Конспект занятия с элементами тренинга, направленный на сохранение психологического здоровья обучающихся на тему «Волшебные превращения»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мамасуева Юлия Николаевна

Конспект занятия, который может быть использован в работе педагогов в детском сауду. Направлен на сохранение психологического здоровья детей, на психопрофилактику эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-zanyatiya_mamasuevoy_yu.n.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с элементами тренинга, направленный на сохранение психологического здоровья обучающихся

 на тему «Волшебные превращения»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий педагога-психологавработе с детьми(научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, напряжения, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности).

Задачи:

- способствовать развитию саморегуляции

- помочь осознать собственное эмоциональное состояние, которое вызывает определенный запах;

- развивать воображение;

- развивать внимание;

- расширить знания об органах чувств;

- формировать умение создавать тактильные образы;

- развивать умение концентрироваться на соответствующих ощущениях;

- помогать в снижении телесного напряжения и получении позитивного двигательного опыта;

- развивать коммуникативные умения и навыки;

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением представителей каких – нибудь профессий; альбомы, цветные карандаши; тактильные дощечки, кусочек ваты, камень, воск, веревка, раковина, деревянная палочка, металлический шарик, перышко; световые песочницы, разноцветные камни; су – джоки; смайлики; сладости.

Музыкальный ряд: музыка для релаксации; музыка  из киносказки «Мария, Мирабелла», из художественного фильма «Сказка о звездном мальчике» А. Рыбникова, музыка Поль Мориа «Музыка души»).

Ход занятия:

Психолог: (дети стоят полукругом на ковре): Ребята, сегодня у нас  необычное занятие. Называется оно «Знакомые незнакомцы». Мы будем с вами разговаривать, играть, представлять обычные, знакомые  предметы  и явления, но в которых будет что - то необычное, незнакомое. Будьте очень внимательны! И попробуйте в знакомом увидеть что – то незнакомое. Что бы вам было проще, я вам дам подсказку. Ответьте мне на вопрос: «Как, вы обычно здороваетесь? (Ответы детей: говорим «привет», «здравствуйте», «за руку»). Хорошо, молодцы, но это всем знакомо! А вы знаете, что эскимосы на далеком Севере здороваются носами? Они прикасаются друг к другу носами, тем самым приветствуя друг друга. Вот и сегодня мы с вами обычное приветствие сделаем необычным. И вы в течение всего занятия будьте внимательны и старайтесь в любом упражнении и задании, игре  увидеть незнакомое в знакомом и запомнить! Мы будем обсуждать с вами кто в «знакомом» увидел «незнакомца». Иногда я  вам буду давать подсказки, вы только должны постараться  их услышать!

1.Упражнение «Давайте поздороваемся». Дети по сигналу педагога хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

  • Один хлопок – здороваемся за руки
  • Два – плечиками
  • Три – спинками

2. «Конкурс хвастунов».

(Дети садятся по кругу в случайном порядке).

Психолог: Сейчас мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастался. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего в мире  соседа.

Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас! Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Выиграет тот, кто найдет в своем друге больше достоинств». (В данной игре не важна объективность оценки – реальные это достижения или надуманные.Не важен и масштаб достоинств – это могут быть новые тапочки, громкий голос и т.д.)

3. Упражнение «Закончи фразу»

Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о запахах. Они могут быть совершенно разные! Как вы думаете, ребята, могут ли запахи говорить? (дети отвечают)

Да, запахи многое могут рассказать нам. Например.

(Педагог говорит начало фразы, дети заканчивают ее)

  • Вот запах дыма и гари, значит, где – то рядом…
  • Запахло свежестью, значит только что прошел…
  • Пахнет ванилью, значит, кто – то…
  • Пахнет краской, значит, кто – то делает…

4. Игра «Кто кем работает?»

Психолог: Я дам каждому по картинке, на которой изображен человек определенной профессии. Вы должны описать характерные для него запахи, чтобы остальные ребята могли угадать, что нарисовано на картинке.

Психолог: Дети, что здесь может быть «незнакомое в знакомом»? (Ответы детей – профессии, это знакомо, но незнакомо то, что часто можно угадать профессию по запаху, и т.д.)

5. Игра – упражнение « Как пахнут чувства?»

Психолог: Ребята, а как вы думаете, могут ли пахнуть чувства? Какие вы знаете чувства? (грусть, радость, раздражение, любовь и т.д.). Я сейчас вам буду показывать картинки, а вы должны угадать какое чувство они выражают и изобразить его.(Показ картинок). Молодцы!

А теперь скажите мне, чувство «радости» (показ картинки «Радость», чем может пахнуть, как вы думаете (например, розой, сладким сиропом и т.д); «Грусть» - прокисшим молоком и т.д.) ?

Психолог: Что здесь было незнакомого в знакомом? (Ответы детей: знакомы чувства разные (радость, грусть, счастье и др.), но незнакомо то, что могут чувства ассоциироваться (напоминать) запахи и т.д).

6. Упражнение «Порхание бабочки» (играет спокойная музыка)

Психолог: (дети сидят «по-турецки», звучит музыка А. Рыбникова). Закройте глаза, выпрямите спинки и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.  Её крыльев легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветочек и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат…и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях. (Дети поочередно рассказывают о своих чувствах – радость, спокойствие, добро).

7. Упражнение «Мое настроение».

Психолог: Это очень теплые и хорошие чувства. Подойдите, пожалуйста,  к световым песочницам – изобразите на песке свои чувства (свое настроение), когда вы были «бабочкой» и украсьте красивыми разноцветными камнями «свое настроение». (Звучит музыка Поль Мориа). Здорово и необычно у всех  получилось. Красота!

Динамическая пауза: Дети хаотично порхают как бабочки, потом садятся в круг.

Психолог: ( Дети сидят в кругу). Ладошки – наши верные помощники. Стоит провести рукой по какой-либо поверхности, и мы можем многое узнать, определить предмет даже с закрытыми глазами, почувствовать настроение другого человека. А чтобы это получалось еще лучше, нам помогут «волшебные дощечки». Потрогайте их одну за другой.

Психолог  раздает детям тактильные дощечки.

  • Вот самая мягкая, как шерстка зайчика.
  • Вот гладкая, как поверхность реки, замерзшая зимой.
  • Следующая шероховатая, как будто дорога.
  • Вот здесь чувствуется что-то извилистое, может быть змейка, ползет по тропинке?

8. Игра «Найди пару»

Психолог: «волшебные дощечки» способны изменить настроение, помочь в различных ситуациях. Давайте попробуем это сделать.

Педагог говорит, какую дощечку надо потрогать. Дети по очереди с завязанными глазами находят нужную дощечку.

  • Если у кого – то грустное настроение, надо его «поднять» - потрогать что – нибудь приятное, мягкое.
  • Если кто – то слишком развеселился и не может успокоиться, ему можно предложить ровную дощечку.
  • Когда вы соберетесь сделать что – то важное, вам нужно стать сильным и храбрым – выберите дощечку с шероховатой, твердой поверхностью.
  • Если кто – то сердится, ему нужно погладить что – нибудь  гладкое, немного, немного скользкое.
  • Вы прекрасно чувствуете каждую дощечку, молодцы!

Психолог: Что здесь незнакомого в знакомом? (Ответы детей: знакомы разные поверхности, но незнакомо то, что они могут влиять на чувства, настроение).

9. Сочинение сказки «Перышко желаний».

Психолог: Теперь наши ладошки отправятся в сказку. А называется она «Перышко желаний». Что произошло с ладошками в путешествии,  мы  узнаем с помощью вот этих волшебных предметов.

  • Кусочек ваты (мех) превратится в облачко (пушистое, мягкое, теплое).
  • Камень – в гору, скалу или груду камней (острых, грубых, шероховатых).
  • Воск – в существо (липкое, вязкое, эластичное)
  • Веревка – в змейку (плотную, шероховатую).
  • Раковина – в пещеру, дом (гладкий, с острыми краями).

Отправились наши ладошки в сказочную страну за волшебным перышком, которое исполняет любые желания. Думали – думали, как туда попасть. Вдруг видят облачко…Пушистое, мягкое, теплое.(Дети передают друг другу кусочек ваты).

Сели ладошки на него, и так приятно было им  на нем лететь, что не заметили они, как оказались…..

(Далее педагог передает другой предмет, ощупываякоторый дети придумывают дальнейшее развитие сюжета, и т.д.)

Наша сказка подошла к концу. Понравилась вам сказка?

Психолог: Что здесь незнакомого в знакомом? (Ответы детей: знакомое – сочинять сказку, незнакомое – можно использовать многообразное количество предметов для сочинения сказки, даже самые необычные).

10. Упражнение «Пожелание»

Психолог: Теперь с помощью «Перышка желания» загадайте самое доброе и хорошее желание для себя или своего друга. (Дети передают перышко по кругу и говорят свои желания).

11. Упражнение «Су – джок»

Психолог:  «Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

 Посильнее разотрём.

 И к другому перейдём.

 (Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке).

«Мы колечки надеваем».

 Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

 Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

(Массажировать и закреплять название пальцев)

12.Рисунок «Фотография».

Психолог: А сейчас возьмите альбомы и цветные карандаши. Закройте глаза и представьте, что вы в данную минуту на празднике. «Сфотографируйте» себя. Откройте глаза и попробуйте нарисовать эту фотографию. Мы отошлем все «снимки» вашим друзьям.

(Звучит музыка Поль Мориа. Дети рисуют. Педагог, подходя к каждому, интересуется содержанием работы).

Психолог: В этом упражнении вы увидели что – то  необычное?  (Ответы детей: необычное то, что можно себя «сфотографировать» и сразу нарисовать «фотографию».

Психолог: Молодцы, ребята! Вы все постарались. Перед вами смайлики настроения – «радость», «спокойствие», «грусть»- возьмите, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, и приклейте на свой рисунок  в верхнем правом углу.

13. Упражнение «Апельсин»

Психолог: У меня для вас есть сюрприз! И вы и ваши ладошки сегодня славно потрудились. (Психолог капает капельку апельсинового масла в ладошку).

Психолог: Потрите ладошку о ладошку…, вдохните! Какой аромат вы чувствуете….апельсин, молодцы! Какой праздник вам напоминает этот приятный запах? (Новый год). Да, замечательный праздник Новый год, который уже спешит к нам.  Какие чувства у вас вызывает этот апельсиново - мандариновый запах? (Дети отвечают: радость, счастье и т.д.).

Психолог:

А знаете, чем пахнут дети?

Миндальным молоком,

Росою на рассвете…

Руками в карамельках,

Молочным шоколадом.

Ромашками в саду.

Душистым виноградом…

Вдыхая запах детства,

Единственный на свете,

Сказать могу я точно,

Что Счастьем пахнут дети!!!

Психолог: А что здесь знакомое в незнакомом: в упражнении «Апельсин и в этом стихотворении? (Ответы детей: знаком запах апельсина, запах Нового года, незнакомо, то, что «детство» пахнет, пахнут вкусно «дети» и т.д.)

14. Упражнение «Кто самый внимательный»

Психолог: Ребята, а может быть кто – то еще увидел в «знакомом» «незнакомца»?  Кто же самый внимательный? А может быть все внимательные?  Вспомните, пожалуйста, и расскажите нам? (Ответы детей. Так же, психолог подсказывает, что музыка, которая сопровождала нас все занятие - это обычно знакомо нам, но незнакомо, то, что хорошая, добрая, спокойная или радостная (которая и была на нашем занятии), эта  музыка благотворно влияет на наше здоровье, на наше отличное настроение и она помогает нам в жизни, когда бывает грустно).

Психолог: У вас сейчас ребята, замечательный период вашей жизни – это ваше Детство! А Детство, это радость и счастье, которое здОрово пахнет радостью, мандаринами, шоколадом, виноградом и карамельками, чудесами, цветами и душистыми травами! Сейчас вы можете подойти и не только почувствовать запах детства, но и попробовать на вкус! (Звучит музыка из «Мария, Мирабелла», дети угощаются фруктами и сладостями).

*перед занятием педагог-психолог обязательно берет согласия с родителей на разрешение использовать при работе с ребенком ароматического масла «Апельсин»; разрешение на угощение сладостями и фруктами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с элементами йоги для детей подготовительной группы с участием родителей «Волшебные превращения»

«Волшебные превращения»  (занятие проводится под тихую музыку «звуки природы»)  Цель: Способствовать созданию в семье условий для реализации потребности детей в физической активности; ф...

конспект занятия с элементами тренинга для детей второй младшей группы "Давайте познакомимся!"

Данное занятие педназначено для создания доброжелательной атмосферы в группе, проводится в начале года, когда дети ещё не успели поближе познакомиться друг с другом....

Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Волшебные превращения ручейка"

Конспект открытой комплексной непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Волшебные превращения ручейка"Задачи:1.Познакомить с круговоротом воды в природе; пр...

Конспект занятия с элементами тренинга "Жить дружно- это здорово!" для детей 6-7 лет

Занятие проводится педагогом-психологом в рамках цикла занятий по подготовке к школьному обучению, и развитию коммуникативных навыков. На занятии решаются множество задач: расширение представлений...

Игры с прозрачным мольбертом как прием, направленный на сохранение психологического здоровья дошкольников в период адаптации.

Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом в детский сад начинается следующий этап в жизни ребенка. Малыши тяжело привыка...

Тренинг для педагогов «Сохранение психологического здоровья»

Вы мечтали когда-нибудь найти клад или владеть сокровищем? А может многим из нас сокровище даётся при рождении? Но не все в состоянии сохранить, сберечь это сокровище. «Здравствуйте!&r...