Конспект занятия в подготовительной группе "До встречи, осень"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Андрианова Ольга Леонидовна

Цель: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях

Образовательные задачи:

  • Расширять представления детей о характерных признаках осени; Закреплять умения находить их в природе;
  • Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений
  • Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни и животных, птиц осенью
  • Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, отвечая на вопросы полными предложениями.
  • Закреплять умения и навыки создавать поделки в технике “Оригами”;
  • Продолжать знакомить детей с техникой Айрис фолдинг;
  • Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы,
  • Продолжать учить выполнять поделку, используя схему;

Развивающие задачи:

  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление;
  • Формировать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление;
  • Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому;
  • Воспитывать стремление делать работу аккуратно, до конца;
  • Воспитывать самостоятельность, любознательность;
  • Воспитывать желание самостоятельно конструировать из бумаги.

Методы и приемы:

  • Практические: подвижная игра «Листопад»; «Птицы»; «Да – Нет»; изготовление книги «Осенняя пора»; Открытки в технике Айрис фолдинг; «Дары осени» в технике Оригами.
  • Наглядные: рассматривание посылки; картин с изображением разных периодов осени; изображения птиц; картографов; показ и изготовление открытки в технике Айрис фолдинг.
  • Словесные: загадки про диких животных; рассказ воспитателя, вопросы воспитателя; стихотворение «Красавица осень» Г. Исаева.

Материалы и оборудование:

  • Бубен;
  • Коробка, письмо от Осени;
  • Картинки с изображением разных периодов осени;
  • Запись звука птиц;
  • Картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, снежинка и солнышко;
  • Картинки, относящиеся к ранней, золотой и поздней осени;
  • Салфетки на столы;
  • Тряпочки;
  • Клей-карандаш;
  • Картон;
  • Цветная бумага;
  • Картограф со схемами оригами;
  • Заготовки для открытки в технике Айрис фолдинг;
  • Подарки детям от осени.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин, иллюстраций с осенними пейзажами.
  • Беседы «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся к зиме», «Красота осенней природы»;
  • Чтение художественных произведений, рассматривание в них иллюстраций: К.Ушинский «Осень», В.Бианки «Сентябрь. Октябрь. Ноябрь»; В.Коркин «Что растет на нашей рядке»; И.Бунин «Лес точно терем расписной»; М.Пришвин «Листопад»;
  • Заучивание стихов об осени;
  • Дидактические игры: «Назови ласково», «Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Четвертый лишний», «Скажи со словом «осенний», «Назови, какая погода», «Угадай, с какого дерева лист и плод»;
  • Прослушивание муз.произведений П.И.Чайковского «Времена года. Осень»;
  • Рассматривание  поделок, выполненных в  технике оригами, айрис фолдинг;

Содержание непосредственно-образовательной деятельности

I групповой сбор

Мой бубен звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.

 - Ребята, я получила необычную посылку и письмо. На письме написано «Д/с №27, детям группы №3». Хотите узнать, от кого оно? (да)

Тогда отгадайте загадку:

Несу я урожаи, 
Птиц к югу отправляю, 
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая? (
Осень)

- Да, ребята, эта посылка от Осени.

Давайте посмотрим, что же в конверте?

 «Дорогие ребята!

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что уже зима наступила. Я не знаю, что делать. Я не могу понять, какое сейчас время года? Помогите мне разобраться, пожалуйста! В помощь вам я отправила немного своего волшебства.

Осень»

Воспитатель: - Поможем Осени? (Да). Но в конверте больше ничего нет. Где волшебство? (Обратить внимание детей на посылку)

 - 1, 2, 3 – волшебство скорей приди!

В коробке лежит три картинки – ранняя, золотая и поздняя осень. Воспитатель вывешивает их на доску.

 - Ребята, что происходит с наступлением осени? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай. Птицы улетают в теплые края. Часто идет холодный дождь. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.)

Воспитатель: - Осень – замечательное, очень красивое время года. А вы знаете, что существует три осени и к каждой из них у нас особая любовь. Давайте назовем все осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Сентябрь в народе называют  ранняя осень или рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

Воспитатель: Какой второй месяц осени? (Октябрь) Октябрь называют золотая осень или листопадник. Почему? (Потому что опадают листья). 

Проводится подвижная игра «Листопад»

Мы листики осенние,

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Включается запись звука улетающих птиц

.

Воспитатель: Чьи это голоса? (Мы слышим голоса птиц).

Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

(Перелётные)

А почему они улетают?

(Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)

Каких перелётных птиц Вы знаете?

(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки)

Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

(Зимующие)

Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

Как нужно заботиться о зимующих птицах?

(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)

Ребята, давайте с вами поиграем в игру.

Проводится игра «Птицы»

Каждый из вас возьмет по картинке. Перелетные вы будете складывать на стол, где изображено солнце, а зимующие на стол, где нарисована снежинка. (Дети выполняют задание).

После того как все картинки разложили, воспитатель проверяет и обсуждают вместе с детьми их ответы.


Воспитатель: Последний месяц осени - ноябрь – поздняя осень или зимник (становится холодно, как зимой).

Осень изменила жизнь не только птиц, но и животных. А какие животные живут в лесу вы отгадаете. Готовы?

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.

(медведь)

Как он готовится к зиме?

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит, бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк)

Я сознаюсь виновата,

Я хитра, плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (лиса)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (олень)

Угадайте, что за шапка,

Меха целая охапка.

Шапка бегает по бору,

У стволов грызёт кору. (заяц)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

орешки я грызу. (белка)

Воспитатель: Ребята, волк, лиса, олень, заяц, как они готовятся к зиме?

Рассказы детей об изменениях в окраске меха зверей, о запасах на зиму.

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали.

Проводится игра «Да – нет»

Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Молодцы, справились с заданием.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся

Это время года… (осенью зовётся)

Воспитатель: Мы с вами вспомнили, что существует три периода осени: ранняя, золотая и поздняя. Какая осень сейчас? (Поздняя) Правильно, а это означает, что осень заканчивается, уже зима в окно стучится, пора осени  уходить. Как вы думаете, осень расстроится? (Да)

Красавица Осень спешила на бал,

Меняла наряды, цвета, украшенья.

И что же, последний листочек опал.

Расстроилась Осень, ей нет утешенья.

И хлынули слезы дождем проливным,

И холодно ей, и пропали надежды.

Ты, Осень, не плачь, не грусти, подожди,

И новые мы нарисуем одежды.

(Г. Исаева)

Воспитатель предлагает детям изготовить подарки для Осени. Дети расходятся по центрам.

Центр Литературы и грамоты

  • Рассматривание материалов и оборудования на столе;
  • Дети самостоятельно отбирают картинки, соответствующие названию страницы: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень;
  • Совместная деятельность: изготовление книги «Осенняя пора»

Центр Конструирования

  • Рассматривание материалов и оборудования на столе;
  • Рассматривание картографа с изображением схем сложения овощей, фруктов, грибов в технике оригами;
  • Складывание «Даров осени» по образцу, воспитатель оказывает помощь при необходимости.

Центр Изодеятельности

  • Рассматривание материалов и оборудования на столе;
  • Рассматривание образцов;
  • Воспитатель показывает, как изготовить открытку в технике Айрис фолдинг;
  • Совместная деятельность

II групповой сбор

Дети совместно с воспитателем подводят итоги проделанной работы.

  • После какого времени года наступает осень?
  • Какое время года наступает после осени?
  • Назовите осенние месяцы по порядку.
  • Назовите три осенних периода.
  • Почему перелетные птицы улетают в теплые края?
  • Как животные готовятся к зиме?
  • Что было бы, если бы следом за летом сразу наступала бы зима?
  • За что люди любят осень?
  • Что мы сделали для Осени?

Кладут подарки для осени в волшебную коробку.

1, 2, 3 – волшебство скорей приди! (В волшебной коробки появляются подарки для детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Превращение осеннего листочка»

Художественная деятельность в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе «Превращение осеннего листочка». Аппликация из осенних листьев....

Конспект занятия в подготовительной группе "В осеннем лесу"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе, с использованием предметных карт....

Конспект занятия для подготовительной группы "Золотая осень"

Закрепление представлений детей о характерных признаках  осени и осенних явлений...

Конспект занятия в подготовительной группе пластилинография «Осенний листочек»

- Закреплять приемы надавливания и размазывания,- учить смешивать различные цвета,- поддерживать желание доводить начатое дело до конца.- развивать мелкую моторику,- воспитывать навыки аккуратности....

Конспект занятия в подготовительной группе «Дары осени» по познавательному развитию.

Закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», характерные свойства овощей и фруктов. Формировать умение изготавливать листья в технике оригами. Систематизиров...

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: "Осень".

Конспект полностью отвечает всем целям и задачам.  Формировать умение  составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы....

Конспект занятия в подготовительной группе "Встречаем весну"

Цель: формирование интереса к весенним народным традициям путем изготовления куклы «Веснянки».Задачи:Образовательные: закреплять знания о народных традициях,  об изменениях, происходя...