Консультация для родителей
консультация (старшая группа)

Власова Татьяна Анатольевна

Консультация для родителей детей ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.67 КБ
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками».

Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Ребёнок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения в дошкольном возрасте.

Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:

- для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»

- ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

- речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.

- Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

- обеспечьте ребенку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.

- присоединяйтесь к ребенку, когда он смотрит телевизор, и старайтесь узнать, что его интересует, обсудите увиденное.

- у каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребенка реальные цели.

- помните, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы у ребенка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

Особенности общения детей среднего дошкольного возраста.

Начиная с пяти лет, ребенок предпочитает играть со сверстниками. Теперь их игра не разделяет, а объединяет. Дети сознательно сближаются друг с другом, чтобы вместе поиграть в ту или иную игру. Детям этого возраста важно не только присутствие и внимание другого ребенка, а именно соучастие, сотрудничество. Их общение становится более деловым, они ищут способы и подбирают слова, чтобы договориться о правилах игры, уговорить принять те или иные условия игры и т.д. Родителям следует насторожиться, если ребенок пяти лет беспорядочно бегает, стараясь завладеть вниманием других детей – это свидетельствует об отставании в социальном развитии. Дети до четырех лет в силу своих психологических особенностей «не видят» сверстников.

Начиная с пяти лет, дети проявляют активный интерес, чем заняты окружающие их сверстники. В игре они так же могут обижаться и ссориться, но такие чувства возникают уже на абсолютно другой почве. Дети начинают соперничать друг с другом. Свидетельство такой конкуренции проявляется в оценке поведения и действий своих сверстников, иногда они интересуется у взрослых, правильно ли поступил тот или иной ребенок. Любят напоказ выставлять свои преимущества и стараются тщательно скрыть свои неудачи. Очень часто дети в этом возрасте радуются проигрышу друга и огорчаются от его успеха. У детей появляются такие эмоции, как зависть и ревность, что становится причиной частых конфликтов. Сейчас для ребенка важна не его общность со сверстниками, а противопоставление им, он сравнивает себя с другими, оценивает, делает выводы.

Чтобы сгладить конфликты у детей в таком возрасте, необходимо включать их в сюжетно-ролевые игры. Дети могут сами придумать сюжет, распределить роли, желательно, чтобы все это происходило под незаметным контролем взрослого. Взрослый, если замечает, что назревает конфликт, может его сгладить.

Общение со сверстниками – важнейшая составляющая жизни ребенка в дошкольном детстве. Очень важно, чтобы это общение было полноценным и соответствующим возрасту ребенка. И задача родителей – сделать его таковым, не забывая про свой собственный пример, который лучше всяких

Чем отличается общение ребенка со сверстниками от общения ребенка с взрослыми?

Ребенок в кругу сверстников, и ребенок в кругу взрослых – это как будто два разных человека. Очень часто приходится слышать от родителей, что их ребенок дома очень активный, много кричит, бегает, прыгает, но когда этот ребенок попадает в группу сверстников, то его поведение может быть совсем другим. Он может быть замкнутым, скромным, тихим малышом. Достаточно часто происходят и другие случаи, когда дома ребёнка не видно и не слышно, а со сверстниками он очень активный. Такие ситуации наглядно демонстрируют то, как ребенок может меняться в зависимости от того, в каком обществе он находится – в кругу семьи или в кругу сверстников.

Большинство дошкольников в общении со сверстниками очень эмоциональны, раскованы. Тогда как с взрослыми дети проявляют спокойствие, они не позволяют в общении со старшими резких криков, громкого смеха и других ярко выраженных эмоций. Даже если понаблюдать за мимикой и жестами ребенка, то можно увидеть существенные различия. Общаясь со взрослыми, дети более сованы, а с одногодками они очень экспрессивны: могут ярко выражать нежность, а могут выразить свое недовольство, спровоцировав драку.

Начиная с четырех лет, малышам гораздо интереснее общаться с такими же детьми, как и он сам, а не с родителями. Поэтому экспрессивность чувств и эмоций из общения со взрослыми уходит и переходит на контакты со сверстниками. Дети дошкольного возраста, конечно, при их правильном воспитании, понимают, что в общении со старшими можно позволить себе далеко не все: нельзя кричать, драться, ругаться и т.п. Тогда как в общении со сверстниками они это могут себе спокойно позволить. Они ведут себя крайне непринужденно, свободно и раскованно: дети дразнят друг друга, кривляются, дергают друг друга за косички – в общем, делают все, что мы взрослые называем детским безобразием, от которого мы быстро устаем. А дети так могут общаться друг с другом днями напролет без всякой усталости. Подобное «безобразие» не стоит запрещать, если оно не выходит за рамки приличия и нравственного поведения. Ведь в таком детском кривлянии проявляется оригинальность ребенка, его индивидуальность.

Неудивительно, что дети дошкольного возраста очень любят фантазировать, представлять себя различными героями. Такое творчество необходимо поощрять, например, превратив это не в простое кривляние, а в театрализацию. В общении и играх со взрослыми дети, как правило, ждут инициативы от взрослого, предпочитают отвечать на его действия и высказывания. Играя же со сверстниками, дошкольники склонны брать всю инициативу на себя, то есть каждый старается быть лидером в играх, быть ведущим. Именно такая психологическая особенность общения детей-дошкольников часто приводит к конфликтам. Дети категоричны, не могут вести диалога, если ребенок решил, что он будет ведущим, значит так и должно быть, желание сверстников даже не рассматривается – отсюда ссоры, драки, обиды.



Предварительный просмотр:


Консультация для родителей:
«Роль игры в жизни ребенка. Играем вместе».

   Большинство современных родителей знают, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди, поиграй!» – ребенок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать.

   Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть. Действительно, именно через игру ребёнок познаёт мир, осваивает простейшие бытовые навыки, проигрывает житейские ситуации, пробует себя в новых ролях. Игра не только обучает, но и позволяет ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути. Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

   Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.

   Для детей 4- 5 лет очень важна игра. Они пока не отличаются необходимой наблюдательностью, достаточным запасом знаний, умений и навыков, не обладают необходимым самоконтролем для самостоятельной организации игры. Зато именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать и использовать накопленный житейский опыт, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы, развивая навыки манипуляции.

   Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как.

   А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.

1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.

2. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как в нее играть. Не умея в нее играть, ребёнок быстро утратит к подарку интерес.

3. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.

4. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине.

5. Подберите «правильное» время для игры. Ребёнок не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.

6. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность.      Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

7.Игры должны длиться не более 20 минут.

    Игра- это естественный способ обучения социальным навыкам: соблюдение правил, ожидание своей очереди, переживание неудачи – все это пригодиться ребенку в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...