Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников старшей группы детского сада.
картотека (старшая группа)

Глазкова Ирина Юрьевна

Гимнастика для подвижности языка ( умение делать его  узким, широким, удерживать на нижних резцах, а также поднимать за верхние зубы). Гимнастика для подвижности губ ( умение вытягивать  и  растягивать  вперед ). Шуточные  чистоговорки для закрепления определенных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»

Картотека артикуляционной гимнастики

для дошкольников  старшей группы

детского сада.  

Составила:

Глазкова Ирина Юрьевна

Ковылкино, 2022 г

Дошкольные годы, самое подходящее время для укрепления органов речевого аппарата. Чтобы речь была разборчивой, а также произношение звуков четким и понятным. Необходимо прибегнуть к помощи артикуляционной гимнастики.

Артикуляционную гимнастику лучше проводить ежедневно от 3-15 минут совместно со всей группой. Все дети разные, некоторым достаточно занятий  до трех минут. А имеются дети с которыми необходимо заниматься индивидуально логопеду и еще дома родителям.

При выполнении артикуляционной гимнастики детям рекомендуется сидеть на стульчиках. Логопеды для индивидуальных занятий используют зеркальце, где ребенок может наблюдать за своим язычком. Важно дошколятам показывать наглядно и смотреть, как получается у них самих. При выборе упражнений  для артикуляционной гимнастики, необходимо начинать с простых  к более сложным. При выполнении трех-четырех упражнений, новым может быть только одно. В будущем количество упражнений может дойти до десяти. Делая язык  узким ,широким, отодвигая его назад ,в глубь рта. Мы тем самым развиваем подвижность языка. Немаловажными  упражнениями являются умение вытягивать губы вперед, округлять, растягивать. Развитие достаточной подвижности губ приводит к произношению звуков отчетливее и правильно. Важно следить за потоком воздуха. Иногда  детки сами держат ладошки и чувствуют сильный  у них поток воздуха или слабый.

Основные упражнения ,которые встречаются во всех комплексах:

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнаружены (называется упражнение «заборчик»);

2.Вытягивать губы вперед (называется упражнение « трубочка»);

3.Чередовать «заборчик»-«трубочка»;

4.Язык широкий («лопатка»);

5.Язык узкий («иголочка»);

6.Чередование движение языка то за верхние зубы, то за нижние ( «качели»)

7.Чередование языка то в правую щеку, то в левую ( « футбол» );

8.Открыть рот и держать открытым ( а-а-а-а).затем закрыть;

9.Подъем языка к небе  и удержать («грибочек»);

10.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки («бегемотик» ).

Цель артикуляционной гимнастики: добиться четкого произношения звуков.

Задачи артикуляционной гимнастики: развиваем подвижность языка. Вырабатываем умение делать язык широким и узким. Удерживать ее на нижних резцах, а также поднимать за верхние зубы. Формировать простые движения отодвигать язычок  вглубь рта.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков (С) (З) ( Ц):

1. «Заборчик»-широко улыбнуться, показать сжатые зубы. Удерживать такое положение  5-7 с. Повторять 5раз.

2.  «Слоник»-вытянуть губы вперед «трубочкой». Во время этого упражнения  зубки сжаты. Повторять 5 раз

3. «Чистим зубы»-открыть широко рот, улыбаться показывая  зубы. Затем кончиком языка «чистим зубки изнутри», двигая им влево-вправо. Начинать упражнение необходимо  с нижних, затем верхние. Кончик языка должен находиться за зубами. При выполнении этого упражнения, челюсть нужно поддерживать. Повторять упражнение 5 раз.

4. «Горка» -широко открыть рот, улыбнуться при этом показывая зубки. Спинка языка поднимается вверх. Стараемся сохранить  язык твердым и удержать его в таком положении. Повторять 5 раз.

5. «Качели» -улыбнутся, открыть рот, показать зубки, кончик языка двигается вверх-вниз. При выполнении упражнения рот необходимо держать открытым. Челюсть при выполнении не помогает. Повторять 5 раз.

6.  «Вкусное варенье»-широким плоским кончиком языка облизывать верхнюю губу сверху вниз. Необходимо следить за тем, чтобы были видны нижние зубы, язык в это время  прикусывать нельзя. Повторять 5 раз.

7. «Лопаточка»-рот открыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем нужно занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. Повторять 5 раз.

8. «Лягушка»-улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать такое положение нужно до счета «пять». После чего вернуть ротик в исходное положение. Повторять 5 раз.

9. «Накажем непослушный язычок»-положим широкий язык на нижнюю губу. Затем пошлепывая его губами, произносим : пя-пя-пя. Остановимся и стараемся удерживать язык в спокойном положении. Повторять 5 раз.

10. «Лошадка»-приоткрыть рот, улыбнуться, показать зубы. Цокать языком медленно-быстрее, затем быстрее-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий  кончик языка присасываем к небу, а после свободно опускается вниз. Повторять 5 раз.

Чистоговорки для звуков (С ) (З ) (Ц )

1.Стрекоза

За-са-за - это стрекоза.

За-са-за - летит стрекоза.

Зы-сы-зы - крылья есть у стрекозы.

Зой-зой-зой - я бегу за стрекозой.

Зу-зу-зу - не догнать мне стрекозу.

За-са-за - летает быстро стрекоза.

2.Ца-ца-ца - стоит цапля.

Цо-цо-цо - есть яйцо.

Цу-цу-цу - ветер по лицу.

Цы-цы-цы - беленькие зайцы.

3.Сы-сы-сы- в магазине есть весы.

Сах-сах-сах - стоят гири на весах.

Сов-сов-сов - в магазине нельзя без весов.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ( Ш),(Ж ), (Ч ),   (Щ ).

  1. «Заборчик»-широко улыбнуться, показать сжатые зубки. Удержать такое положение 5-7 с. Повторять 5 раз.
  2. «Чистим зубки»-широко открыть рот, улыбаться показывая зубы. Затем кончиком языка чистить зубки изнутри, двигая влево-вправо язычком. Начинаем с нижних, затем переходим к верхним. Следим, чтобы кончик языка находился за зубами. При выполнения упражнения челюсть нужно поддерживать, Выполняем упражнение 5 раз.
  3. «Слоник»-вытянуть губы вперед «трубочкой», зубки держим сжатыми. Упражнения повторять 5 раз.
  4. «Непослушный язычок»-широкий плоский кончик язычок пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя».Повторять  5 раз.
  5. «Блинчик на тарелочке»-широкий плоский язык положить на нижнюю губу, проговаривая «пя».(положили блинчик остывать на тарелочку).Удерживать такое положение 5-7 с. Повторять 5 раз.
  6. «Лопаточка» -ротик открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопаточку» в рот, стараясь не напрягать язык.
  7. Лошадка»-улыбнутся, присасывая язычок к небу, растягивая подъязычную связку. Язычком щелкать медленно и быстро. Упражнение выполнять 5 раз.
  8. «Качели»-улыбнуться, приоткрыть ротик показать зубки. Затем кончик языка отправляем  за верхние  и нижние зубы. При выполнении упражнения челюсть  необходимо придерживать. Выполняем 5 раз.
  9. «Парус»-улыбнутся, открыть рот и широким кончиком языка  дотронутся до нижних зубов, необходимо удерживать язык  в таком положении  на счет до пяти.
  10. «Киска сердится»-улыбнутся, открыть ротик. Кончик языка упирается в нижние зубки и выгибается горкой. Затем снова расслабляем. Повторяем до 5 раз.

Чистоговорки  для звуков (Ш),(Ж),(Ч),(Щ)

1.Кошка

Наша большая пушистая кошка

Стоит на окошке.

А ваша маленькая смешная кошка

Уходит с окошка.

2. «Ежи»

ЖА-жа-жа - жили-были два ежа.

Жу-жу-жу  – на двоих ежей гляжу.

Жу-жу-жу - ближе, ближе подхожу.

Же-же-же - вижу желудь на еже.

Ди-жи-жи – ёжик желудь покажи!

Жа-жа-жа – испугали мы ежа.

Жи-жи-жи - убежали прочь ежи.

3. «Калач»

Чи-чи-чи - печет печка калачи.

Ча-ча-ча -как хочу я калача.

Чо-чо-чо -ах, как  пальцам горячо.

Чу-чу-чу -жую я и молчу.

4. «Щётка»

Это щётка не моя,

Это щётка не твоя,

Это щетка щенка,

Чистим мы ему бока.


Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков (Л ) ( ЛЬ ) (Р ) (РЬ )

  1. «Заборчик»-широко улыбнуться, показать сжатые зубы. Удерживать такое положение 5-7с.Повторять 5 раз.
  2. «Лошадка»-улыбнуться, присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. При выполнении нижняя челюсть должна быть неподвижна. Повторять 7раз.
  3. « Трубочка»-открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в « трубочку». Повторять 5раз.
  4. « Грибок»-улыбнутся, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот. Повторять 7 раз.
  5. «Парус»-улыбнутся, открыть рот и широким кончиком языка дотронутся до нижних зубов, удерживать язык в таком положении  на счет до пяти.
  6. «Качели»-улыбнутся, открыть рот, показать зубки. Кончик языка двигается вверх-вниз. При выполнении упражнения рот необходимо держать открытым. При выполнении этого упражнения необходимо удерживать челюсть.
  7. «Гармошка»-рот приоткрыть, язык присосать к небу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая  подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке. Повторять 5 раз.
  8.  «Вкусное варенье»-широким плоским кончиком языка облизывать верхнюю губу сверху вниз. Необходимо следить за тем, чтобы были видны нижние зубы, язык в это время  прикусывать нельзя. Повторять 5 раз.
  9. «Дятел»-широко открыть рот, Кончиком языка постучать о нёба за верхними зубами. При этом произнося  твердый звук  «д-д-д». Выполняем удары медленно, затем добавляем  темп. Повторять 5 раз.
  10. «Маляр»-улыбнутся, приоткрыть рот и кончиком языка погладить (как-бы покрасить) нёба. Выполнять 5 раз.

Чистоговорки для звуков   (Л),(Ль),(Р), (Рь)

  1. «Скала»

Ла-ла-ла - вот стоит скала.

Лу-лу-лу - заберемся на скалу.

Ло-ло-ло - ой, куда нас занесло!

Лы-лы-лы -как  мы слезем со скалв?

  1. Ил-ил-ил - Павел в школу уходил.

Ыл-ыл-ыл -  дома он пенал забыл

Ул-ул-ул - завалился он на стул.

  1. « Крот»

Ра-ра-ра - роет крот нору с утра.

Ро-ро-ро - у крота свое метро.

Ру-ру-ру - любит крот свою нору.

Ры-ры-ры - крот пророет две норы.

  1. Арь-арь–арь - у меня букварь,

Орь-орь-орь  – у Сережи корь,

Ирь-ирь-ирь  – у мення снегирь,

Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека утренней гимнастики во 2 младшей группы детского сада на год.

Утренняя гимнастика  имеет большое оздоровительное значение, но только при условии систематичности. Физические упражнения благотворно влияют на детский организм. И способствуют активизации двигат...

Картотека утренней гимнастики в первой младшей группе детского сада

О пользе утрнней гимнастики в детском саду сказано и написано не мало. Зарядка является важной частью режима двигательной активности дошкольника, приносит  пользу для каждого ребёнка: пробуждает ...

Гимнастика пробуждения в старшей группе детского сада

Представленные гимнастики пробуждения могут использоваться воспитателями детских садов в старших группах. Каждый месяц - новый комплекс бодрящей гимнастики....

Картотека игр экологического содержания для старшей группы детского сада

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет приро...

Картотека дидактических игр для детей старшей группы детского сада

Для формирования связной речи дошкольников очень важно использовать дидактические игры...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

В данной картотеке приведены опыты и эксперименты для старших дошкольников в системе,помесячно....