Особенности ранней профориентации детей дошкольного возраста.
консультация

Цыганкова Наталья Юрьевна

Материал предназначен для педагогов ДОО, родителей!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

На современном этапе в системе дошкольного образования большое внимание уделяется профессиональной ориентации детей. Профориентация дошкольников направлена на ознакомление детей с профессиями, воспитание позитивных установок к различным видам труда, формирование у детей элементарного опыта.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО указаны ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:

− ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

− способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

− ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

− активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Таким образом, работа по ранней профориентации дошкольников отвечает требованиям и находит отражение в ФГОС дошкольного образования.

Вместе с тем, в детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Существуют пробелы в учете индивидуальных личностных особенностей, интересов и способностей детей при планировании и осуществлении работы по профессиональной ориентации, при организации трудовой деятельности детей. Главным остается стремление педагогов осуществить программные требования, сформировать сумму знаний и умений, которые определены часто без учета реального уровня развития детей и региональных особенностей. Ранняя профориентация представляет собой «начальный этап подготовки ребенка к выбору будущей профессии, который заключается в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда для самостоятельного выбора профессии в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.  Ранняя профориентация детей в дошкольном возрасте имеет ряд своих специфических особенностей. Рассмотрим их. Исследователь Т.В. Пасечникова называет дошкольный возраст этапом допрофессионального самоопределения, так как он не связан непосредственно с выбором и освоением профессиональной деятельности, а является подготовительным к ней. По мнению ученого, главная цель допрофессионального самоопределения заключается в формировании у ребенка определенной наглядной основы, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительного отношения к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. С точки зрения профессионального самоопределения периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Этот этап берет свое начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5-3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста. На дошкольный возраст приходятся овладение ребенком «основными смыслами» человеческой деятельности, осознание важности труда, а также знакомство с конкретными профессиями в сюжетно-ролевых играх (игры в шофера, во врача, в продавца, т.п.). В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий, основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй. Первыми «учителями» в данном вопросе являются родители. В силу своего возраста и из-за недостатка жизненного опыта представления о мире профессий у детей ограничиваются лишь теми профессиями, которыми заняты их ближайшие родственники, и теми профессиями, которые дети встречают в повседневной жизни: продавец, водитель, врач. Но и об этих профессиях зачастую у дошкольников лишь поверхностные знания. А ведь мир профессий огромен и разнообразен. И познакомить детей с этим многообразием – важная задача. Чем больше и разнообразнее будут знания дошкольников о мире профессий, тем ярче и привлекательнее этот мир будет для них, и, возможно, в будущем эти знания помогут сделать им решающий выбор. Однако, по данным Н.Г. Хвалевко, проведенные опросы родителей дошкольников показывают, что 80% опрошенных напрямую никогда не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, только 5% берут их с собой на работу в связи с территориальной близостью к месту проживания. Интервьюирование детей выявляет, что только половина из них может назвать, где и кем работают их родители. Представление о занятости взрослых у детей размыто, самые распространенные ответы детей: «на работу ходят, чтобы зарабатывать денежки». Поэтому особое значение приобретает работа по формированию у детей уважительного отношения к людям труда, их деятельности, привитию первоначальных трудовых навыков педагогами дошкольных образовательных организациях. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Неслучайно необходимость работы по ознакомлению воспитанников детских садов с профессиями взрослых, воспитанием ценностного отношения к собственному труду и труду других людей определена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней, а также на создание условий для развития способностей каждого ребенка и приобщение его к общечеловеческим ценностям, на формирование позитивных установок к различным видам труда. К сожалению, в современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в формировании представлений о мире профессий у дошкольников и отсутствием системы формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о современном мире профессий, развития интереса к профессионально-трудовой деятельности. Проблема ознакомления детей с трудом взрослого человека и воспитания отношения к труду в течение десятилетий остается предметом исследований многих ученых. Проблема приобщения дошкольников к труду в детском саду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. В работах Р.С. Буре отмечается, что основная сложность работы по ознакомлению дошкольников с профессиями заключается в том, что большинство профессий недоступны для непосредственного изучения и наблюдения за ними. Поэтому в детском саду необходимо создать специальные условия, чтобы обогатить представления дошкольников о различных видах профессий, сформировать у детей уважительное отношение к труду, побудить их начать поиск своего любимого дела. Успеха в этом направлении можно достигнуть, ведя поиск новых, доступных и интересных детям форм, методов, технологий.

В качестве целей такой работы указываются следующие:

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключается, с одной стороны, в диагностике развития, позволяющей определить интересы, склонности и индивидуальные особенности детей.

С другой стороны, в методах воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей в соответствующей предметно-развивающей среде.

Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе.

Специфика задач профориентационной работы с детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст традиционно подразделяется на три подпериода: младший дошкольный возраст (3-4 года, вторая младшая группа детского сада); средний дошкольный возраст (4-5 лет, средняя группа детского сада); старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная группы детского сада).

Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по ранней для каждой возрастной группы.

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года). Задачи работы:

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Задачи работы:

- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;

- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;

- формировать первичные представления о мотивах труда людей;

- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;

- учить сравнивать профессии;

- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

- знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Задачи работы с детьми 5-6 лет:

 - расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи работы с детьми 6-7 лет:

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;

 - расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

- формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.

Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:

- ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

-называет профессии разных сфер экономики;

- различает профессии по существенным признакам;

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;

- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;

- объясняет роль труда в благополучии человека;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;

- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;

- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

Таким образом, ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

ПРОЕКТ РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ИНЖЕНЕРА»

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА1.     ранняя профориентация естественно-научного и технического направлений2.     информационное сопровождение и продвижение позитивного обр...

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»

Проект по ранней профориентации   «Детям о профессиях лесного хозяйства»  предназначен для работы с детьми....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА  ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...