Доклад для воспитателей: «Современные педагогические технологии сотрудничества, как средства реализации в ФГОС ДО».
материал

Шаповалова Наталья Николаевна

Доклад:

«Современные педагогические технологии сотрудничества, как средства реализации в ФГОС ДО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Верхнесеребрянский детский сад

Ровеньского района

Белгородской области»

Доклад:

«Современные педагогические технологии сотрудничества, как средства реализации в ФГОС ДО».

                                                             Подготовила:

                                                                                                Воспитатель

                                                                                                Шаповалова Н.Н.

        С.Верхняя Серебрянка.

      В системе дошкольного образования за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Дошкольные организации вступают в период глубоких качественных изменений. В ФГОС ДО изменены содержание  и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности « деятельностный подход» и на ее основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

Таким образом, современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия . 

      «Современные педагогические  сотрудничества», реализация, которой в образовательном процессе ДО становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС ДО.    

"Педагогика сотрудничества" – это, прежде всего педагогическое творчество. Её непреходящее значение в том, что это не только заметный шаг в утверждении новой, гуманистической и эффективной педагогики, но и сгусток творческой энергии воспитателей, платформа раскованного педагогического творчества.
Сотрудничество - это не просто открытость и настроенность воспитателей на детей, это ещё и способность через определённую систему принципов и методов организовать совместное творчество.


Каковы эти принципы и методы:

  •  это увлечённость ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью;
    определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности;
  • общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и ребёнка, как сотрудников, а не как ведущего и ведомых;
  • уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.

Воспитатель выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлечённый творчеством человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу. Творческая коллегиальность - вот что определяет характер педагогического общения с детьми.

Умение договариваться, оказывать и просить помощи, речевое общение и коммуникативная компетентность – все это является компонентами понятия «сотрудничество». 

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности.    Проблемы педагогики сотрудничества затрагивались в работах таких педагогов и психологов, как Ш.А Амонашвили, В.В.Давыдов, А.В.Петровский, Л.С. Выгодский.    Педагогика сотрудничества рассматривалась ими как перспективное направление развития дошкольного и нашла отражение в современной Концепции дошкольного воспитания.

Современные педагогические технологии сотрудничества:

 — Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса.

 — Изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от репродуктивных методов обучения на поисковые, творческие, осуществляющиеся  в  совместной  деятельности  педагога  и  ребенка.

— Применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе.  Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно делает его иным: одностороннее управление как взаимодействие воспитателя на ребенка  сменяется взаимным воздействием, при котором управляет не только воспитатель, но и ребенок, более того, в роли объекта воздействия со стороны ребенка оказывается воспитатель.

— Современная  педагогическая технология сотрудничества предполагает создание атмосферы радости и оптимизма как необходимого элемента процесса обучения, развития и воспитания.

   Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести сильное самосознание, точно так, как дети, выращенные на сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни.  

Важной задачей воспитателя  следует признать организацию сотрудничества между детьми.

      Этому может способствовать:

 — отказ от постоянной и жесткой иерархии отношений, сотрудничество как существенный элемент отношений;

— выход воспитателя из роли наставника и освоение роли организатора групповой деятельности;

— переход к «непедагогическим» формам образовательного общения:

 а) Развитие общего и взаимного интереса участников общения (воспитанников);

 б) Отсутствие дидактичности (поучения);

 в) Творческий характер общения (как задача воспитателя);

 — признание особой роли групповых и парных занятий как форм самостоятельной деятельности.  

Чтобы воспитатель мог на практике реализовать принципы равенства – диалогизма, соразвития, свободы, сосуществования, сотрудничества, единства и принятия, он сам должен иметь такой опыт переживания, проживания. 

         В  младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем,  подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные эмоции. Для развития сотрудничества нужна помощь взрослого, т.е. организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель – создать какой - либо рукотворный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Педагог создает детям условия, при которых они должны вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий.

       Развивающие занятия, в которых применяется технология сотрудничества, имеют определенную структуру:

- на первом этапе перед детьми ставится проблемная ситуация, которая побуждает их к поиску решения поставленной проблемы и способов совместной деятельности для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?».

      Для поиска решения задачи воспитатель организует беседу, в процессе которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Обобщив несколько ответов детей, педагог объединяет их и предлагает проверить через реальные действия правильность предположений детей: «вот постараемся выполнить задание, и увидим, кто из нас был прав».

- второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и педагога для решения поставленной задачи. Технология сотрудничества включает в себя несколько видов взаимодействия детей друг с другом. Это, прежде всего – работа в парах. Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах.

     Дошкольники должны понять, что выполнение задания зависит от слаженности совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

- третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания. При этом педагог так же может включиться в деятельность детей: в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.

- четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки.

      Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а так же форм контроля и оценки.

      Первый этап начитается со второй половины учебного года с детьми младшего возраста, так как к этому времени, дети осваивают определенный объем программного материала по сенсорному воспитанию,  а также получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего в игровых).

       На следующем, втором этапе, с детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа по развитию навыков взаимодействия детей в триаде. Полученные навыки взаимодействия между собой в определенной деятельности позволяют расширять целевые установки педагога при организации занятий и вводить новые элементы технологии сотрудничества.

       Новым вводимым элементом технологии сотрудничества на данном этапе является дискуссия.

       Цель третьего заключительного этапа (с детьми седьмого года жизни) является обучение детей самостоятельного выбору формы организации в непосредственно образовательной деятельности.

      Успешной реализации этой задачи способствует соответствующее содержание. Для овладения навыками совместной работы и определения для детей преимущества такой работы используются различные дидактические упражнения.

С уверенностью можно сказать, что стараемся  эффективно использовать технологию сотрудничества в процессе организации образовательной работы с детьми и взаимодействия с родителями. Нужно отметить, что это не дань современным тенденциям в развитии и воспитании детей, а осознанная целенаправленная деятельность, направленная на достижение конкретного результата. По мнению О.В. Солодянкиной, сотрудничество – совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к реализации который каждый стремится наиболее удобным для каждого себя способом, считаясь с интересами партнёра. Успешная социализация ребёнка во многом зависит от его умения сотрудничать со сверстниками. С этой целью  используем  в работе упражнения на взаимодействие (в парах, тройках, малых группах), индивидуальные упражнения, ролевые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

      Систематически организованная работа позволяет сформировать у детей следующие умения: 

• Понимать эмоциональное состояние взрослого, сверстника;

• Получать необходимую информацию в общении;

• Выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению;

 • Вести простой диалог;

• Спокойно отстаивать своё мнение;

• Принимать и оказывать помощь;

• Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

     Для того чтобы научить детей договариваться друг с другом, согласовывать свои действия,  организуем  в группе коммуникативные игры. Например, детям предлагается разделиться на пары и распределить роли. Один ребёнок выполняет движения, а второй, изображая зеркальное отражение, копирует его действия. Выкладывание частей лица на овале таким образом, чтобы изобразить определённое эмоциональное состояние - грусть, радость или удивление, собирание разрезных картинок с изображением эмоций в группах по два-три человека позволяет не только развить у детей умение договориться между собой, но и умение определять эмоциональные состояния. В процессе коллективного обсуждения дети выявляют причины возникновения тех или иных эмоциональных состояний, какое поведение или поступки приводят к их возникновению. Детям даётся возможность проиграть конкретные ситуации для их решения. Таким образом, дети учатся слушать собеседников, совместными усилиями делать выводы, находить пути решения ситуаций морального выбора.

       Главными условиями в процессе организации совместной деятельности с детьми это включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец – наличие мотивации на дальнейшую деятельность. Убеждаясь в том, что сотрудничество возможно только на фоне развивающихся личных контактов между всеми участниками деятельности. Когда участники деятельности несут коллективную ответственность за полученный результат. Дети и взрослые должны общаться по поводу того, что, как и с какой целью они делают. Только в этом случае педагоги и дети становятся равноправными партнерами. Вместе с нами  дети сообща занимаются увлекательными, творческими делами: помогают Умке узнать о том, кто такие пингвины, коллективно собрав информацию и оформив общее звуковое письмо; совместными усилиями изготавливают поздравление к Дню Матери; изготавливают лото для малышей, разделившись на группы; примеряя на себя роль сотрудников научной лаборатории, проводя опыты в группах, помогают Незнайке узнать о свойствах воздуха…

Важной составляющей совместной деятельности на основе технологии сотрудничества является рефлексия, через которую идёт осмысление своих действий, чувств, поведения, результата совместной работы. Адресуя вопросы каждому ребёнку, ориентируя детей на внимательное выслушивание друг друга. С помощью вопросов, адресованных детям, фиксируется  их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания. Грамотно организованная работа по развитию рефлексии значительно повышает эффективность деятельности по развитию навыков сотрудничества, так как выводит ребёнка на осознанный уровень, позволяет ему самостоятельно регулировать собственное поведение. В результате проделанный  работ  дети группы лучше усваивают  нормы морали и соотносят с ними свои поступки,  учатся  понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, учатся  сообща планировать деятельность, договариваться в процессе совместной деятельности, нести коллективную ответственность за результат. Основной целью установления взаимоотношений  детского сада и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно и интересно. Для вовлечения родителей в образовательную деятельность  организуются выставки совместных творческих работ родителей и детей. Данная форма работы позволяет успешно решать целый ряд воспитательно-образовательных задач: приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире, развивать познавательные интересы; развивать творческие и познавательные способности, повышать уровень педагогической культуры родителей, сблизить детей и родителей в совместном творчестве.

 Творческие поделки становятся украшением группы и помещений детского сада. Совместными усилиями детей и родителей были оформлены выставки: выставка поделок из овощей «Дары осени», «Вместе с папой, вместе с мамой»- выставка семейных фотографий, «Дорожная азбука» - рисунки дети и воспитатель, «Уроки маленького пешехода» - рисунки детей и родителей «Моё любимое животное»- выполненных из разных материалов (крупы, ниток, цветочных лепестков, бус, опила и других подручных материалов). «Вкусный и полезный бутерброд» сделанный вместе с родителями. Педагогами, родителями, детьми была инсценирована русская народная  сказка «Репка» .

Каждый раз не перестаём  удивляться разнообразию и красоте совместных работ детей и родителей. А сколько радости и гордости испытывают дети, принося работу в группу и говоря: «А мы это сделали с мамой или папой!». Во время создания выставок детям и родителям предлагаем  такие задания творческого характера как составление загадок об овощах, составление рассказов на тему «Полезное питание», изготовление книжек-малышек о правильном питании. Делали с детьми выставку на лучший букет. По моему мнению, важно, чтобы инициатива создания выставки исходила от детей. Благодаря созданию игровых проблемных ситуаций дети приходят к выводу о необходимости создания той или иной выставки и сами приглашают родителей принять участие в её создании. Например, подводя итоги рассказов детей о своих домашних любимцах, я задала детям проблемный вопрос: «Как интересно вы рассказываете о своих друзьях. Мне так хочется на них посмотреть. А вам ребята интересно? Но как же быть, ведь мы не можем прийти в гости к каждому?» Таким образом, дети самостоятельно пришли к выводу о необходимости создания выставки рисунков и поделок с изображением своих домашних любимцев. Я считаю, что каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители.

Изречение Ларошфуко гласит: «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях». Я стараюсь щедро одаривать похвалой детей и родителей своей группы. Они же в свою очередь, высказывают мне своё уважение, признательность и готовность всегда прийти на помощь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Современные педагогические технологии в креативном развитии детей"

Проблема человеческих способностей вызывает огромный  интерес во все времена....

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация для воспитателей "Современные педагогические технологии как условия реализации ФГОС".

Консультация для воспитателей ЧОУ "Начальная школа Православный детский сад "Cвято-Никольский" города Михайловска.Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать м...

Консультация для воспитателей современная педагогическая технология " Путешествие во времени"

Современная технология "Путешествие по реке времени", направлена на упорядочение временных отношений....

Консультация для воспитателей. «Современная педагогическая технология – интегративное обучение детей дошкольного возраста».

Данная консультация поможет педагогам разобраться, что такое интегративное обучение детей дошкольного возраста....

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Шашкова С.Е.

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Шашкова С.Е....