Конспект занятия на тему: «Едины мы непобедимы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кайнова Наиля Зявдатовна

Конспект занятия на тему: "Едины мы непобедимы"для детей старшей группы по парциальной программе «Социокультурные истоки» (раздел «Истоки великой Победы») по образовательной области   «Социально – коммуникативное развитие»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

 

 

Цель: Познакомить с жизнью и деяниями Димитрия Донского.

Задачи:  

1.Знакомить с историческим прошлым и великими подвигами русского народа

2. Воспитание интереса и уважения к историческому прошлому России, к защитникам Отечества на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Развитие инициативной речи детей и способности воспринимать образ Великого князя Московского Димитрия Донского – победителя Золотой Орды в Куликовской битве.

3. Развивать потребность в получении информации исторического содержания, умение анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям.                                                                                                         4. Формировать патриотические чувства и представления о героизме.

Методические приемы:

  • Чтение рассказа «Едины мы непобедимы», стр. 17-19.
  • Просмотр презентации
  • Беседа по содержанию рассказа, стр. 20-21
  • Физкультминутка
  • Словесная игра «Расскажи фрагмент рассказа», стр. 22.
  • Рефлексия

Ход беседы

Ребята, помните мы свами читали рассказ «Едины мы непобедимы». О ком этот рассказ? (о Димитрии Донском) Хотите, я расскажу вам о нём поподробнее?

Предлагаю вам посмотреть презентацию об этом великом московском князе                                                                                                                                  В давние- давние времена жил в Москве князь Димитрий Иванович, а в других городах были свои князья и каждый правил своим городом. Несмотря на молодость, Димитрий Донской слыл сильнейшим князем Руси, отличался отвагой и открытым характером.

С ранних лет Князя Димитрия благословлял Святитель Алексий. Он стал его воспитателем. Димитрия Донского и святого связывали долгие годы дружбы и наставничества.

 Димитрий Донской сумел присоединить к Москве половину ростовской земли, завоевал Углич, подчинил стародубских князей, чьи владения лежали на границе с литовским Брянском. Подчинив власти Москвы, новые русские земли, город Суздаль, всё это усилило Московское княжество, и мощь княжеского войска. Теперь уже большее число русских воинов могло помериться силами с врагом.                                                                                          Не забывал князь Димитрий Донской и об укреплении столицы своего княжества. Он приказал обнести Московский Кремль крепкими стенами из белого камня вместо ненадежных деревянных стен. С этих пор нашу столицу и называют Москвой Белокаменной. Каменный Кремль для Димитрия Донского был могучей крепостью, способной отразить нападение всё ещё сильного врага. Мощные непреступные стены Кремля показывали растущую силу Москвы, ставшей центром объединения разрозненных русских княжеств.

А далеко за Москвой в поле жил кочевой народ – татары -монголы, ими правил Великий хан Мамай. С древних времен татары - монголы совершали набеги на земли русские, грабили, брали в плен русских людей.

Прекрасно понимая, что ордынское иго не может долго угнетать русский народ Димитрий перестал слушаться ордынского хана и решил больше не давать ему дань. Разгневанный хан Мамай решил проучить и наказать московского князя. Мамай послал многочисленный конный отряд во главе с хитрым и опытным военачальником – мурзой Бегичем наказать непослушного князя. Он хотел разорить русские земли и покорить Москву. Когда Димитрий узнал об этом, то он выступил на защиту всей земли Русской, и на реке Воже его войско полностью разбило и обратило в бегство ордынцев. Но у них ничего не вышло. Хан Мамай пришел в ярость он решил, что поражение было случайным, русские по-прежнему не умеют действовать сообща. Их надо разбить и жестоко наказать, и через 2 года Мамай собрал полчища несметные и решил опустошить землю Русскую.  Князь Димитрий понял, что им опять грозит опасность и готовился дать отпор им быстро и решительно. Он поехал в Троицкий монастырь, молился там Богу и получил благословение Сергия Радонежского на битву. На его призыв защитить русские земли откликнулись многие. Под знамена Димитрия Ивановича пришли многие князья и воины из разных русских уделов и земель. Объединенная рать во главе с Димитрием Ивановичем двинулась навстречу Мамаю. Димитрий торопился начать бой, пока к Мамаю не присоединились союзники.

Русские переправились через Дон на Куликово поле, выстроились в боевом порядке. Увидев, что неопытные воины стоят в передовом полку, Димитрий снял свои княжеские одежды. Сам же одел доспехи простого воина и встал в строй. Разгорелась великая битва. Страшны были удары копий и мечей. Звон оружия, стоны раненых, ржание коней – всё слилось в один гул. Начали враги теснить русский народ, и тогда внезапно вылетела русская конница. Растерялись враги и обратились в бегство. Димитрий сражался в Передовом полку и чудом остался жив. Мамай, стоя на холме, в смятении наблюдал разгром своих полчищ. Весть о победе разнеслась по всей Руси. Ликовали русские люди, но и печалились, славили воинов – победителей, и оплакивали погибших.

 Потери русских были велики. Несколько дней хоронили русские погибших. Куликовская битва стала первой победой русских над непобедимыми татаро - монголами.  После этой битвы благодарный русский народ в память за этот подвиг назвал князя Димитрия Ивановича Донским, так как победа над татаро - монголами была одержана ратниками под его началом на берегах реки Дон. Многих, павших в Куликовской битве русских воинов с почестями похоронили здесь же, на поле боя. Только москвичи уложили тела своих погибших героев в долбленые колоды и понесли домой. Звоном колоколов и ликованием встречала Москва победителей. После Куликовской битвы стало ясно, что господству Золотой Орды над русскими землями скоро придет конец.

После моего рассказа и просмотра презентации, попытайтесь ответить на вопросы:

1. Чем прославился на Руси Дмитрий Донской? (Он объединил Русские княжества и одержал первые победы над непобедимыми до этого воинами Золотой Орды)

2. Как Князь Дмитрий укрепил Московское княжество? (Он построил вокруг Москвы мощные белокаменные стены Московского Кремля)

3. Кто с ранних лет благословлял князя Димитрия на добрые дела и готовил к предстоящим подвигам? (Митрополит Алексий)

4. Для чего военачальник Золотой Орды Мамай послал большое войско во главе с мурзой Бегичем на русскую землю? (Он хотел разорить Русские земли и покорить Москву)

5. Что сделал Князь Димитрий, узнав об этом? (Он выступил на защиту всей земли Русской, и на реке Воже его войско полностью разбило и обратило в бегство ордынцев)

6. На что решился Мамай после поражения войска Бегича? (Через два года Мамай собрал полчище несметные и решил опустошить землю Русскую)

7.Как действовал Великий князь Димитрий, узнав о движении войска Мамая? (Действовал быстро и решительно. Он обратился ко всем Русским княжествам вместе выйти на защиту родной земли)

8.Как готовился к битве Великий князь Димитрий? (Он поехал в Троицкий монастырь, горячо молился Богу и получил благословение Сергия Радонежского на битву)

9. Удалось ли Князю Димитрию собрать мощное русское войско? (Удалось. Князья с дружинами из многих Русских городов соединились в одно мощное войско, и на Куликовом поле воины – богатыри нанесли сокрушительное поражение полчищам Мамая)

10. Как сражался на Куликовом поле Князь Димитрий? (Храбро сражался в Передовом полку и чудом остался жив)

11. О чем напоминает нам Великая победа в Куликовской битве? (ЕДИНЫ МЫ НЕ ПОБЕДИМЫ)

Физкультминутка:

«Будем мир мы защищать». Выполняется в парах.

1,2,3,4,5. (поочередно соединяют пальчики обеих рук)

Будем мир мы защищать (Жмут руки друг другу)

На границе встанем, (прямые руки вытягивают вперед)

Всех врагов достанем (шаг, выпад вперед)

Будем чаще улыбаться, (повороты в стороны, улыбаются друг другу)

А не ссориться и драться! (Обнимаются друг с другом).

А теперь я вам предлагаю поиграть в словесную игру «Расскажи фрагмент рассказа»                                                                                            

 Я вам говорю начало предложения, а вы должны его продолжить.

Великий Князь Димитрий, узнав о движении войска Мамая, действовал….(быстро и решительно.)                                                                         Он обратился ко всем Русским княжествам… (вместе выйти на защиту родной земли, всем вместе сразиться с полчищами Мамая.)                               Готовясь к сражению, Великий Князь Димитрий отправился в Троицкий монастырь….(получить благословение Сергия Радонежского).                        В монастыре он горячо молился Богу и получил благословение Преподобного Сергия                                                                                                                          Как Великий князь Димитрий сражался в Куликовской Битве? (Сражался храбро и чудом остался жив.)                                                                       Рефлексия                                                                                                               Вам понравилась это история? Что нового вы узнали? Свидетелями, какого события вы стали? О чём вы расскажете своим родителям? Хотели бы вы быть похожими на Димитрия Донского?                                       

 Подведение итога:                                                                                                 Сегодня мы с вами познакомились с Великим князем Димитрием Ивановичем Донским, который противостоял Золотой Орде, не побоялся встать на защиту своей Родины, земли русской.  Также и мы с вами должны любить нашу Родину и защищать ее от наших врагов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы. Тема: «Единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении».

Воспитывать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится искать пути подхода к ребенку, думать над разреше...

Консультация на тему:"Единый подход воспитания и развития ребёнка в ДОУ и в семье"

Статья разработана по материалам Дороновой Т.Н., Соловьевой Е.В. "Дошкольные учреждения и семья"...

 Консультация для родителей на тему : «Единый информационный ресурс: за и против?»

Консультация для родителей на тему : «Единый информационный ресурс: за и против?»...

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Единый день летних видов спорта»

В данном конспекте представлены игры с детьми на свежем воздухе по теме "Летние виды спорта"....

Родительское собрание на тему: "Единый урок по безопасности в сети " интернет"

Цель; Педагогическое просвещениеродителей дошкольников по проблеме безопасного использования ресурсов в сети Интернет....

Протокол родительского собрания в старшей группе на тему : «Единый урок по безопасности в сети интернет»

Единый урок, включая его мероприятия и информационно-методический контент по его проведению, ориентирован на возраст детей и подростков с 5 до 19 лет, что позволяет организовать обучение информационно...