение игровых моментов; -концентричность при изучении материала; -активное использование наглядного материала. Основное назначение методических рекомендаций «Круги Луллия»- оказать практическую помощь педагогам дошкольного образования в развитии речи детей – инофонов, используя данную многофункциональную дидактическую игру в последней возрастной группе дошкольной образовательной организации.

А, вот дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста.  Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Работая с детьми 3-4 лет, я подготовила картотеку игр.Далее по универсальному пособию, используя лишь значки (признаков, анализаторов, вопросов и волшебников) можно сделать следующие игры:

Игра №1 "Кто что ест и где живет?"

Задачи: Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с образом жизни животных, их питанием; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду, и найти где обитает.

Например: На верхнем круге нарисован орех, на среднем лес, давайте на нижнем круге найдём животного, который любит кушать орехи. (3 круга)

Игра №2 «Что почувствует?»

Цель: учить детей представлять возможные ощущения.

Дети объясняют, что почувствует животное, если понюхает (послушает, потрогает, попробует) объект.

В данной игре используются значки «Анализаторов».

Например: Что почувствует щенок, если понюхает елку? Что почувствует поросенок, если потрогает чайник?

Игра №3 м«Задаем вопросы».

Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам по модели.

Дети предлагают вопросы, которые животные могут задать объектам.

В данной игре используются значки «Вопросов» и «Признаков».

Например: Котенок, спрашивает «Какой дом по цвету?». Щенок спрашивает «Где ручка у кастрюли?». Тигренок спрашивает «Почему у ёлки такой размер?».

Игра №4  «Что будет если».

Цель: Способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов.

Дети называют причину возникшей ситуации, и ее следствие.

Например: Утенок увидел машину, потому что выбежал на дорогу. Утенок выбежал на дорогу, поэтому увидел машину. Следствие - котенок увидел машину, причина - выбежал и дорогу.

Котенок испугался, поэтому залез на дерево.  Котенок залез на дерево, потому что испугался. Следствие - залез на дерево, причина - котенок испугался.

 Игра №5 «Пригласи волшебника».

Цель: развитие способностей к воображению и фантазирование.

Дети фантазируют о том, что волшебники сделали с животными и объектами. Побуждать детей находит положительное и отрицательное в этом образовании.

В этой игре используются значки «Волшебников».

Например: Волшебник уменьшения сделал львенка маленьким. Это хорошо, так как львенок может забираться на дерево и там прятаться от других животных, а это плохо, так как теперь другие животные могут его поймать.

Методы и приемы ТРИЗ, используемые во всех видах детской деятельности, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображениемышление.

Хорошее применение методики ТРИЗ в проектной деятельности, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации. Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РИСОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ТРИЗ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

ПРОГРАММЫЕ ЗАДАЧИ: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЕ ДЕТЬМИ ПРЕДМЕТОВ КРУГЛОЙ ФОРМЫ, ПРАВИЛЬНО РАСПОЛОГАТЬ ЧАСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПО ВЕЛИЧИНЕ, РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ВОСПИТЫВАТЬ АККУРАТНОСТЬ...

Детская проектная деятельность на основе интеграции математики, экспериментирования и ТРИЗ.

Детская проектная деятельность на основе интеграции математики, экспериментирования и ТРИЗ.Тема проекта:  «Волшебное дерево»Время года:  ВеснаВозраст детей-участников проекта: Ср...

«Руководство детской проектной деятельностью на основе интеграции математики, экспериментирования и ТРИЗ». От 20.01.2017 Модель традиционных событий на год в старшей группе Воспитатель Куковерова Наталия Владимировна

ull;«Руководство детской проектной деятельностью на основе интеграции математики, экспериментирования и ТРИЗ».••От 20.01.2017••Модель традиционных событий на год в ст...

Как воспитать творческую личность на основе ТРИЗ и ТРИЗ-Педагагигки

Как воспитать творческую личность на основе ТРИЗ и ТРИЗ-ПедагагигкиАнастасия Гончарова, М.:2020год....

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования

Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...

Статья:Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования.

Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...