Влияние художественной литературы на всестороннее развитие личности.
статья (подготовительная группа)

На протяжениии многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение в слух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. В процессе общения с книгой, как тогда, так и сейчас, человек не только познает прошлое, настоящее и будещее мира, но и учиться думать, анализировать, развивается творчески. Таким образом формируется нравственная и культурная основа его личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Влияние художественной литературы на всестороннее развитие личности.  

                                                                           

                                                               Верниченко Юлия Александровна

                                                                  воспитатель ГБДОУ № 16

                                                                      г. Санкт – Петербург              

                                                               

   Дошкольное детство очень важный период в жизни человека и играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только отдельный человек, но и общество в целом.

   Заложенные в этот период нравственные и образовательные приоритеты определяют жизненный путь всего поколения в целом. В этот период необходимо как можно больше уделять времени и внимания становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

   В современной педагогической науке большое количество методов и средств, направленные на достижение этих целей. Но есть средства, которые были актуальны в период становление педагогической науки, и не потеряли своей ценности и актуальности в наше время.

     На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение в слух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга.  В процессе общения с книгой, как тогда, так и сейчас, человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учиться думать, анализировать, развивается творчески. Таким образом формируется нравственная и культурная основа его личности.

   С появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения отодвинулась на второй план, уступив место детским фильмам, мультикам и познавательно-развлекательным передачам. Сегодня же создана целая индустрия, массово выпускающая развивающие игры, игрушки и электронные гаджеты. На родителей и педагогов сыпется информация о том, что те или иные программы тренируют память и сообразительность, развивают ловкость и мелкую моторику рук, прививают ребенку множество полезных навыков. При таком положении дел традиционная бумажная книга стремительно теряет свою актуальность.

     Однако детские психологи спустя несколько десятилетий вновь заговорили о пользе семейного чтения для ребенка. Исследования последних нескольких показали что, делая упор на физическое и умственное развитие детей родители забывают и упускают момент морально-нравственного воспитания. Личность человека формируется в семье, его мировоззрение и образ жизни. И именно в этом плане никакая электронная игрушка не заменит обычную книгу. Книга способна достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы. К сожалению, такой прекос в воспитании уже дал свои плоды. Зачастую можно наблюдать ситуацию, когда физически крепкий и сообразительный мальчик может ударить более слабого, отнять игрушку или нагрубить взрослым, устроить истерику из-за безделушки, которую не купили родители. Кроме того, современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность. Имеют место и логопедические проблемы: позднее появление речи, трудности в обучении чтения, ошибки при письме, сложности с учебой в целом.

   Причина этих проблем – функциональная незрелость структур головного мозга, т.е нарушение созревания мозга в процессе беременности, речевая депривация ребёнка в период активного речевого развития, а также широкое проникновение ТВ и компьютеров в повседневную жизнь. Частый просмотр мультиков или игры на планшетах и телефонах формируют у ребенка клиповое мышление, т.е ребенок реагирует на быструю смену картинок, часто без осознания сути происходящего, ориентируясь только на внешние признаки. Это делает невозможным передачу и  освоение социального опыта, снижаются его возможности адаптации к окружающему миру. Компьютерные герои не передают всей палитры речевой мимики, а это напрямую негативно влияет на полноценное и своевременное речевое развитие, а также на формирование мышления. В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а следовательно, и всех психических функций.

    Какой выход из этой сложной ситуации? Ответ прост – находить время и возможности для семейного (совместного) чтения художественной литературы. Чтение развивает речь, делает ее правильной, четкой, понятной, образной и красивой. Данный вид деятельности благотворно влияет на развитие таких качеств как сострадание, милосердие, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Читающий человек умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

   Еще один «плюс» в пользу совместного чтения  - укрепление взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в кругу семьи мы взаимодействуем: общаемся, т.е. обмениваемся информацией о социальном опыте, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло друг друга. Такой вид чтения очень благотворно и при этом бюджетно: требуется меньше времени по сравнению с другими видами семейного общения и взаимодействия, например, прогулками, а польза несравненно больше. Хотя, конечно, прогулки исключать нельзя. 

  Самое главное – положительный эмоциональный настрой родителей и их личное желание разобраться в сюжете, проанализировать его, перенести на свой опыт, поделиться с ребенком.

    В первый год жизни это будет не чтение, а прослушивание простых текстов (короткие стишки, потешки) и вместе с мамой выполнение простых движений (пальчики загибать, ладонь раскрывать, кашу на ладошки варить).  Это связано с тем, что у ребенка еще не развит речевой слух, зрение и совсем не устойчивое внимание. Однако для развития дальнейшей возможности читать ребенку необходимо слышать звуки и совмещать их с действиями. Потешки развивают восприятие речи, понимание смысла слова, в действиях с потешками возникает эмоциональное развитие, происходит общение с родителями и эмоциональное сближение.

    Ближе к году желательно добавлять разглядывание картинок, начиная с простых и понятных (предметы быта, животные), которые можно сравнить с предметами во вне, и, заканчивая сюжетными картинками (иллюстрации к сказкам с небольшим описанием сюжета). Если ребенок легко справляется с подобными заданиями, далее начинаем вводить маленькие стихи с картинками в книгах или сказки. При этом вводим обсуждение: покажи где лисичка, а где у нее ушки, а у тебя где ушки и т.д. Постепенно, с развитием речи можно уже спрашивать: а куда лисичка ходила, кого встретила. К четырем годам уже можно спрашивать: а как ты думаешь, что помогло Айболиту преодолеть все трудности пути?

   Если ребенок дошкольник, то выбрать можно любую интересную всем членам семьи книгу. Важно, чтобы она подходила по возрасту ребенку, сюжет был бы ему интересен, присутствовали бы реалистичные и красивые картинки. Главное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. Если это будет не такая книга, то вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и потеряет интерес к книгам .

   В том случае, если ваш малыш еще не освоил грамоту, читать вслух может кто-то из родителей. Важное условие -  чтение должно быть неторопливым, внятным и выразительным. При такой подаче воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Когда же он научится читать самостоятельно, ему можно предлагать читать вслух для мамы и папы. Обычно дети, привыкшие к таким импровизированным литературным вечерам, сами проявляют инициативу, а взрослые становятся внимательными слушателями.

   После прочтения книги (или ее части) необходимо обязательно обсудить прочитанное с ребенком. Поинтересоваться его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Побуждать его к рассуждениям, собственной оценке сюжета и произошедших событий. Но не навязывать собственное мнение ребенку, а обменяться мнениями по поводу прочитанного. Такое взаимодействие (обсуждение на равных) сближает семью, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными. В процессе обсуждения ребенок учится мыслить, отстаивать собственную точку зрения, объяснять свои выводы и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.Чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, способствует проявлению различных чувств и эмоций;

   Книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно из психологии, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму.  При прочтении доброй книги о животных, ребенок в процессе обсуждения будет понимать о необходимости  бережного и трепетного отношения к животным, потому что они слабые и беззащитные. Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания. Затем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.

   Книги и семейное чтение залог гармонично развивающейся личности, умного и успешного ребенка.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние художественных средств на всестороннее развитие дошкольника»

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связан...

Влияние художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников.

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. Краткое описания работы по приобщению детей к художественной литературе....

Родительское собрание "Художественная литература для всестороннего развития личности"

В данном конспекте говориться о важности книги в жизни ребёнка...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы во всестороннем развитии детей»

         Литература влияет на формирование нравственных чувств личности, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения лите...

Статья на тему: "Значение художественной литературы для всестороннего развития детей".

Книга для ребёнка – это, прежде всего всестороннее воспитание, которое способствует развитию у детей  любви к Родине, к близким,  природе, родному языку, культуре. Художественная литер...

Значение художественной литературы для всестороннего развития детей.

Значение художественной литературы для всестороннего развития детей.  Огромное место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.Книга для ребёнка &nda...