Консультация для педагогов «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребёнка».
консультация (младшая группа)

Консультация для педагогов «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребёнка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка»

 

 Смена приоритетов в системе образования, переориентация с авторитарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога с детьми требует творческого     подхода к выбору технологии работы с детьми, в том числе и раннего возраста. В настоящее время ни  у кого не вызывает сомнений, что воспитание и развитие ребенка начинается с раннего детства, так как в этом возрасте закладываются и формируются такие личностные характеристики, как любознательность, интерес к окружающему миру, познавательная активность, воображение. Однако эти качества не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных  воздействий со стороны взрослых, определенной формы общения и совместной деятельности с ребенком, путем настойчивости в обучении, эмоциональной вовлеченности ребенка в педагогический процесс.

 С 2-3 лет познавательная активность ребенка,  интерес к окружающему миру возрастает. Познавательная активность у детей раннего возраста выражается в проявлении интереса к разного рода предметам (материалам), осмысленной предметной деятельности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Но познание маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослый познает мир умом, маленькие дети эмоциями. Поэтому при проведении любой деятельности с детьми раннего возраста нужно помнить, что любое объяснение бесполезно для малыша. Только действие руками и восприятие предметов своими глазами дают полную картину о свойствах предметов. Сам по себе ребенок раннего возраста – это маленький исследователь, он готов без конца открывать и закрывать банки, пересыпать песок и переливать воду, рвать и мять бумагу и совершать невероятное  множество других действий, позволяющих познакомиться с разными свойствами и соотношениями предметов и веществ.  Учеными доказано, что интерес к окружающему миру, познавательная активность в раннем возрасте успешно развиваются в такой специфической деятельности как экспериментирование. В процессе  свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует  к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

 Роль взрослого в этом процессе заключается не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

 Интерес к проблеме экспериментирования в раннем возрасте побудил меня взять тему по самообразования по данному вопросу. Я изучила  исследования Смирновой Е.О. кандидата психологических наук, Л. Павловой ведущего научного сотрудника Центра «Дошкольное детство» им А.В. Запорожца, Т.С. Гончаровой и других, где освещены основные вопросы развития детей раннего возраста, психические возможности и педагогические условия развития у детей интереса к окружающему миру, познавательной активности. Изучив теорию, я утвердилась в важности элементарного экспериментирования в развитии детей раннего возраста, выделила для себя, какими должны быть объекты, стимулирующие познавательную активность:

– во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают  у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности.

      – во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятности, что она вызовет различные исследовательские действия. Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Слишком  простые и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий,  таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

       Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка,противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться  с новыми и неожиданными. Это может быть обычные мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу. 

   Свою работу я начала с  написания перспективного плана игр-занятий с элементами экспериментирования. Запланировала проводить данные занятия два раз в месяц. Большая  часть работы по экспериментированию проводится не только на занятиях, но и в совместной деятельности. Содержание данной деятельности включает ознакомление детей с различными объектами неживой природы (вода, песок, камешки, магнит, бумага, тесто, проволока и т.д.). 

Понимая, что предметно-развивающая среда – это мощный фактор, обогащающий детское  развитие, уделила ей особое внимание. В группе оборудовала  уголок «Маленький исследователь», куда поместила  различные материалы  позволяющие познакомить с различными свойствами и соотношениями предметов.

 Игры с водой не только чрезвычайно  увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности.  Во время игр с детьми обязательно обращаю внимание на то, как ведут себя  в воде предметы из разных материалов, разного веса и размера, с отверстиями и без них. Дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений. Стремлюсь к тому, чтобы в предметно – развивающей среде постоянно появлялись компоненты, подлежащие детскому исследованию, чтобы она была неисчерпаемой и удовлетворяла потребность ребенка в новизне и преобразовании.

            Песочница – излюбленное место игр детей  во время прогулок. Дети с огромным удовольствием лепят куличики,  закапывают клад, а затем его ищут, учатся насыпать песок в ведерко лопаткой, утрамбовывать его, перекладывать из одной формочки в другую, копать ямки и насыпать большие кучи, сооружая дома и горки, вставляют в песок палочки, веточки, камешки и многое другое.  Очень интересным и захватывающим было  занятие « Домик для черепашки», где детям предлагалось построить домик из мокрого и сухого песка.  Дети делают выводы, что из сухого песка нельзя ничего построить, песок сыплется и домик ломается. А вот из мокрого можно лепить и строить.  Игры – занятия с песком ещё и очень полезны для здоровья, они благотворно влияют на психику, создают умиротворенное настроение, гасят негативные эмоции, развивают целый спектр умений и способностей, развивают мелкую моторику и координацию движений рук, тактильные чувства и воображение, мышление, фантазию, речь.

             На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Такое экспериментирование увлекает детей, в этом мы убедились на занятиях « Цветная водичка», « Волшебные краски».

            Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом.  Дети выражали крайнее удивление, когда пуговки и монетки вдруг задвигались, дети трогали движущие предметы, удивляясь по отношению к наблюдаемым явлениям. В процессе экспериментирования  каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет  ребенку проявлять свою исследовательскую активность.

          Много впечатлений получают дети от игр с камешками. С ними дети встречаются на прогулке, видели на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет – становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (пемза, туф). А если  камешки собрать в жестяную баночку, ими можно погреметь. Камешки можно бросать в цель (в пластиковую бутылку), ими можно попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом рассматривать. Их можно исследовать на шероховатость, гладкие камешки приятно катать между ладонями. Такая игра-экспериментирование воспитывает у детей познавательный интерес к окружающему миру, формирует представления о некоторых свойствах предметов.

     Много возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками-снежками из тонкой бумаги. В бумагу можно завернуть разные игрушки, можно порвать её на мелкие кусочки и заполнить ею разные ёмкости. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолетики, кораблики. На занятии «Кораблик для зайчонка» дети познакомились с разными видами бумаги, пробовали построить из неё кораблик и выяснили, что только из альбомной бумаги можно построить кораблик, который не утонет. Дети проявляли любознательность и с удовольствием экспериментировали, проявляли интерес к предметному миру, познавая его свойства.

            При проведении игр- занятий с элементами экспериментирования главное предоставить ребенку  больше свободы и чаще побуждать подумать, не торопиться отвечать за детей.  Доброжелательное внимание взрослого создает благоприятную эмоциональную атмосферу общения, придает ребенку уверенность в своих силах, ощущение важности его занятий, а оценка стимулирует желание продолжать и совершать свои действия, исправлять свои ошибки, добиваясь правильного результата. Главное помочь ребенку построить свой мир, где он будет высшим судьей и полным хозяином. 

                       В ходе проведенной работы отметила, что дети проявляют  интерес к предметному миру, любознательность, с удовольствием экспериментируют с разными предметами и материалами. Знакомясь с предметами, дети накапливают представления об их свойствах, что очень важно для их дальнейшего развития. У детей сформирована элементарная познавательная активность, показателем которой является интерес детей к предметам, материалам, стремление к обследованию и действию с ними, эмоциональная вовлеченность в деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте"

Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность в младшем дошкольном возрасте...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ПОЧЕМУЧКИ» по формированию познавательного интереса через развитие речи у детей младшего возраста

Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность малыша постоянно направлена на познание окружающего мира  и построение своей картины этого мира. Играя, ре...