"Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития"
статья (старшая группа)

Сурских Галина Васильевна

Нетрадиционное рисование развивает мелкую моторику пальцев рук и тем самым оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья44.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 20"

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Использование нетрадиционных техник рисования
в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития

                                                                                                      Составитель:

                                        воспитатель

Галина Васильевна Сурских

        Дошкольный возраст является периодом активного усвоения разговорного языка, становления всех сторон речи. Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной
речи. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важноезначение для формирования полноценной личности. Человек с правильной,хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задаватьвопросы, договариваться с партнерамио совместной деятельности. И наоборот, неясная речь затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередконакладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

         Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия .Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребенка необходимо как можно раньше.

Наблюдения за деятельностью детей и анализ специальной литературы по проблеме обучения детей нетрадиционным техникам рисования позволили сделать вывод: рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Нарисовав событие, легче потомрассказывать о нем. Рисование — самое первое и доступное средство выражения своих мыслей, переживаний, настроения. В рисунке ребенок может свободно обращаться с изображаемыми предметами. Рисование — большая и серьезная работа для ребенка, даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и' смысл. Рисование помогает координировать зрение и движения, овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Большинство специалистов сходятся во мнении, что рисование — один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание.

       Изобразительное искусство вызывает целенаправленность восприятия и в дальнейшем активизирует и повышает интерес детей к результатам работы. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развивается мышление, воображение.

        Это вызывает  у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые понравились, поделиться своими переживаниями с близкими; у детей пробуждается и развивается активность, формируется творчество. Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, обеспечивает положительное эмоциональное состояние/

Изобразительное искусство обеспечивает полноценное развитие таких процессов, как восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля, — процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни и отражения ее в творческой деятельности.

       Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие. Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха, дают маленькому художнику возможность, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в собственных силах. Владея разными навыками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора, что,в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характеру Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей.

Важно, что данный вид деятельности позволяет расширить знания детей, полученные на занятиях по умственному, нравственному воспитанию и др.

  1. Блок задач коррекционно-развивающей деятельности:
  • научить детей слушать и действовать по инструкции;
  • научить работать над словарем (знакомство с новыми словами);
  • способствовать развитию речевой моторики, дыхания, ритмичности, выразительности речи;
  • способствовать развитию мелкой моторики, координации движений;
  • формировать навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
  • воспитывать умение наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.
  1. Блок задач по формированию элементарных математических представлений:
  • закрепить представление о величине, длине сторон;
  • закрепить представления об окружности;
  • упражнять детей в количественном и порядковом счете;
  • закрепить знания направлений: вверх, вниз, справа, слева;
  • дать представления о середине, центре.
  1. Блок задач по умственному воспитанию:

развивать мышление детей, то есть умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе;

  • развивать умение детей связно высказываться, обосновывать свои суждения;
  • воспитывать познавательную активность;
  • развивать зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации;
  • закреплять представления об основных цветах и их оттенках.
  1. Блок задач по трудовому воспитанию:
  • научить детей владению кисточкой и другими материалами, используемыми в работе;
  • продолжать учить детей приводить свое рабочее место в порядок.
  1. Блок задач по эстетическому воспитанию:
  • познакомить детей с новыми техниками изобразительной деятельности;
  • формировать художественно-эстетический вкус;
  • создать условия экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
  • поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания;
  • поддерживать личностное творческое начало;
  • пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке.
  1. Блок задач по нравственному воспитанию:
  • воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Исследовательница изобразительного творчества ребенка Н. П. Сакулина писала: «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что в течение

дошкольного детства им удалось создать несколько действительно художественных образов. Но в развитии их личности это оставляет глубокий след, так как они приобретают опыт настоящего творчества, который в дальней- шем приложат к любой области труда».

Организация работы с воспитанниками по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы). В основе моей профессиональной деятельности лежит примерный перспективно-тематический план по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования, разработанный согласно лексической теме недели.

Первый год знакомства (старшая логопедическая группа).

  • Печатание ладошками.
  • Монотипия предметная.
  • Пальчики-палитра.
  • Тампонирование: губкой (поролоном), штампиками из овощей, трафарет из картона.
  • По мятой бумаге.
  • Методом тычка.
  • Оттиск пробкой, ластиком, картофелем, смятой бумагой, спичечными коробками, пенопластом, зубной щеткой.
  • Набрызг.
  • Клеевой резерв.
  • Восковые мелки + акварель.
  • «Рисование ногами».
  • «Рисование легкими».
  • Кляксография.
  • Рисование «по сырому».
  • Граттаж или «процарапаем картину» (зубочисткой или спицей).
  • Рисование ватными палочками.

Второй год знакомства (подготовительная к школе группа).

  1. Монотипия пейзажная.
  2. Рисование «тело по контуру».
  3. Диатипия.
  4. Рисование свечой.
  5. Обрывание, скатывание, комкание бумаги.
  6. Цветной граттаж.
  7. Черный маркер + акварель.
  8. «Знакомая форма — новый образ».

        В процессе взаимодействия сочетается групповая и индивидуальная работа. На специально организованной деятельности создаются благоприятные условия для общения друг с другом. Особое значение для общения и доброжелательных взаимоотношений детей друг с другом приобретают коллективные занятия, на которых дети создают общую картину средствами рисунка.

Наблюдая за деятельностью и взаимодействием детей, был сделан вывод, что организуемая деятельность:

  • формирует у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;
  • воспитывает стремление договариваться друг с другом, уступать товарищам, аргументированно и спокойно отстаивать свое мнение, радоваться общему результату деятельности;
  • помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  • способствует расширению словарного запаса, практическому овладению навыками словообразования, развитию связной фразовой речи.

Ребенок легко усваивает новые умения, если этот опыт приходит во время игры, занимательного действия.

Разработанные занятия помогают детям открыть многообразие изобразительных приемов, материалов и техник, с помощью которых он сможет создавать свои композиции.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. На начальном этапе работы ис

пользуются такие техники, как рисование пальчиками, ладошкой. Дапьше они дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксографии, монотипии, диатипии и т. п.

В работе с детьми целесдобразно использовать следующие приемы:

  • рассказ о разных способах изображения предметов;
  • использование и обследование фона;
  • мотивация к выполнению;
  • комментирование способа выполнения;
  • выполнение на «пробниках» (отработка какого-либо приема);
  • совместные действия (или пассивные), рука ребенка в руке педагога;
  • художественное слово, использование стихотворений, загадок;
  • вопросы педагога, которые дают детям возможность рассуждать;
  • выполнение работы небольшими частями;
  • использование музыки;
  • физкультурно-оздоровительные моменты (физминутки, релаксация);
  • учет индивидуальных возможностей и особенностей детей.

Структура специально

организованной

деятельности

  1. Организационный момент.

Цель— привлечь внимание детей; познакомить с содержанием занятия.

Методические приемы:

  • чтение стихотворения;
  • загадывание загадок;
  • чтение эпизода из «Истории про Мальчика, который хотел стать художником»;
  • получение приглашения от сказочного героя;
  • слушание аудиозаписей, звуков природы, или педагог имитирует, например, голоса домашних животных;
  • физразминка перед работой (изображение мимикой, жестами, в воздухе).
  1. Практическая часть.

Цель — знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования, выполнение практической деятельности с детьми, индивидуальное уточнение техники в процессе рисования.

Методические приемы:

  • рассматривание иллюстраций, готовой работы педагога;
  • показ приемов и этапов работы в указанных техниках;
  • определение этапов выполнения работы;
  • внесение дополнений в общую композицию;
  • разминка для пальчиков во время работы;
  • физминутка на координацию речи и движений.
  1. Заключительная часть.

Цель— способствовать развитию речевой и двигательной моторики детей.

Методические приемы:

  • проведение тематической подвижной игры;
  • просмотр рисунков в игровой форме: выбрать самую веселую композицию, самую необычную, ту, где больше (грибов, цветов), «Узнай, кто нарисован?», «Найди сходство», «Найди различия»;
  • слушание песенки или стихотворения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего возраста: рисование штампами

Дети в возрасте 3-4 лет еще плохо держат карандаш или кисть, далеко не у всех получается рисовать, и не у всех детей проявляется интерес к рисованию. Приобщение детей к художественному творчеству можн...

«Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.»

Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно пост...

Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру.

Доклад на педагогическом совете "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми. Техника Эбру....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ» (техника эбру)

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...