Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы.
материал

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13-vliyanie_na_duhovno-nravst.vospit.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние на духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы.

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: «Влияние на Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

План работы по самообразованию 2020–2022 гг.

Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

- применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со

старшими;

- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных

произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Актуальность

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы (взрослые) заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил свод нравственных понятий и человеческих ценностей.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Велика роль телевидения и средств массовой информации. В наше время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за ребенка. На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное началоразвить чувства, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.

Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства.В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель:

Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.

2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

3. Прививать интерес к положительным героям произведений.

4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

4. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1. Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.

2. Развиватьпознавательные процессы: речь, память, мышление.

3. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Приемы:

Словесные:

• Беседы;

• Игры-беседы;

• Рассказ;

• Чтение художественной литературы;

• Использование игровых ситуаций;

• Игры - беседы с персонажами сказок;

• Сочинение историй;

Наглядные:

Групповые выставки;

Рассматривание иллюстраций;

Практические:

• Игры – драматизации;

• Игры – инсценировки;

• Игры – забавы;

• Подвижные игры;

• Пальчиковые игры;

• Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера;

• Моделирование и анализ заданных ситуаций;

• Рисование;

Формы организации:

• Занятие по художественной литературе;

• Индивидуальная работа с ребенком;

• Коллективные работы;

• Тематические занятия;

• Пальчиковая гимнастика;

• Дидактические игры;

• Физкультминутки;

• Драматизация.

Методы ознакомления с художественной литературой.

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть.

2. Рассказывание воспитателя.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).

6.Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного кукольного театров.

Сотрудничество с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Содержание работы:

а) Ознакомительная работа, направленная на освещение сути вопроса на просветительском уровне.

б) Привлечение к сотрудничеству с ребенком – это очень важный момент работы, оказывающий большое воспитательное воздействие.

При этом родители выступают в роли слушателей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направить при необходимости взаимодействие «родитель – ребенок» в процессе беседы по прочитанному произведению.

Формы работы с родителями.

• Анкетирование

• Оформление папок – передвижек

• Консультации

• Различные мероприятия совместно с детьми

• Индивидуальные беседы

• Рекомендации

• Демонстрация наглядного материала

Cрок реализации плана: 2 года

1.Теоретический этап:

Изучение методической литературы по данной проблеме (в течение 1 года). Ульева Е. А. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми 2–6 лет»- Москва «ВАКО», 2014 г. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010.

Изучение статей в журналах (в течение 1 года) «Воспитатель ДОУ»«Дошкольное воспитание»«Ребёнок в детском саду»«Обруч».

Изучение инновационных методик и технологий (в течение 1 года) «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания».

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Подбор дидактических игр. Составление перспективного плана. Подготовка материала для работы.

2. Практический этап

Перспективный план на 2020-2021 год

Сентябрь.

1.Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой».

2.Анкетирование«Поделиться вашей точкой зрения о роли книги в воспитании ребенка».

2.Совместная деятельность с детьмиЧтениеи пересказ детям сказки«Бычок, смоляной бочок».

Дидактическая игра«Угадай сказку».

Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Октябрь.

1.Консультации для родителей: тема «Книги — наши верные друзья, а без книг нам быть никак нельзя!»

2.Совместная деятельность с детьмиЧтение русских народных сказок.Дидактическая игра«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Ноябрь.

1.Консультации для родителей: тема «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

2.Совместная деятельность с детьмиЧтение детям сказки«Три медведя».День матери: организация конкурса для мам «Маму очень я люблю».

Игры – забавы

Декабрь.

1.Консультации для родителей: тема «Что читать детям»

2.Совместная деятельность с детьми: Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Дидактическая игра«Из какой сказки герой».

Январь.

1.Консультации для родителей: тема «Как подружить ребенка с книгой».

2.Совместная деятельность с детьмиЧтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

Февраль

1.Консультации для родителей:тема«Особенности чтения сказок о животных».

2.Совместная деятельность с детьмиЧтениесказок русских писателей Рассказывание сказки с новой концовкой«Волк и семеро козлят»

Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки»

Март

1.Советы родителям: " О пользе чтения книг или что и как читать детям

5 – 7 лет»

2.Совместная деятельность с детьмиЧтение произведений о женщинах, мамах.

Выставка «Портрет моей мамочки»

Презентация «»

Апрель

1. Консультации для родителей о пользе домашнего чтения«Книга-лучший друг»

2.Совместная деятельность с детьми: Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок.

Май.

1.Консультация для родителей«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Июнь – август.

Планирование деятельности и перспектив развития. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.

Перспективный план на 2021-2022 год

Сентябрь.

1. Консультация для родителей «Роль сказок в развитии детей».

2.Совместная деятельность с детьмиЧтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций, беседы, обсуждения.

Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Октябрь

1.Консультация для родителей«Почитай мне, мама!» (о домашнем чтении вслух)

2.Совместная деятельность с детьмиЧтение рассказов о природе. Презентация «Я люблю тебя, России»(обсуждение, обмен мнениями)

Ноябрь.

1. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

2.Совместная деятельность с детьмиЧтение и обсуждение прочитанной сказки современных писателей. Словотворчество.

Декабрь.

1. Конкурс «Сказочная книга» (изготовление книжки-малышки родители-дети)

2.Совместная деятельность с детьми: Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни».

Экскурсия в библиотеку.

Январь.

1.Консультация для родителей«Почитай мне сказку, мама».

Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему«Как подружить ребенка с книгой»

2.Совместная деятельность с детьми:

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья» (обложка любимой семейной книги)

Февраль.

1.Консультация для родителей«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Выставка работ детей и родителей«Наши любимые сказки».

2.Совместная деятельность с детьми:

Чтение сказок А. С. Пушкина. Выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.

Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А. С. Пушкина

Март.

1.Памятка для родителей«Как выбрать полезную сказку для малыша».

В уголке для родителей поместить книжку –раскладку«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

2.Совместная деятельность с детьми:

Чтение стихов о красоте природы, О Родине.

Конкурс стихотворений о Родине, маме.

Апрель.

1.Совместная деятельность с детьми: беседа о космосе, космонавтах.

2. Выставка рисунков «Этот загадочный космос»

Добавить материал в театральный уголок, изготовление масок совместно с детьми.

Список литературы:

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич –Евстигнеева«Практикум по сказкотерапии».

4. Э.И Иванова«Расскажи мне сказку»Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

«Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы

Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в нем, сферу социальных отношений, нравственных основ жизни....

Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Проблема формирования нравственности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного ...

План работы по самообразованию в старшей группе детей (5-6 лет) по теме «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»

Актуальность выбранной темы:     Формирование духовно-нравственных качеств – одна из актуальных современных проблем общества, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отно...

Статья:" Духовно - нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы"

quot;Чем бы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник- книга"...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Консультация для родителей «Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы»Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но...